Украинские мемы во время войны превратились из шуток в настоящий инструмент информационного сопротивления — эксперт
Украинские мемы во время войны превратились из шуток в настоящий инструмент информационного сопротивления — эксперт
Украинские мемы во время полномасштабной войны превратились из интернет-шуток в настоящий инструмент информационного сопротивления, культурной мобилизации и психоэмоциональной поддержки, заявляет доктор политических наук, магистр психологии Лидия Смола в статье "Русский военный корабль", пес Патрон, "троянская" фура — как мемы стали оружием в Украине".
Автор статьи называет мем "оружием, призванным повлиять на человеческие убеждения и нашу "картину мира". По ее словам, мем не претендует на истинность, но обычно и не врет. Смола указывает, что до начала полномасштабной войны в Украине популярными были мемы "Визитка Яроша", "Киборги", "Путин - х..ло", "Ватник". Ученая заявляет, что эти мемы помогали украинцам самоидентифицироваться и служили оружием в гибридной войне, которую вела РФ против нашей страны.
Доктор политических наук утверждает, что после начала полномасштабной войны в 2022 году мемы в Украине стали уже не чисто юмористическими, а приобрели политическое содержание.
Автор отмечает, что первым лингвистическим ударом для армии страны-агрессора стал мем "Русский военный корабль, иди на...". Об этом меме, указывает Смола, рассказывали как в западных развлекательных и политических ток-шоу, так и в медиа.
"А мем"Добрый вечер, мы из Украины" (фраза Марка Галеневича из "ДахиБрахи") доказал, что вежливость может быть с гранатометом за спиной", - пишет ученая.
Ежедневно в своем общении 60% украинцев в возрасте от 18 до 60 лет активно используют мемы, а 93% граждан каждый день видят их в социальных сетях, свидетельствуют данные социологического опроса Gradus Research, который провели в марте 2025 года.(В опросе приняли участие 1000 украинцев, проживающих в городах с населением 50 тысяч жителей и более, кроме территорий, где идут бои и временно захваченных населенных пунктов).
Ученая обращает внимание на то, что несмотря на популярность мемов среди украинцев, более 50% опрошенных не создают и не распространяют их. Смола делает вывод, что мем является "универсальным языком", который знает большинство населения, но не каждый украинец "разговаривает" на нем.
Автор сообщает, что мемы имеют наибольшее влияние на молодежь (людей в возрасте от 18 до 35 лет). Смола указывает, что мемы являются "их форматом и рефлексией", поскольку молодые люди не только потребляют информацию, но и переосмысливают ее через юмор.
Такие мемы как: "Русский военный корабль, иди на...", "Бавовна", "Паляниця", "Пес Патрон", "Добрый вечер, мы из Украины" в своем общении использовали почти 70% граждан.
Отмечается, что для почти 50% украинцев мемы помогали поддерживать эмоциональное равновесие. С мемами "Бавовна", "Русский военный корабль, иди на..." и "Добрый вечер, мы из Украины" 31,5% граждан ассоциируют победу нашей страны в войне, которую начала РФ.
"Но не менее узнаваемыми являются и те, что возникли раньше: "Киборги", "Путин - х..ло", "Бандеровцы". Эти мемы стали формой сопротивления, самоидентификации и мобилизации нации", - указывает Смола.
В то же время у 20% респондентов очень негативные эмоции вызвали мемы о "ТЦК. Поцелуи с ровенским военкомом" и изображения со словами, которые "выложены трупами россиян".
Смола считает, что в будущем исследователи будут изучать украинские мемы наряду с официальными отчетами о войне и мемуарами и протоколами Генерального штаба.
"Потому что именно в них есть эмоциональная правда нашей бурной эпохи, полной потерь и боли. Настоящий мем точно попадает туда, куда не могут попасть официальные обращения", - добавляет ученая.