/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F98553909c279556d8ece491d9af234a9.jpg)
Зеленский заговорил о создании частных армий: четыре плюса и риски для Украины
Не в "тех руках" ЧВК наоборот могут навредить государству
В Украине могут официально создать частные военные компании (ЧВК). Об этом на днях сообщил президент Владимир Зеленский. По словам гаранта, рассмотреть такую опцию его заставляют ультиматумы, постоянно выдвигаемые Россией. Впрочем, идея создать правовые основания для работы собственных ЧВК совсем не нова, тем более что де-факто такие парамилитарные формирования и так уже существуют. Как способны помочь в деле обороны украинские ЧВК? Зачем они вообще нужны, и не превратятся ли такие организации в инструмент передела собственности и власти, разбирался "Телеграф".
Что такое ЧВК?
Рынок частных военных компаний начал активно развиваться в мире еще в 1990-е годы, впрочем, правовое регулирование их деятельности до сих пор остается фрагментированным. В Европе рамку работы ЧВК определяет так называемый "Документ Монтре" (к его разработке, кстати, присоединялась и Украина). Там определено, что ЧВК — "это частные субъекты предпринимательства, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют".
Что это означает на практике?
– ЧВК могут существенно разгрузить [ВСУ] и помочь в подготовке бойцов. У нас в стране не хватает инструкторов, имеющих специальность. Стрелять то научить можно, а вот делать те же диверсионно-разведывательные операции — этому надо учить. И ЧВК могли бы помочь в этом направлении, — объясняет "Телеграфу" управляющий директор первой украинской ЧВК (юридически оформленная как ООО) "Омега Консалтинг Груп" Татьяна Кебкало.
К примеру, в течение 2022-2023 годов инструкторы "Омега Консалтинг Груп" научили минно-взрывному делу около трех тысяч спецназовцев ГУР МО. Стоп! Но если в ЧВК такие хорошие специалисты, то почему же они не в ВСУ?
– Потому что есть специалисты, которым за 60 лет, или они имеют право на отсрочку. Во-вторых, есть люди, не являющиеся гражданами Украины, – объясняет Кебкало.
Однако воевать, охранять и обучать могут и в действующей армии и спецслужбах. В таком случае…
Зачем Украине создавать ЧВК?
Во-первых, ПВК очень мобильный инструмент решения проблем.
– Например, какая-то часть хочет подготовку. Мы через два дня собрались, приехали на место и подготовили людей, – добавляет Кебкало.
Во-вторых, ЧВК могут владеть инструментами рекрутинга, которых просто нет в регулярной армии. Так, по информации основателей "Омега Консалтинг Групп", в настоящее время в мире можно найти около 20 тысяч подготовленных военных, которые присоединились бы к обороне Украины.
– У нас есть огромная база данных людей, которые могут воевать за Украину, – отмечает Татьяна Кебкало.
Собственно, таким "гибким" рекрутингом занималась и российская ЧВК "Вагнер", когда собирала новобранцев по тюрьмам РФ.
Впрочем, по словам Кебкало, власти не готовы финансово вкладываться в зарубежный рекрутинг.
– На все это нужны деньги. Один вопрос создать ЧВК, и совсем другой, кто будет оплачивать их работу. Мы столкнулись с тем, что у государства нет финансирования для того, чтобы привлекать ЧВК к работе, – говорит Кебкало.
В России этот вопрос был решен за счет местных денежных мешков. К примеру, по данным журналистов-расследователей, российскую ЧВК "Редут" финансируют миллиардеры Геннадий Тимченко и Олег Дерипаска, а на ЧВК "Конвой" дает деньги Аркадий Ротенберг.
– У нас есть много олигархов. Чего бы не подойти к тому же Ахметову? Понятно, что он занимается своими делами, но если мы говорим о победе, то надо объединяться. В контексте этой войны ЧВК будут не такими уж дорогими, но действенными, – подчеркивает Кебкало.
В-третьих, ЧВК могут продавать свои военные услуги на экспорт, тем самым, обеспечивая интересы государства и пополнение бюджета, ведь ЧВК это все же коммерческая структура.
– С точки зрения послевоенного времени, ЧВК это проекция силы или экспорт услуг по безопасности, в тех отраслях, или на тех территориях, где нецелесообразно, или невозможно использовать регулярные вооруженные силы. Это важно и может быть полезным, – комментирует "Телеграфу" политический аналитик Игар Тышкевич.
В-четвертых, после завершения войны ЧВК могут стать убежищем для большого количества профессиональных военных, которые не пойдут в земледельцы.
– Почему вообще возникла концепция ЧВК в других странах? Потому что определенной части людей (после военной службы или вооруженного конфликта) ментально трудно вернуться к мирной жизни. Во всех странах это от 2 до 4%. В основном, именно эти люди и являются рекрутинговой базой для ЧВК. Если этим людям в мирной жизни не дать удовлетворяющей их работы, часть из них может пойти в криминал, и это не уникальная ситуация в мире, – отмечает Тышкевич.
– Эта концепция необходима для государства, чтобы обеспечить ветеранов войны после победы работой и социализацией, – добавляет "Телеграфу" нардеп от "Слуги народа" Сергей Гривко, который является автором законопроекта по созданию украинских ЧВК.
Таким образом, преимущества легализации украинских ЧВК кажутся вполне ощутимыми. НО!
ЧВК это не частная армия, это все-таки сообщество обученных военных. Следовательно, возникают опасения, что не в "тех руках" ЧВК наоборот могут навредить государству, или же стать инструментом передела собственности в бизнесе. И пример "Вагнера" с походом на Москву, ярко свидетельствует о подобном риске. Или же турецкий ЧВК "SADAT", который по оценкам экспертов, играет роль частной армии Реджепа Эрдогана и его партии.
Очевидно, все эти риски государство понимает, ведь не зря еще в начале войны быстро интегрировало добровольческие отряды финансируемые частным капиталом ("Донбасс", "Днепр" и другие) в структуру официальных силовых органов.
Впрочем, ЧВК в мире работают, а если так, то, значит, правительствами их стран созданы эффективные предохранители, чтобы такие солдаты не вышли из-под контроля.
Как это устроено на Западе
Вероятно, "золотым стандартом" отношений государства с ЧВК можно назвать систему США. Там нет отдельного специального закона, однако деятельность ЧВК регламентируется законами о международном трафике оружия, контроле над экспортом оружия, антикоррупционным законодательством.
Согласно нормам этих законов, ЧВК должна иметь лицензию от государства на свою деятельность. При этом необходимы лицензии на экспорт оружия и технологий двойного назначения. Если работа ЧВК ведется в зоне боевых действий, то нужно еще и разрешение Минобороны. Кроме того, ЧВК должны детально отчитываться обо всех своих контрактах и, конечно же, не иметь дел со странами, находящимися под санкциями США.
Впрочем, несмотря на жесткие правила, и в Штатах случаются скандалы, связанные с деятельностью ЧВК. Самый известный из них – убийство группы гражданских в Багдаде в 2007 году сотрудниками ЧВК "Blackwater". После инцидента американская Фемида приговорила двух фигурантов этого дела к 30 годам за решеткой, а еще одному назначила пожизненное заключение. То есть строгий контроль государства за ЧВК – константа.
– Копировать чисто российский подход, когда ЧВК фронтовые, работающие только в серых юрисдикциях – это путь к поражению, криминализации этой сферы и дискредитация Украины в международном поле через некоторое время. Поэтому здесь вопрос, как мы будем это делать. Это вопрос закона: каким образом он будет прописан и реализован, – объясняет Тышкевич.
Действительно, существует принципиальная разница между украинским и российским подходом к теме ЧВК. В России подобные структуры, как "Вагнер", "Редут" или "Конвой", тесно связаны с властью и приближенными к "царю" олигархами. Фактически это продолжение руки Кремля. В украинском же контексте ситуация другая – политическая система остается открытой и меняющейся. Именно поэтому в Украине важно построить модель, где ЧВК не будут служить одному человеку или группе, а будут функционировать в четких законодательных рамках и под контролем государства.
А что в Украине?
На самом деле соответствующие законодательные наработки в Украине уже давно существуют. Впервые о легализации украинских ЧВК на законодательном уровне заговорили еще в 2018 году, когда в Раде появился законопроект о военно-консалтинговой деятельности. Подобный законопроект был зарегистрирован и в 2020 году, но в сессионный зал он так и не попал. Как тогда отмечала его автор, нардепка от "Слуги народа" Ольга Василевская-Смаглюк, ее инициативу тормозили представители Канады, США и Великобритании – мировые лидеры на этом рынке услуг.
– Практически весь этот рынок занят американцами и британцами, и подвинуться они не очень-то и хотят. Нас они видят там как дешевую рабочую силу, – подтверждает Кебкало.
По данным "Телеграфа", Украину посещали представители Эрика Принса – основателя американской "Blackwater", однако финансовые условия, которые они предлагали для украинских специалистов, были несопоставимы с контрактами для граждан США.
Последний по хронологии законопроект на эту тему появился в апреле прошлого года за авторством Сергея Гривко. Он предусматривает лицензирование деятельности ЧВК и главное — создание Государственной службы по делам международных оборонных компаний. Планируется, что этот специальный орган будет регулировать деятельность ЧВК и подчиняться напрямую ГУР МО. Это как раз и является предохранителем от попадания ЧВК "не в те руки".
– Первый принцип всех наших контрактов – не скомпрометировать интересы Украины. Конечно, если мы работаем на интересы государства, то должен быть орган (ГУР или Минобороны), кто контролировал бы направление. Да, можно говорить, что компания выйдет из-под контроля… Но на сегодняшний день существует много просто охранных компаний, "отжимающих" предприятия. И это не ПВК делают. В конце концов, если компания не выполняет условия контракта и начинает выходить за пределы своей компетенции, на это могут влиять государственные силовые органы, – отмечает Татьяна Кебкало.
Впрочем, через год после регистрации в парламенте, законопроект Гривка вообще не сдвинулся с мертвой точки, хотя Минобороны концептуально поддержало концепцию создания ЧВК. Почему так?
– Понимаете, в этом направлении проходит очень много диалогов. Коллеги поддерживают, но идет дискуссия. К примеру, в моем законопроекте прописано кому будет принадлежать сфера управления, это ГУР МО. Но есть мнения, что, возможно, это должна быть какая-то другая структура сил обороны, – объясняет Гривко.
Впрочем, далеко не все нардепы, тем более, из профильного оборонного комитета в восторге от легализации украинских ЧВК. Следовательно, и законопроект тормозит.
– С одной стороны, это хорошо, но, извините, иметь свою частную армию это тоже не очень хорошо для государства, — говорит в комментарии "Телеграфу" член комитета по нацбезопасности и обороне, нардеп от "Слуги народа" Юрий Здебский. – К сожалению, в нашем обществе с политической порядочностью все не очень хорошо. Поэтому вопрос нужно изучить.
Я занимаюсь теми проблемами, которые сейчас актуальны. Вопрос частной армии – не ко времени. Мне нужно защитить небо, разобраться с системой ПВО, Шахедами. Вот задача номер один. Встанет этот вопрос – будем подробно изучать, увидим все "за" и "против", послушаем информацию от правоохранительных органов, СБУ. Сейчас главный вопрос, чтобы выжила страна.
Таким образом, легализация ЧВК в Украине – это логический ответ на вызовы современной войны и потребность в гибких оборонительных решениях. Впрочем, успешная реализация такой модели зависит от четких правил игры, которые еще предстоит сформировать.