Мамедов назвал самое слабое место Спецтрибунала по преступлениям РФ. Оно касается "тройки"
Мамедов назвал самое слабое место Спецтрибунала по преступлениям РФ. Оно касается "тройки"
Мандат Спецтрибунала по преступлениям РФ, документ о ратификации которого сегодня подписал президент Украины Владимир Зеленский, — привлечение к ответственности лиц, принявших решение о применении вооруженной силы против Украины с нарушением Устава ООН. Об этом в своем материале для ZN.UA "Решение с подводными камнями: что ждет Трибунал за агрессию России против Украины" пишет экс-заместитель генпрокурора Гюндуз Мамедов, добавляя, что прежде всего речь идет о "руководящей тройке" — президенте Владимире Путине, премьере Михаиле Мишустине и министре иностранных дел Сергее Лаврове.
"Формально суд сможет расследовать их действия, но не сможет завершить производство, пока они находятся на должностях. Устав предусматривает: процесс будет приостановлен до момента утраты ими соответствующего статуса, — объясняет Мамедов. — И это — одно из самых слабых мест всей конструкции. Потому что пока кресло под обвиняемым не опустеет, приговор не появится".
По его словам, вопрос самих расследований против "руководящей тройки", которая имеет иммунитет, вызывает дискуссию среди специалистов, которые считают это нарушением, если руководствоваться логикой Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности и Европейской конвенции об иммунитете государств.
В этом контексте Мамедов напоминает о важном прецеденте: "В деле «Демократическая Республика Конго против Бельгии» 2002-го Международный суд ООН постановил, что действующие министры иностранных дел пользуются полным иммунитетом от уголовной юрисдикции иностранных государств даже в случае обвинения в тяжких международных преступлениях. Это решение подтвердило, что такой иммунитет является процедурной защитой, которая не устраняет личную ответственность, но делает невозможным судебное преследование во время пребывания на должности.
Вместе с тем было указано, что действующий или бывший министр иностранных дел может подлежать уголовному преследованию в некоторых международных уголовных судах, если они имеют юрисдикцию".
Но трибунал точно сможет давать правовую оценку другому военно-политическому руководству РФ — в частности членам Совбеза, которых более 30 человек — и, вероятно, Беларуси и КНДР. Но Мамедов отмечает, что в конце концов, если признают, что действия РФ не были так называемой самообороной, как это хочет подать российская пропаганда, то даже функциональные иммунитеты в будущем не спасут "тройку".
Больше материалов Гюндуза Мамедова читайтепо ссылке.