Педагоги об итогах НМТ-2025: причудливые задачи, изнурительные часы и о том, нужна ли математика
Украинские школы наперебой кичатся выпускниками, набравшими 200 баллов - завершилась основная сессия Национального мультимедийного теста (НМТ). Окончательные результаты будут 4 июля, однако большинство вчерашних школьников уже получили результаты экзаменов в свои персональные кабинеты на сайте Украинского центра оценивания качества образования.
Молодежь ждут новые волнения, связанные со вступительной кампанией, а между тем родители и образовательное сообщество обсуждают итоги тестирования-2025. Традиционно критики больше, чем позитива. Журналистка Коротко про собрала основные моменты и поинтересовалась мнением экспертов.
История – это рулетка, сплошной рандом
Основательный «разбор полетов» сделал учитель истории в Первом инновационном частном львовском лицее PIPL Lyceum Александр Сапропонов.
- НМТ в этом году показало, что уровень детей падает. Образовательные потери последних лет часто катастрофичны, и закрывать на это глаза не стоит. Нам это может нравиться или нет, раздражать или нет, но факт остается фактом: дети не стали лучше учиться, и в этом году это особенно заметно, - написал он.
Что касается своей специальности, то педагог считает, что программу НМТ по истории нужно сокращать, потому что объем информации невероятный, усваивать его становится все сложнее, а в итоге в тест входят 30 вопросов, охватывающих всего 10-12% от школьной программы.
- Дети часто просто не знают, на что акцентировать внимание, что поучить лучше, что запоминать, потому что НМТ – это рулетка, сплошной рандом, и ты никогда не можешь быть уверен, что запомнил все, - отмечает Александр Сапронов.
По его опыту, экзамена по истории дети боятся больше всего - из-за абсолютной непоследовательности в выборе вопросов от экзаменаторов на конкретную сессию НМТ. Из-за огромного, просто невероятного количества дат, фамилий, плакатов, карт, карикатур, монет, фотографий и графиков.
- В какой-то момент я поймал себя на мысли, что главная задача НМТ – не проверить знания и понимание истории, а спросить что-то в таком формате, чтобы запутать ребенка… Нет простых вопросов, все больше вопросов, где даже о крещении Руси или Акте провозглашения Независимости спросят так, что попытайся понять, о чем они.
По убеждению учителя, НМТ по истории должно быть двухуровневым: для гуманитариев сложнее, для технических, естественных специальностей - проще.
- У нас же как бы индивидуальный подход, все дети – уникальные и особенные, а как доходит до экзамена – старый советский подход. Мне очень не нравится, что я должен ребенка, поступающего на политологию, и ребенка, идущего на прикладную математику, учить одной и той же истории, - рассуждает Александр Сапронов.
Он также обращает внимание на проблему, которую якобы не замечают руководители образования:
– Надо что-то делать с 11-м классом. Меня очень раздражает, когда дети в 11-м классе не учатся в школе, даже не ходят в школу, а просто нанимают 3-4 репетиторов и готовятся к НМТ. После того как для поступления в университет отменили средний балл аттестата, ценность 11-го класса приблизилась к нулю, - отмечает педагог.
Четыре предмета в один день
Под постом Александра Сапронова больше ста комментариев. Собственно, как под каждым сообщением, касающимся НМТ. Такая острая эта тема.
«Сначала мы вводим НУШ (Новая украинская школа), где знание не главное, а затем сажаем детей на НМТ, где нужны знания только голых фактов. Просто сердце разрывается от всего этого…»
«Из украинского языка формулировка вопросов тоже наворочена, и это использование вместо цифр геометрических фигур - некое нововведение».
«В 11-м классе дети действительно часто не идут в школу, и школа закрывает на это глаза. Потому что не вытаскивают, чтобы днем учиться в классе, а вечером – с репетитором, и репетиторы уже хотят работать днем. Кто четвертым тестом будет сдавать химию, тот не учит биологию, кто будет сдавать биологию - ставит крест на физике…»
Помимо сложности и причудливости тестов, остро обсуждаются стрессы, которые переживают выпускники, готовясь к НМТ и во время НМТ. Хорошо сдать 4 предмета в один день, когда на каждый тест отводится всего час, может не каждый. Многие вспоминают ужасный случай в Ужгороде, когда из окна общежития выбросился 16-летний юноша. По источникам "Общественное. Ужгород", он совершил самоубийство из-за неудачного НМТ.
- Многие дети после тестирования нуждаются в помощи психолога, потому что получили не те баллы, на которые рассчитывали. От коллеги слышала о мальчике, которого даже должны были госпитализировать из-за депрессии, – говорит психолог Инна Ковальская. – Напряженный умственный труд в течение четырех часов не каждый подросток способен выдержать, а если этому предшествовали обстрелы и бессонница... Все дети разные, но порядок один для всех. Родители сердятся, говорят, что ребенок усердно учился, а вот этим испытанием обесценили все годы школьной науки. И не дай бог – и такое бывает – ругают ребенка.
Из истории вопроса: НМТ ввели весной 2022 года вместо Государственной итоговой аттестации и отменили ВНО, которое требовало присутствия большого количества детей в школах в один день, чем подвергало опасности обстрелов. Сейчас выпускники сдают тесты малыми группами в разные дни в течение полутора месяцев. И только в учебных заведениях, где оборудованы бомбоубежища. В Минобразования обещают вернуть ВНО, когда закончится война.
Эксперимент по английскому языку
В соцсетях до сих пор живо обсуждается казус с экспериментом, который в середине июня провела учительница английского Андриана Паук. Она попросила двух коллег - из Великобритании и США - пройти НМТ по английскому за 2024 год. И… носители языка, которые сами его преподают в Китае, затруднились ответить правильно на ряд вопросов после прочтения вполне понятного текста. Американец набрал 157 баллов из 200 возможных, британка –153.
- Потому что вопросы созданы так, чтобы максимально запутать, а не проверить знание языка, - убеждена украинская учительница. - ...Возмущение, отчаяние, разочарование – вот с чем выходят после тестирования наши выпускники.
В Украинском центре оценивания качества образования стали стеной в защиту тестов, однако комментаторы рассказывают, что дети, на пробном НМТ свободно набиравшие 180–190 баллов, на сессии не могли преодолеть порог в 160.
– Дело не только в формулировке вопросов, – комментирует для Коротко про репетитор Ирина Лизована. – Пробный тест дети сдают в спокойной обстановке, они в этот день ничего не имеют в уме, кроме английского. На основной сессии НМТ английский – это предмет по выбору. Он пишется последним – после языка, математики и истории. Элементарный человеческий фактор: забыть все это и сконцентрироваться на английском языке просто нереально. Ребенок устал, эмоционально сдут. Сбиться с толку можно на элементарном. Я сама не уверена, что после истории и математики сдала бы английский даже на 160 баллов.
Математику можно… угадать
Еще один скандал вспыхнул вокруг тестов по математике. Оперная солистка Ольга Матушенко заявила, что ее дочь, талантливая художница, не сможет получить в Украине высшее образование, потому что не сдала тест по математике, хотя и училась с репетитором.
- И вот теперь, по этому абсурдному требованию, талантливый ребенок вынужден искать образование за границей. Потому что наше государство считает, что для того, чтобы поступить на живопись, графику или иллюстрацию, нужно знать синусы, алгоритмы и функции, - возмущалась певица.
Дискуссии вокруг присутствия математики в обязательных предметах НТМ продолжаются с 2021 года, однако Минобразования не меняет свои позиции. Запоздало для нынешних абитуриентов замминистра Михаил Винницкий в интервью « Мейканемо » дал совет, как обойти сложную науку. Оказывается, 100 из 200 баллов можно просто угадать, если выполнять простые арифметические действия.
Депутат Киевсовета Зоя Ярош пошла еще более простым путем – выбрала вариант «А» во всех задачах теста и тоже получила 100 рейтинговых баллов. Такой опыт может пригодиться выпускникам в следующем году. Однако математик Наталья Венгрин, известная своими уроками в тиктоке, не советует на такое полагаться, потому что рулетка может подвести. Был год, когда в правильных ответах было два или три варианта «А», остальные – сплошные «Б».
– Я уже три года не учительствую, занимаюсь репетиторством, много детей готовила к НМТ. Сам по себе мультитест не сложен, об этом говорили все мои учащиеся. Но на 200 баллов и они не сдавали, потому что дети есть дети, они могут быть невнимательными, совершать технические ошибки, - объясняет Наталья Венгрин. – От своих бывших коллег в школе знаю и о детях, которые не сдали экзамен. Уверенно скажу, что проблема не в конкретном ребенке, не в конкретной школе и не в математике. А в позиции: то, что тяжело дается, ребенок может не учить. Математика не тот предмет, который сегодня хочу, завтра не хочу. Это кирпич за кирпичиком. Если на первом этаже вы не положили, пятый может рухнуть и с репетитором.
Педагог считает, что обвинять составителей тестов нельзя, напротив, многие задачи современны и креативны.
– Но беда в том, что во многих школах дают лишь поверхностные знания, что выпускники, взрослые фактически люди, не умеют читать, понимать суть предложения, в котором заложена задача. Учебники написаны слишком академически, они не привязаны к жизни. Поэтому элементарная задача - вычислить места в самолете - для многих оказалась нереальной. Хотя это не интегралы, не алгоритмы, а просто нужно было поразмыслить.
В то же время есть и хорошая новость. В этом году проходные баллы в вузы должны быть не слишком высокими. Чтобы иметь допуск к конкурсному отбору на бюджет, выпускник должен иметь минимум 130 баллов, на контракт – минимум 100. На медицинские, юридические, дипломатические специальности вузы могут выставить 150 баллов.
С 11 по 19 июля пройдет дополнительная сессия НМТ. Она предназначена для тех, кто зарегистрировался с опозданием (в мае) или кто не смог принять участие в основной сессии по уважительным причинам.
Комментарии экспертов
«Тесты должны определять способность человека получать высшее образование»
Виктор Громовой. Фото: facebook.com/hromovyy.viktor
Виктор Громовой, шеф-редактор портала "Образовательная политика":
– Мы имеем дело с кризисом жанра. Любая неразвивающаяся система постепенно деградирует. Я много раз писал и говорил, что эти тесты должны определять способность человека получать высшее образование. А не просто давать баллы, которые могут быть случайно завышенными или заниженными.
По мнению эксперта, следует взять за образец психометрический вступительный тест, разработанный в Израиле. Он известен как РЭТ.
– PЭT проводится с целью спрогнозировать шансы успеха в академических исследованиях. Он оценивает количественное мышление, вербальное мышление и знание английского языка. Всех кандидатов оценивают по стандартной шкале, сочетающейся с результатами экзамена на получение школьного аттестата. На основании этого приемные комиссии в вузах и ранжируют своих абитуриентов. В Израиле экзамены строятся на понимании, у нас – на памяти. Отдрессировали репетиторы, а как ты сам потом будешь учиться в вузе, никому не интересно.
«Точки зрения зависят от личного опыта»
Иванна Коберник. Фото: facebook.com/ivanna.kobernik
Иванна Коберник, соучредитель общественной организации "Смарт Образование":
- Я лично участвую в привлечении внимания общества и общественности к тесту по истории, который очень перегружен требованиями зубрить и воспроизводить факты, сроки и даты. И очень мало проверяет установление причинно-следственных связей. Несколько иная ситуация с математикой. В ни один художественный или спортивный вуз Украины не нужен уровень сдачи теста по математике на высокий балл. То есть фактически достаточно только преодолеть порог "сдал - не сдал": правильно решить только 5 задач уровня 5–6-го класса, возможно, одно 7-го. В тесте действительно несколько достаточно сложных задач, чтобы выявить выпускников, которым важно показать себя, чтобы поступить на желаемую специальность. Поэтому я считаю, что государственная итоговая аттестация по математике обязательно должна быть для всех.
Относительно дискуссий о качестве тестов, эксперт напоминает, что она проходит каждый год и в нынешнем ничего нового не произошло.
– Точки зрения зависят от личного опыта. Те, кто хорошо сдал, пишут, что тест легкий. Кто имели сложности – у них есть претензии. Что касается построения НМТ, то в Украине это необходимо из-за войны. Из-за безопасных и материальных (дефицит оборудованных компьютерами помещений) причин у нас сейчас мало возможностей открывать центры тестирования. Соответственно детям, особенно в прифронтовых областях, приходится далеко ехать, чтобы сдать тест. Ездить несколько раз или снимать комнату для ночевки требует значительных затрат. Потому все тесты проводятся в один день. Пока этому нет альтернативы.