/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F2%2F8eee078ccab8e45915de32630e698877.jpg)
Конец "мясных штурмов": как противопехотные мины повлияют на фронт
Россия не соблюдала нормы.
По данным, приведенным центром военной травмы Super.
Humans, 95% ранений у украинских военных - это минно-взрывные травмы.
Для сравнения: среди западных военных, воевавших в Ираке в середине 2000-х, этот показатель был 68%.
Но все годы войны Украина не могла ответить России и использовать противопехотные мины на фронте.
Теперь все может измениться – из-за выхода нашего государства из Оттавской конвенции.
Оттавская конвенция – (полное название: "Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении") – это международное соглашение, направленное на полный запрет противопехотных мин.
Конвенция была принята на дипломатической конференции в Осло 18 сентября 1997 года и открыта для подписания в Оттаве 3-4 декабря 1997 года (отсюда и название "Оттавская конвенция").
Она вступила в силу 1 марта 1999 года.
Конвенция направлена на уничтожение противопехотных наземных мин во всем мире.
Государства-участники также должны уничтожить все свои запасы противопехотных мин в течение определенного периода (как правило, четыре года после вступления Конвенции в силу для данной страны).
К августу 2022 года 164 государства ратифицировали договор или присоединились к нему.
Однако некоторые страны, которые являются бывшими или действующими производителями наземных мин, такие как США, Китай и Россия, не подписали этот договор.
А вот Украина подписала Оттавскую конвенцию в феврале 1999 года и ратифицировала ее в 2005 году.
До недавнего времени наше государство добросовестно выполняло ее положения, уничтожив значительную часть своих запасов противопехотных мин.
Однако из-за полномасштабного вторжения Российской Федерации и массового использования ею противопехотных мин, Украина и ряд других стран, граничащих с РФ (например, Латвия, Литва, Эстония, Польша и Финляндия), приняли решение о выходе из Оттавской конвенции.
Это было сделано из соображений самообороны, поскольку страна-агрессор не соблюдает нормы конвенции, создавая асимметричное преимущество.
Вопрос выживания.
О проблеме минирования территорий на пути продвижения армии России сейчас говорят в контексте наступления на Сумщине.
По оценке Deep.
State, украинцам там не хватает фортификаций и минных полей.
А еще раньше эта проблема стала очевидной, когда российская армия практически за сутки смогла продвинуться из Крыма на юг Херсонской области и до Бердянска в Запорожской области.
Без запрета на использование противопехотных мин ситуация на фронте могла быть иной.
Как отмечает Александр Коваленко, военно-политический обозреватель группы Информационное сопротивление в своем Telegram-канале, на момент ратификации Конвенции Украина имела пятый в мире арсенал противопехотных мин и второй в мире по наличию мин ПМН и ПФМ-1.
Первый арсенал по количеству этой компоненты был у России, которая Оттавскую конвенцию не подписывала.
С 2005 года Украина уничтожала свои запасы, пишет Коваленко.
И даже после 2014-го, когда началась прямая российская агрессия, наше государство продолжало соблюдать конвенцию (в частности, обязалось с 2015 по 2018 год утилизировать три миллиона ППМ).
"А теперь только представьте, если бы эти три миллиона мин были размещены вдоль границы с Россией в Черниговской, Сумской и Харьковской областях.
Это, грубо говоря, по четыре мины на метр (размещаются мины по другой системе, это просто для понимания масштаба).
Но вместо этого мы их утилизировали",- пишет Коваленко.
Но почему Украина решила выйти из Оттавской конвенции именно сейчас? В заявлении МИД говорится, что Украина 20 лет добросовестно выполняла положения документа.
В то же время массовое использование противопехотных мин в войне против Украины Россией создало асимметричное преимущество для агрессора.
"Таким образом, Украина оказалась в неравной и несправедливой ситуации, которая ограничивает ее право на самооборону согласно статье 51 Устава ООН",- подчеркивается в документе.
По словам дипломатов, сейчас речь идет о выживании и сохранении Украины как суверенного, независимого и свободного государства.
Поэтому выход из Оттавской конвенции был критически необходим.
А эксперты, опрошенные изданием BBC Украина, признают, что выход из Оттавской конвенции стал для Украины фактически вопросом выживания - и у нашего государства есть запас противопехотных мин, который можно применить уже сейчас.
Но как быстро мы увидим изменения на фронте?.
Вопрос стратегического уровня.
Противопехотные мины – это дешевый и массовый способ поражения, говорит военный эксперт Павел Нарожный в беседе с Укринформом.
"Это мощное, хорошее оружие, которое в первую очередь будет поражать пехоту, а сейчас в подавляющем большинстве штурмов осуществляется именно им, без применения тяжелой техники", – говорит Нарожный.
В качестве примера Нарожный приводит одно из последних сообщений Генштаба: уничтожен только один танк, но более тысячи солдат.
Поэтому Украине давно стоило придумать метод эффективного, массового и дешевого уничтожения оккупантов.
Противопехотные мины будут явно дешевле артиллерии и дронов, добавляет Нарожный.
Даже если ППМ не убивают, а только ранят вражеский личный состав (а современные мины делаются с таким расчетом), все равно это останавливает группу, тормозит, а дальше можно добивать ее хоть артиллерией, хоть дронами.
Потери оккупантов должны увеличиться, и это окажет психологическое влияние на РОВ, уверен эксперт.
Но где взять мины? Глава Украинского центра безопасности и сотрудничества Сергей Кузан убежден, что наше государство может как производить их, так и получать в качестве военной помощи от других государств.
Вероятно, пишет Эспрессо, что на украинских складах есть еще советские противопехотные мины, которые украинские силы начнут активно использовать.
Кроме ПФМ-1 ("бабочка"), речь идет о ПМН-2 ("Черная вдова"), ПОМЗ-2М, ОЗМ-72 ("Ведьма"), МОН-50 и других, которые эффективны против пехоты благодаря фугасному или осколочному действию.
В свою очередь Коваленко пишет, что Украина все же не имеет того количества противопехотных мин, которое позволило бы уже завтра увидеть последствия на поле боя.
Но это нужно менять.
"Теперь нужно будет наверстывать упущенное и с лихвой.
Думаю, вопрос о производстве противопехотных мин в Украине должен стать такого же стратегического уровня, как и производство дронов и боеприпасов",– считает эксперт.
Следует также помнить, что официальный выход из Конвенции вступает в силу через шесть месяцев после уведомления ООН.
Для Украины это решение еще должно быть утверждено Верховной Радой, но указ президента Зеленского является политическим сигналом о готовности использовать все доступные средства для защиты.
Валерия Шипуля.