/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F6d241ba2a5d7bd1aeb4f4eb7051a7614.jpg)
Закон, который не работает: почему онлайн-казино обходят запрет на рекламу азартных игр
Реклама игорного бизнеса перекочевала в интернет, где контролировать ее государство практически не может
Одной из причин бешеных сверхприбылей, которые зарабатывают в Украине онлайн-казино, является абсолютно неконтролируемое государством распространение их рекламы в сети интернет. Именно через нее онлайн-гемблинг чаще всего проникает в мозги украинцев, поселяется там и заставляет тратить на себя все больше и больше денег.
Ни прошлогодний указ президента, направленный на ограничение такой рекламы, ни новый закон, вступивший в силу с 1 апреля 2025 года, ситуацию кардинально не изменили. Вездесущая онлайн-игорка находит все новые и новые лазейки заявить о себе. Несмотря на прямой запрет, под прицел рекламных гемблинг-атак, продолжают попадать военные, на защиту которых, собственно, и были направлены последниеактивности государства в этой сфере.
"Телеграф" исследовал, сколько в целом могут тратить на рекламу онлайн-казино в Украине и в чем состоят основные проблемы борьбы с засильем такой рекламы, собрал примеры нескольких показательных схем, с помощью которых онлайн-гемблинг привлекает к себе новые "жертвы", и поговорил со специалистами по поводу возможных средств противодействия игорной экспансии.
А вы говорите, деньги на оборону…
В 2024 году украинцы, по данным народного депутата Ярослава Железняка, в общей сложности потратили на пополнение игорных счетов 160 миллиардов гривен. Для понимания: это седьмая часть всего бюджета Минобороны за прошлый год. Конечно, какая-то часть этих средств потом вернулась игрокам в виде выигрышей, еще часть (16,9 млрд грн) — оказалась в виде налогов в бюджете. Но все остальное – сформировало доходы онлайн-казино. И это только те заработанные ими деньги, о которых известно официально.
Так, только первая десятка лидеров игорного рынка, по данным ресурса Опендатабот, официально заработала на украинцах 55,6 миллиарда гривен. Девять из десяти этих компаний, согласно данным государственных реестров, являются именно казино в сети интернет. В целом же в этом секторе игорного бизнеса работает 21 субъект (28 зарегистрировано, но у 9 лицензии считаются аннулированными). Следовательно, можно говорить об официальных доходах всего сегмента онлайн-казино в Украине за прошлый год на уровне около 60 млрд гривен.
В плане расходов сегмент онлайн-казино отличается от других разрешенных в Украине видов игорного бизнеса. Он, например, не нуждается, как "классическое" казино с рулеткой, в отдельных средствах на организацию места для проведения деятельности. Или в необходимости дополнительного лицензирования и затем обслуживания аппаратной части, как игровые автоматы.
Все, что нужно онлайн-игорке, – оплатить одну лицензию, обеспечить работу платформы игрового софта и выплачивать зарплату персоналу. Ну а львиная доля доходов онлайн-казино идет на самую главную статью их расходов – продвижение, то есть на ту самую рекламу, которая заманивает новых игроков.
Enemy Unknown
Сколько конкретно средств тратят украинские онлайн-казино на свое продвижение (как в целом, так и каждый бренд в отдельности), пока точно неизвестно. Как нет точных данных и о принципах распределения рекламных расходов игорного бизнеса, приоритетов и механизмов рекламирования. Сами они эти данные не раскрывают, а публичных исследований, которые могли бы это прояснить, похоже, просто не существует. Или если и существуют, то в закрытом формате.
Почему этот вопрос важен? Потому что, используя военные аналогии, получается, что государство пытается бороться с "врагом" (здесь имеем в виду засилье рекламы онлайн-казино), не имея никакого понятия ни о его ресурсной базе, ни о стратегии и тактике его "наступлений". Следовательно, любые шаги по противодействию такой рекламе напоминают хрестоматийную борьбу с ветряными мельницами и, скорее всего, будут иметь такой же результат (об этом ниже).
"Телеграф" обратился с просьбой о комментарии относительно объемов расходов на продвижение такого бизнеса к представителям сразу нескольких известнейших профильных агентств, связанных с мониторингом в сфере рекламы (Всеукраинская рекламная коалиция (ВРК), IAB Ukraine, Kantar и другим), и ни одно из них не смогло прокомментировать этот вопрос. Основной причиной отказа называлось отсутствие мониторинга именно в этом секторе.
В этом контексте хуже всего то, что понимание, сколько конкретно онлайн-казино тратит на свою рекламу и какие пути выбирает для ее распространения, — отсутствует у государства. В любом случае, таких данных не публикует ни один из государственных органов. Нет никакого упоминания об анализе реальных объемов и каналов рекламы онлайн-игорки и в пояснительной записке к новому закону, призванному обеспечить ее ограничение.
Впрочем, раньше в том же ВРК об этом вопросе вскользь упоминали, пусть в довольно общих чертах. Так, глава организации Максим Лазебник в недавнем комментарии ДМ, в частности, подчеркивал, что до введения с 1 апреля 2025 года законодательных ограничений реклама игорных заведений (вероятно, только официальная реклама) занимала третье место по объемам, уступая только рекламе медикаментов и товаров широкого потребления. Также он отмечал, что игорный бизнес тратил на рекламу в социальных сетях, интернет-медиа и контекстную рекламу около 40% своих бюджетов, еще 30% уходило на ТВ, по 10-15% — на радио и наружную рекламу, а оставшаяся часть (приблизительно до 10%) доставалась ОТТ-платформам, спортивным трансляциям и спонсорским проектам.
Эти данные, конечно, мало что говорят о конкретных суммах, но хотя бы дают общее понимание о принципов распределения рекламных бюджетов гемблинга по каналам.
Если же хотим хотя бы приблизительно оценить, сколько онлайн-казино тратят на рекламу, то можно попробовать использовать эмпирический метод. За минимум возьмем традиционные 10% от годовых доходов, которые, как считается, должен тратить на продвижение обычный бизнес. Ну а верхнюю планку – из откровения нынешнего владельца и СЕО компании Parimatch (известна своим агрессивным маркетингом, сейчас находится под санкциями и лишена в Украине лицензии. — Ред.) Сергея Портнова, который считает, что для успешной деятельности игорной компании и обеспечения роста на рынке эта статья расходов должна составлять треть доходов.
Отталкиваясь от этих показателей и уже упомянутой суммы доходов (60 млрд грн за прошлый год), можно говорить, что расходы на продвижение всех украинских онлайн-казино в 2024 году могли составлять от 6 до 20 млрд грн. Для сравнения, в прошлом году на закупку дронов для ВСУ через систему Prozorro было израсходовано около 15 млрд гривен.
Нормативные инициативы: много красивых и пустых слов
Год назад из-за чрезмерного распространения игорной рекламы наконец-то забеспокоились власти. Главным поводом стали многочисленные случаи лудомании среди военных. 20 апреля 2024 года президент Украины подписал указ 234/2024, которым ввел в действие решение СНБО "О противодействии негативным последствиям функционирования азартных игр в сети интернет". Решение, в частности, предусматривало и безотлагательные действия правительственных структур по ограничению активности в сфере рекламы игорных заведений, в том числе среди военных.
А уже в декабре 2024 года Верховная Рада приняла Закон 4116-IX, направленный на борьбу со лудоманией, который кроме прочего также должен существенно ограничить распространение рекламы "игорки". Положения этого закона, которыми, в частности, вносятся изменения в Закон "О рекламе" и ряд других законодательных актов, вступили в силу с 1 апреля 2025 года и являются обязательными для всех субъектов хозяйствования, причастных к игорному бизнесу и его рекламе.
Итак, что говорят законодательные нормы о регулировании рекламы азартных игр? Они говорят, что теперь в Украине запрещены все рекламные проявления в сфере рекламы игорного бизнеса, кроме предусмотренных законом 7 частных случаев. Реклама "игорки" разрешена только:
- в линейных аудиовизуальных и аудиальных медиа с 23 часов до 6 часов;
- в специализированных изданиях, посвященных азартным играм и/или спорту, предназначенных для лиц старше 21 года;
- непосредственно в помещениях игорных заведений;
- на веб-сайтах организаторов азартных игр и/или в мобильных приложениях организаторов азартных игр, через которые осуществляется деятельность в сфере организации и проведения азартных игр, а также на веб-страницах организаторов азартных игр на платформах общего доступа;
- в зарегистрированных в соответствии с Законом Украины "О медиа" онлайн-медиа, предназначенных для лиц старше 21 года;
- в зарегистрированных в соответствии с Законом Украины "О медиа" нелинейных аудиовизуальных медиа, при условии применения технической возможности по направлению рекламы на лиц старше 21 года;
- на платформах общего доступа к информации, платформах совместного доступа к видео, в поисковых системах (поисковых сервисах), при условии применения технической возможности таких платформ и систем (сервисов) для направления рекламы на лиц старше 21 года.
Кроме упомянутых "разрешительных" положений, законодательство отныне также содержит прямой запрет на участие в рекламе азартных игр лиц младше 21 года, врачей, военных, волонтеров, деятелей культуры, актеров кино и использования их образов. Также запрещено использование торговых марок, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми ведется деятельность по организации и проведению азартных игр и спонсорство (кроме некоторых исключений).
И вдобавок, чрезвычайно интересным законодательным изменением стало положение относительно того, кто должен определять требования к распространению в медиа рекламы азартных игр, игровых торговых марок и т.д. Это сейчас так называемые "органы совместного регулирования в сфере медиа" (по сути – отраслевые объединения), которые должны разработать соответствующие кодексы и правила.
После вступления в силу упомянутого закона в процесс демонстративно и показательно жестко включился Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания (именно он преимущественно контролирует незаконные проявления на рекламном рынке, хотя и только в сфере "официальных" медиа, — Ред.). В апреле 2025 года Нацсовет выступил с разъяснением, из которого можно понять, что до разработки упомянутыми органами совместного регулирования кодексов и правил – распространение любой рекламы игорного бизнеса в медиа недопустимо. Вот как, собственно, это сформулировано в его официальном разъяснении.
"Таким образом, реклама азартных игр не может распространяться субъектами в сфере медиа до утверждения органами совместного регулирования в различных сферах медиа (аудиовизуальных, аудиальных, онлайн-, печатных медиа и платформ общего доступа к видео) кодексов (правил), которые будут определять требования к распространению в медиа рекламы азартных игр", — отмечено в разъяснении Нацсовета.
Как видим, список запретов на распространение рекламы азартных игр, введенных государством, вроде бы весьма существенный. Но на самом деле все упомянутые меры практически ничего не стоят. Потому что игорный бизнес даже в сфере официальной рекламы их элементарно обошел. Попробуем объяснить, как именно.
Нелогичный переток в официальном сегменте
Как уже упоминалось, до последних законодательных ограничений 60% объемов официальных рекламных бюджетов игорный бизнес направлял на все рекламные направления, кроме интернета (т.е. на телевидение, наружную рекламу, радио и т.д.). Но теперь ситуация изменится. На телевидении и радио – были введены ночные лимиты. Наружная реклама вообще запрещена. А для зарегистрированных медиа – введены оговорки относительно аудитории до 21 года и соответствия кодексам, которых еще не существует (т.е. фактически также введен запрет). Другими словами, государство существенно "урезало" официальную рекламу игорного бизнеса везде, где и так практически без проблем могло его контролировать.
Очевидно, что при таких условиях игорный бизнес будет перераспределять официальные рекламные бюджеты, расширяя оставшиеся каналы. Ведь его потребность во влиянии на существующих клиентов и поиске новой аудитории никуда не исчезла. Следовательно, наиболее доступным для него остается единственное направление – интернет. А именно те площадки, где запрет будет ощущаться слабо – соцсети, поисковые системы, онлайн видео-сервисы и т.д.
Прогнозы ВРК говорят, что в 2025 году рынок интернет-рекламы в Украине вырастет на 28%, или почти на 12 млрд гривен. И есть подозрение, что существенная часть этих 12 млрд может прийтись именно на рекламу азартных игр.
Есть ли основания для такого подозрения? Бесспорно. Здесь следует напомнить, что именно об упомянутых выше сегментах интернета в контексте ограничений рекламы игорного бизнеса говорит новый закон. А говорит он… практически ничего. Потому что разрешение размещать рекламу "при условии применения технической возможности таких платформ и систем (сервисов) для направления рекламы на лиц старше 21 года" — это, по сути, индульгенция официального использования интернета (ну, кроме онлайн-медиа) для рекламы азартных игр фактически без каких-либо оговорок, кроме возрастного таргетирования.
Хочешь рекламироваться в Facebook, Instagram, на YouTube? Без проблем, только выставь формально таргетинг для совершеннолетних. А то, что этот таргетинг порой не работает и дети регулярно жалуются на игорную рекламу – так кого это волнует.
Во всей этой истории самое печальное то, что, обеспечив своими решениями переток объемов официальной рекламы "игорки" в интернет, государство, по сути, нивелировало собственную задекларированную цель – уменьшить вовлечение в азартные игры военных. Даже сделала еще хуже. Ведь для них именно интернет, в частности, соцсети, является базовым источником информации.
Сплошные слепые зоны
А теперь о самом важном. Все громкие шаги государства по ограничению рекламы игорного бизнеса, все положения законов, указов президента и решений СНБО абсолютно не работают, когда дело касается интернет-направлений, на которые государство вообще не имеет влияния. Речь о целом ряде так называемых "серых" и "черных" рекламных площадок, которыми уже овладел и продолжает овладевать игорный бизнес.
Реклама на таких площадках распространяется, как правило, без соблюдения ограничительных требований (без обязательного и предусмотренного законом предупреждения о вреде игры, без указания номера лицензии, с запрещенным законодательством обещанием бонусов и т.п.). Причем рекламируются таким образом не только откровенно незаконные игорные помойки, но и официально лицензированные в Украине онлайн-казино.
Нередко бывает, что словно назло контролирующим украинским органам, лицензированное онлайн-казино может одновременно "крутить" свою рекламу на официальных площадках с соблюдением необходимых оговорок и в недостижимых для государства интернет-сегментах без них.
Ниже – один из примеров такой ситуации. Слева – скриншот публичной страницы лицензированного украинского казино 777 в Instagram, где заметно обязательное предупреждение о вреде игры. Справа – скриншот видеорекламы этого же казино на пиратском видеосайте, где таким предупреждением и не пахнет.
Теперь немного подробнее, о каких именно площадках идет речь. Приведем несколько наиболее показательных примеров.
Во-первых, это телеграм-каналы типа известных всем украинцам "Трухи", "Инсайдера", "Почему тревога" и других, где на пике (а это обычно часы воздушной тревоги) одновременно могут сидеть сотни тысяч посетителей.
11-летняя дочь автора этого текста не раз спрашивала, не стыдно ли случайно владельцам этих каналов публиковать "заманухи" с рекламой казино сразу после сообщений, что люди погибли от ударов ракет или "шахедов". Приходится объяснять, что нет, тем дядям совсем не стыдно. Ведь эти каналы были созданы ими, прежде всего, именно для заработка на такой рекламе.
Проблема с "Телеграмом" на самом деле выходит далеко за пределы незаконной рекламы игорного бизнеса. Основанный и контролируемый россиянами, он, по мнению многих специалистов, представляет угрозу в целом для безопасности государства. Периодически возникают идеи запретить его в Украине, как вот в прошлом году Нацсовет по телевидению и радиовещанию выразил надежду, что, цитируем, "вскоре Телеграм будет полностью заблокирован в Украине, как в свое время были заблокированы "Одноклассники", "ВКонтакте" и все сервисы компаний ЯНДЕКС и Мейл.ру".
Но сегодня мы видим, что ситуация развивается с точностью до наоборот – мессенджер и отдельные информационные каналы в нем приобретают все большую популярность в украинском обществе. Обеспечивая, кроме прочего, топовую аудиторию для рекламы игорного бизнеса.
Во-вторых, это разнообразные нелегальные видеосервисы, например, пиратские онлайн-кинотеатры с сомнительным юридическим статусом (ЮА-Кино, ЮА-Сериал и т.п.). На этих площадках как крутится сотнями тысяч показов баннерная реклама, так и обязательная видеореклама перед каждым показом фильма. Ниже пример такой рекламы – без всяких предупреждений – от казино "Вегас".
Проблема с такими видеосервисами в том, что, имея серверы за рубежом, они фактически находятся вне юрисдикции Украины. Методы блокировки интернет-адресов в таких случаях не работают, владельцы ресурсов просто меняют доменные имена.
Несмотря на пиратский статус, популярность таких сервисов среди украинцев находится на самом высоком уровне (упомянутый ЮА-Кино в свое время находился в десятке самых посещаемых украинцами сайтов). Еще бы, денег на развитие и позиционирование в интернете у них хватает, ведь их обеспечивает, в первую очередь, все та же нелегальная реклама игорного бизнеса.
Третий сегмент – это реклама в разнообразных android- и iOS-приложениях, которые украинцы устанавливают из популярных онлайн-магазинов. Сегодня практически ни одна мобильная игра или программа, использующая интернет, не обходится без такой принудительной рекламы, среди которой часто встречается реклама онлайн-казино.
Здесь проблема с отсутствием налаженных на уровне украинского государства рабочих контактов с владельцами таких магазинов, которые могли бы способствовать ограничению рекламы "игорки".
Четвертый сегмент – это вообще все разнообразие популярных среди украинцев зарубежных сайтов, включая порносайты, где при заходе с украинских IP-адресов прокручивается географически таргетированная реклама, и почему-то чаще всего именно онлайн-казино. Что с этим делать – большой вопрос. Разве что работать в индивидуальном порядке с каждым таким сайтом в отдельности.
Ну и пятый сегмент – это отдельные страницы и аккаунты в соцсетях, преимущественно неофициальные, где "игорка" рекламируется в обход действующих правил самих этих соцсетей.
Как это работает? Возьмем, например, онлайн-казино "Горилла", которое относительно недавно появилось на территории Украины и даже получило официальную лицензию у бывшего регулятора КРАИЛ. Способ рекламироваться оно придумало гениальный – на популярности созданной президентом Владимиром Зеленским передачи "Лига смеха" и матчах украинских спортивных команд.
Итак, берутся интересные нарезки из "Лиги смеха" и оформляются в виде ФБ-видео или рилзов Instagram. Создается "левый" аккаунт, который при этом называется максимально похоже на официальное название (в примере ниже – ligacmixu.ua). Затем от имени этого аккаунта запускаются упомянутые рилзы, каждый из которых содержит узнаваемый логотип онлайн-казино – изображение "гориллы", обычно с призывом сыграть или промокодом (заметим, что согласно законодательству – запрещено "размещение изображения или упоминания азартных игр, торговых марок, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми ведется деятельность по организации и проведению азартных игр").
В результате такая реклама казино (а это именно реклама, ведь понятно, что фрагменты из юмористической передачи только антураж к ней) набирает сотни тысяч просмотров. Так же происходит и с нарезками футбольных матчей.
Может ли государство что-то противопоставить незаконной рекламе онлайн-казино – что говорят эксперты
О том, каковы сегодня дела с противодействием распространению незаконной рекламы игорного бизнеса, "Телеграф" поговорил со старшим юристом Лаборатории цифровой безопасности Татьяной Авдеевой и адвокатом практики безопасности бизнеса юридической компании Juscutum Артемом Козарем.
По словам Татьяны Авдеевой, сейчас нарушения в сфере рекламы игорного бизнеса, и, соответственно, привлечение к ответственности за это, следует рассматривать с нескольких разных сторон. Во-первых, это нарушения, касающиеся именно распространения или размещения рекламы. Здесь ответственность лежит на площадках, исчерпывающий перечень которых перечислен в новом законе (упомянутые выше 7 "разрешительных" позиций. — Ред.).
Для части из них, а именно зарегистрированных по закону субъектов медиа, регулятором является Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, который и имеет право применять соответствующие санкции в случае выявления нарушений.
"Относительно таких субъектов меры реагирования, согласно закону Украины о медиа, варьируются от предписания, которое по факту является предупреждением и требованием исправить нарушения, до наложения штрафов", — отмечает Авдеева.
В то же время, по ее словам, здесь серьезная проблема — ограничение ресурсов самого Нацсовета.
"У регулятора не хватает финансирования и не хватает штата, чтобы проводить постоянный мониторинг. Ну не может Нацсовет просто сесть и 24/7 перелопачивать все медиа на предмет того, есть ли у них реклама азартных игр. Конечно, если приходят прямые жалобы, то регулятор будет реагировать. А если жалоб нет, то, как говорится, "имеем то, что имеем" сегодня", — отмечает Авдеева.
С другой частью площадок (к которым относятся платформы общего доступа к информации и видео – Facebook, YouTube, Instagram, X, Telegram и т. д., а также поисковые системы и магазины приложений) ситуация еще более сложная.
"Главный вопрос в том, что эти платформы, которые являются собственностью технологических гигантов, не подпадают под юрисдикцию Украины и просто не обязаны выполнять украинское законодательство. Соответственно, привлечь сами платформы за то, что они не обеспечивают механизмы, чтобы реклама игорного бизнеса не попадала, например, на аудиторию до 18 лет, это очень сложно. В контексте же аккаунтов – это тоже сложно, поскольку не всегда можно выяснить, кто их владельцы. Многие платформы и особенно, если мы говорим о Telegram, вообще отказываются сотрудничать с украинскими органами власти в этом направлении. Эта проблема приобретает особенно критическое значение, учитывая, что сегодня большинство информации на фронте потребляется из соцсетей, а значит, реклама игорного бизнеса регулярно попадается на глаза нашим военным", — объясняет суть проблемы эксперт.
Другая сторона, с которой можно рассматривать нарушения в сфере рекламы азартных игр, по словам Татьяны Авдеевой, касается ответственности заказчиков рекламы, то есть собственно субъектов игорного бизнеса, тех же онлайн-казино.
Регулятором по этой сфере является новосозданное агентство ПлейСити, и именно на него возложены обязанности отслеживать нарушения, в том числе и в рекламной сфере.
"Часть вторая статьи 22-прим (Закона "О рекламе". — Ред). устанавливает ограничения относительно содержания рекламы, за которое несут ответственность уже заказчики. Например, рекламу запрещено направлять на слои населения, или запрещено участие в ней военнослужащих. Следовательно, если будут обнаружены такие содержательные нарушения, ответственность за них будет нести заказчик, то есть игорный бизнес. И тогда ПлейСити сможет привлекать их к ответственности – штрафовать, вплоть до лишения лицензии… Установить нарушение, то есть факт заказа на размещение такой рекламы, можно будет, например, через анализ рекламных договоров или через налоговую путем отслеживания транзакций на заказ рекламных услуг", — считает Авдеева.
В целом, по мнению эксперта, эффективными в контексте противодействия незаконной деятельности онлайн-казино, в том числе их рекламе, могут стать разве что уголовные дела и санкционный механизм на уровне СНБО, как это уже происходило в отношении ряда субъектов игорного рынка.
Реально ограничить подобную деятельность можно лишь либо путем введения соответствующих решений со стороны Совета нацбезопасности и обороны, либо уголовными делами, в рамках которых в целом проблема распространения незаконной рекламы игорного бизнеса, в частности в интернете, говорит эксперт, нуждается в комплексных решениях.
"В Украине сейчас разрабатывается регулирование платформ совместного доступа, которое должно стать аналогом Акта о цифровых услугах ЕС и которое позволит хоть как-то урегулировать этот сегмент цифрового пространства. После этого можно будет в целом говорить о механизмах отслеживания, регулирования и привлечения к ответственности за нарушения. Это очень большая и комплексная реформа, но это точно не быстрое решение", — считает старший юрист Лаборотории цифровой безопасности.
В свою очередь адвокат практики безопасности бизнеса юридической компании Juscutum Артем Козарь считает, что до полноценного запуска нового регулятора в сфере игорного бизнеса ПлейСити о том, какую ответственность будут нести за свою незаконную рекламу именно онлайн-казино, говорить рано.
"Пока возможности и полномочия новосозданного регулятора до конца не понятны. И потому не понятно, как будет работать механизм привлечения к ответственности нарушителей из сферы игорного бизнеса за незаконную рекламу, в частности в контексте возможности наложения штрафов, отзыва лицензий и т.д. ", — говорит эксперт.
В то же время, считает Козарь, штрафной механизм, которым будет наделен новый регулятор, вряд ли станет эффективным в наказании онлайн-казино за незаконную рекламу.
"По моему мнению, убрать рекламу казино из телеграм-каналов или онлайн- кинотеатров путем штрафования не получится. Для них это на самом деле копейки. Посмотрите, сколько ежедневно "прокручивают" нанятые казино инфлюэнсеры во время своей показательной игры. За один стрим, транслируемый на Твиче или другой стриминговой платформе (эти стримы, кстати, также вызывают немало вопросов относительно их законности), такой блогер может заработать 10 или 20 миллионов гривен. А таких стримов ежемесячно несколько. И вот представьте, что если казино готово выложить только на одного блогера около 50—60 миллионов, то что ему штраф в 600 минимальных зарплат (4,8 млн грн. — Ред.)", — объясняет юрист.
В целом, по мнению эксперта, эффективными в контексте противодействия незаконной деятельности онлайн-казино, в том числе их рекламе, могут стать разве что уголовные дела и санкционный механизм на уровне СНБО, как это уже происходило в отношении ряда субъектов игорного рынка.
"Реально ограничить подобную деятельность можно лишь путем введения соответствующих решений со стороны Совета нацбезопасности и обороны, или уголовными делами, в рамках которых арестовывать счета, чтобы казино не могли проводить операции ", — считает Артем Козарь.
Как видим, по состоянию на сегодняшний день решение проблемы незаконной рекламы онлайн-казино фактически зашло в тупик. Государство само сделало все, чтобы "перелить" рекламные объемы игорного бизнеса в ту сферу, в которой абсолютно лишено рычагов влияния. Так случилось и потому, что, похоже, никто не изучал специфику рекламирования игорного бизнеса.
Возможно, ситуацию как-то исправит начало работы ПлейСити, руководитель которого обещает "ввести инструменты контроля за рынком и борьбы с нелегальными казино". Получится ли что-то хотя бы у этой институции – покажет время.