Как украинские университеты могут сохранить студентов за границей: опыт Могилянки
Как украинские университеты могут сохранить студентов за границей: опыт Могилянки
«Сыну сейчас 17. Мы выехали из Николаева в Германию еще в марте 2022 года, сейчас живем в Дортмунде. Он уже адаптировался — имеет друзей, знает языки. Но с учебой все непросто. Очень хотим поступить в украинский университет. Но ехать назад страшно. И, по правде говоря, просто некуда».
Таких историй сегодня тысячи. Война заставила многих украинцев искать безопасность за рубежом, и среди них много школьников, будущих студентов. Перед ними встает выбор: возвращаться в Украину и поступать в наши университеты или продолжать интегрироваться в жизнь страны пребывания, выбрав местное заведение. Тем более что часть европейских университетов до сих пор поддерживают бюджетные (то есть бесплатные) программы для талантливых украинских абитуриентов. Как сохранить связь с нашей молодежью и привлечь тех, кто сейчас не планирует возвращаться домой, но хочет учиться в украинских заведениях высшего образования? Очевидно, что тут необходимы гибкие решения со стороны университетов.
Спрос есть, а предложений нет
В открытом доступе нет информации о точном количестве украинских абитуриентов за границей. Однако, по данным заместителя министра образования и науки Надежды Кузьмичевой, в учебных заведениях других стран могут получать образование ориентировочно 2,1 миллиона детей школьного возраста. Часть старшеклассников уже ориентируются на продолжение образования в Варшаве, Лондоне, Берлине и других городах за пределами Украины. При этом часть должны выбирать: адаптироваться к образовательным системам других стран или сохранить связь с украинским образованием. Об этом свидетельствует статистика — более 20 тысяч поступающих, находящихся за границей, зарегистрировались на НМТ.
Поэтому перед украинскими учебными заведениями сегодня стоит новая задача — не только адаптироваться к новым условиям, но и быть там, где временно находятся украинцы. Быть видимыми, релевантными, контекстуальными. В стратегическом контексте для нашего государства — это шанс в коммуникации с этими молодыми людьми сохранить их идентичность, язык, в конце концов, доверие. Потому что если этой связи не будет, мы можем потерять поколение, которое вырастет в других условиях, с другими культурными и ценностными ориентирами.
И здесь возникает вопрос: как обеспечить возможности для украинцев за границей оставаться в орбите национального образования, культуры и профессионального развития? Этот вопрос не столько о конкретных образовательных продуктах, сколько о построении устойчивых моделей.
С одной стороны, Министерство образования и науки Украины разрешило и рекомендовало университетам ввести дистанционное или смешанное обучение из-за обстоятельств военного положения. Согласно постановлениям КМУ и приказам МОН (в частности №1112, №894), ЗВО имеют право организовывать весь учебный процесс, включительно с защитой дипломов, в онлайн-формате. То есть де-факто абитуриентами украинских заведений можно стать, даже находясь не в Украине. Этот путь уже понятен и привычен со времен пандемии COVID-19. Поэтому сегодня из-за войны дистанционное обучение не исключение, а часть ежедневной практики университетов. И хотя этот формат позволяет сохранить связь с украинскими студентами за границей, он все-таки не всегда обеспечивает глубокую интеграцию студентов в сообщество, социализацию и межличностные связи.
Другой возможный путь — модели обучения, сочетающие украинское академическое содержание с физическим присутствием в европейском образовательном пространстве. Это не об онлайн-обучении, а о присутствии украинских университетов в местах за рубежом, где живут наши студенты. Он новый и пока не очень распространенный — именно поэтому важными становятся конкретные кейсы. Примером может служить инициатива Киево-Могилянской академии, которая внедряет украинские образовательные программы на базе иностранных кампусов. В университете говорят, что это признание реальности и попытка действовать на опережение.
Германия и Украина — новый формат для обучения?
В прошлом году в НаУКМА открыли первую в Украине междисциплинарную бакалаврскую программу «Политическое лидерство и экономическая дипломатия» на базе факультета kma.pro (Киево-Могилянская школа профессионального и непрерывного образования) для молодежи из вынужденных переселенцев в Германии. Эта программа направлена на студентов, которые хотят продвигать Украину на мировом уровне, работать над ее международным имиджем, создавать сеть партнерств во всем мире. Обучение организовано в режиме офлайн-интенсивов в Мюнхене, которые проводят преподаватели Могилянки, и межмодульных онлайн-занятий и консультаций. Программа также предусматривает стажировку на базе Генерального консульства Украины в Мюнхене уже во время обучения, обеспечивая практическую подготовку студентов.
В этом году Могилянка запускает еще две бакалаврские программы на базе Гиссенского университета имени Юстуса Либиха (JLU) в Германии, одного из стратегических партнеров НаУКМА. Это один из старейших университетов страны, находящийся на территории земли Гиссен.
Этот регион был выбран неслучайно, ведь там проживает едва ли не больше всего украинцев в Германии — около ста тысяч. Украинские абитуриенты смогут поступать в НаУКМА через кампус JLU. Таким образом, они становятся студентами Киево-Могилянской академии, которые одновременно находятся на международной мобильности в Университете имени Юстуса Либиха.
«Для нас этот проект имеет миссийное значение, поскольку мы даем украинской молодежи украинскую перспективу, — подчеркнул президент Киево-Могилянской академии Сергей Квит. — Ведь высшее образование играет важную социальную роль. Через него молодые люди, выпускники школ, связывают свое будущее с Украиной. Студенты могилянских образовательных программ, проживающие вместе со своими семьями в Германии, будут иметь возможность проходить выборочные курсы, доступ к которым любезно предоставляет JLU. Позже они будут перезачислены в НаУКМА. Важно, что это обучение не будет полностью дистанционным, поскольку, кроме выборочных дисциплин JLU, наши студенты также будут общаться в аудиторном формате с могилянскими преподавателями, которые регулярно будут приезжать в Университет имени Юстуса Либиха для интенсивного преподавания модулей и принятия экзаменов».
Сейчас абитуриентам доступны две бакалаврские программы: «Международные отношения, общественные коммуникации и региональные студии» и «Химия», но в следующие годы количество программ и специальностей может быть расширено.
Важно, что после окончания обучения выпускники получат диплом бакалавра Киево-Могилянской академии и академическую справку об изученных дисциплинах JLU, что может стать основой для получения степени магистра в любом университете мира. Как объясняет руководитель отдела международных связей и сотрудничества НаУКМА Лариса Човнюк, возможность обучения в Могилянке с физическим пребыванием в Германии обеспечивает высшее образование тем, кто за пределами Украины, но сознательно выбирает украинский университет.
«Это опция также для тех, кто уже некоторое время находится в Германии, но по ряду причин не имеет прямого доступа к немецкому университетскому образованию или ментально и контекстуально не готов стать частью сугубо немецкой университетской программы, где обучение в основном построено на опыте немецкого школьного образования. Образовательная модель на базе университета в Гиссене позволяет получить эту контекстуальность, поскольку часть дисциплин программы предложит JLU, а обучение как такое будет проходить в университетском физическом пространстве. Вместе с тем эту немецкую компоненту будут предлагать постепенно и, что важно, в «оболочке» украинского образования, в сопровождении наших преподавателей и менторов», — подчеркнула Лариса Човнюк.
По словам Сергея Квита, работа в этом направлении является системной уже не один год, и учебное заведение продолжает проект по привлечению украинских абитуриентов из-за границы.
«Ведем переговоры с польскими партнерами. Но у каждой страны свое законодательство, это часть нашей международной деятельности, а эта деятельность не только собственно образовательные программы, но и академические обмены, совместные исследовательские группы с западными университетами. В 2022 году мы создали и назвали это нашими «зарубежными кампусами», Гиссен туда входит, также университеты Торонто, Глазго, первоклассные французские заведения высшего образования, — отметил Квит. — Мы не реагируем ситуативно. Мы давно работаем над тем, чтобы украинское образование было глобальным. Наши инициативы в Германии, Польше, Канаде — это не разовые шаги, а часть комплексной стратегии: оставаться с нашими студентами там, где они есть, и создавать украинское академическое присутствие в мире».
Куда надо двигаться?
Сегодня украинское высшее образование оказалось в точке жесткого переформатирования. После трех лет полномасштабной войны университеты одновременно сталкиваются с фундаментальными вызовами: резким сокращением количества абитуриентов из-за демографического спада и выезда молодежи, финансовыми проблемами, изменением географии потенциальных студентов, конкуренцией с европейскими учебными заведениями, запросом на гибкие, прикладные программы, отвечающие новой реальности, и другими. О необходимости пересмотра стратегии университетов и сокращении устаревших или дублирующих специальностей заявляли в МОН, подчеркивая, что в условиях войны образование должно быть не только качественным, но и функциональным, целевым, способным удержать молодежь в украинском контексте.
«Я уверен, что после войны, после украинской победы будет другой эмоциональный подъем к тому, чтобы наши люди имели перспективу, желание и сознательный выбор вернуться в Украину. Для этого им нужно выстраивать каналы связи со своей Родиной. Наши образовательные программы и являются мостиком между ними и Украиной. Это также об инновационности. Но для нас важно, чтобы Киево-Могилянская академия играла свою общественную и образовательную роль. Чтобы мы думали не просто о выживании, но и о стратегической перспективе. В условиях полномасштабной войны наш университет должен быть маяком, на который ориентируются украинские абитуриенты», — заметил Сергей Квит.
Важная задача, которая стоит перед украинскими заведениями высшего образования, — сотрудничать с ведущими международными университетами, в частности в странах пребывания наибольшего количества вынужденных переселенцев, создавать исследовательские проекты, внедрять совместные, возможно, смешанные форматы обучения, расширять перечень академических мобильностей, в перспективе — создавать качественные, современные интегрированные совместные программы, открытые как для украинцев за рубежом, так и для украинцев в Украине, а также для студентов иностранных университетов-партнеров.