Как помочь своему ребенку быстрее стать экономически независимым
Как помочь своему ребенку быстрее стать экономически независимым
В конце июня начинается вступительная кампания в учебные заведения. Перед учениками 9-го класса встает вопрос: что дальше — получать профессию или продолжить обучение в 10–11-м классах? Сейчас в Украине — значительный дефицит квалифицированных работников: потребность в электриках, токарях, сантехниках, строителях, трактористах-бульдозеристах измеряется тысячами. Но чтобы побудить молодежь получать эти профессии, надо понять, что и кто влияет на ее выбор. Вы будете удивлены, узнав, чем руководствуются 10–13-летние подростки, которым через несколько лет придется принять решение о будущей профессии и обучении.
Мы попытались систематизировать некоторые данные и опросы, чтобы помочь именно взрослым — как родителям, так и учителям, — согласовать их представления о будущем детей с профессиональными ориентирами юного поколения. И одновременно научиться доверять выбору каждого из них и оказывать необходимую поддержку.
Вот основные тренды, которые помогут посмотреть глазами подростков на выбор будущей профессии и учебного заведения.
Тренд 1. Идут получать профессию более решительные и самостоятельные. 46% подростков 10–12 лет знают, кем хотят стать во взрослом возрасте. Из-за войны доля тех, кто сделал выбор, уменьшилась на 7%. 41% школьников решили учиться в профессионально-технических учебных заведениях потому, что не захотели «терять два года в школе», 39% — потому, что хотели получить именно эту профессию. Свой выбор они обосновывают собственными интересами и увлечениями (59%) и способностями (30%).
Эти подростки вдвое реже прислушиваются к советам родителей (6%), вероятно, из-за своего характера и слабых родственных связей. По этим причинам учителя иногда рекомендуют им получить профессию — чтобы «избавиться от сложных учеников».
Подростки 10–12 лет, не определившиеся с будущим, продолжают учебу в 10–11-м классах. Они вдвое чаще прислушиваются к советам родителей (до 15%).
Тренд 2. Материальное положение семьи влияет на выбор. Такой косвенный вывод можно сделать из-за связи желания обеспечивать себя финансово с выбором в пользу профессиональных учебных заведений. Туда пошло более половины (57%) подростков, которые хотели бы больше времени уделить зарабатыванию на жизнь, — в целом этого хотят 43% опрошенных, и это приоритет №1 для них. То есть профессию хотят получить дети, нуждающиеся в деньгах. Получение стипендии в размере 1250 грн в случае поступления в профессиональное училище и 1510 грн — в колледж также является определенным стимулом при выборе профессионального обучения. (Источник — исследование «Подростки и их жизнь во время войны».)
Тренд 3. Иллюзорность представлений о перспективных профессиях, сформированных соцсетями. Советов последних придерживаются 57% подростков. Facebook, TikTok, Instagram переполнены рекламой курсов по IT, искусственному интеллекту и машинному обучению. Но подросткам никто не говорит, что спрос на IT-специалистов в 2024 году уменьшился. С появлением генеративного искусственного интеллекта ChatGPT рынок изменился — ИИ успешно пишет программы, и потребность в «джуниор»-разработчиках резко уменьшилась. Код, написанный ChatGPT, проверяют «синьор»-разработчики. Сейчас доступны всего несколько сот вакансий в этой сфере. И спрос имеет тенденцию к уменьшению. Так, только в апреле 2025 года в мире были уволены 23 тысячи айтишников.
Но никто не рекламирует профессии электрика, строителя, сварщика, экскаваторщика, специалиста по управлению станками или 3D-принтерами, крайне необходимых экономике именно сейчас, а еще больше — в ходе послевоенного восстановления Украины.
Тренд 4. Увеличивается количество подростков, которые хотят связать жизнь с Вооруженными силами Украины. В 2023 году их доля составляла 5%, в 2024-м — уже 7%.
Тренд 5. Подростки, получающие профессиональное образование, не жалеют о собственном выборе (72%), каждый шестой планирует работать по специальности.
36% подростков считают, что смогут внести вклад в развитие экономики и инфраструктуры.
Тренд 6. Статистика свидетельствует, что все больше подростков выбирают раннее получение профессии. Уже шестой год подряд количество поступающих в заведения профессионального образования хоть и медленно, но растет. Так, в 2024 году в профтехи и заведения профессионального предвысшего образования поступали 230 тысяч человек, в высшие учебные заведения — 328 тысяч. Для сравнения, в довоенном 2021 году профессиональное образование получали 210 тысяч, высшее — 327 тысяч.
Мы публикуем эти данные, чтобы показать, что чаще всего подростки знают, чего хотят. Но часто советы родителей и учителей «помогают» сделать выбор, который забирает у них семь лет на обучение в школе и вузе. В итоге в 21–22 года они оказываются на рынке труда с не всегда актуальной специальностью и необходимостью работать на позициях, где высшее образование совершенно не требуется. Иногда молодые люди вообще разочаровываются в выборе профессии.
Подростки, которые начали получать профессию в 14–15 лет, начинают работать в 17–18. Возможностей для реализации намного больше. И они могут получить высшее образование, когда четко определятся с направлением.
Чтобы помочь детям стать самостоятельными и финансово независимыми, советуем родителям: не отговаривайте их от их желаний, а наоборот, посоветуйте с выбором конкретной специальности. Могут ли подростки ошибиться? Конечно, могут, но это будут их ошибки, которые они сами и исправят. Больше доверяйте выбору своих детей.