Конфликт России и Азербайджана вошел в горячую фазу: причины и следствия
Великий «геостратег» современности Владимир Путин умудрился за неделю разругаться и с Арменией, и с Азербайджаном. На днях РФ и Азербайджан устроили друг другу взаимную обструкцию, и во что она выльется – пока неизвестно. Коротко про – о том, как Россия и Азербайджан меряются силой, намекая друг другу на более серьезные проблемы в будущем.
Как все начиналось
В 2001 году в Екатеринбурге произошло убийство Юниса Пашаева, азербайджанца, возле кафе «Каспий», принадлежавшего братьям Сафаровым. Тогда Сафаровых не удалось привлечь к ответственности из-за недостатка улик, и дело Пашаева осталось нераскрытым.
Но вдруг в 2025-м оно стало поводом для громкого рейда екатеринбургских силовиков против азербайджанской диаспоры. Впрочем, рейд был не первым: убийства и покушения на азербайджанцев в городе были если не привычным делом, то уж точно не единичными эпизодами. Общественности кинули информацию об «этнической преступной группе». Азербайджан выразил вежливое недоумение. Россияне спели «Я – русский» и привычно вскрикнули, что националисты – только в Украине, а они доблестные стражи порядка.
Но вся эта предыстория могла бы так и остаться эпизодом в полицейской хронике, если бы не трагедия в декабре 2024 года, когда крушение самолета в Актау стало миной замедленного действия для неизбежного конфликта.
Самолет как одна из причин
Напомним, 25 декабря 2024 года самолет «Азербайджанских авиалиний» из Баку в Грозный упал возле Актау (Казахстан). Из 67 человек на борту 38 погибли. Выжившие сообщили о взрывах и шрапнели, а обломки самолета показали следы от «инородных металлических объектов», предположительно от российской зенитной ракеты «Панцирь-С1». Азербайджанские власти сразу обвинили российскую ПВО. Москва предложила на выбор альтернативные версии: столкновение с птицами и взрыв кислородного баллона.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев, узнав о катастрофе в воздухе по пути на саммит СНГ в Санкт-Петербурге, развернул самолет и созвал экстренное совещание в Баку. Он публично раскритиковал Россию за «абсурдные» версии и потребовал извинений, компенсаций и прозрачного расследования. Путин произнес вялые извинения, но вину не признал. В ответ Азербайджан закрыл в Баку «Русский дом» и приостановил рейсы в российские города, включая Сочи и Уфу.
Расследование в Казахстане подтвердило, что самолет был поврежден «внешними объектами». Черные ящики отправили на расшифровку в Бразилию, что стало жестом недоверия к российским авиационным властям. Данные расшифровки ящиков в Азербайджане обещают представить уже через несколько дней.
Москва так и не извинилась за сбитый российской ПВО самолет. Фото: facebook.com/azamat.sarsenbaev
«Сердечная недостаточность» при сломанных ребрах
Казалось бы, где связь между обстрелом самолета и старым убийством азербайджанца, но она есть, если понимать, что Азербайджан начал попытку избавиться от московской метрополии. Во-первых, потому что он уже не республика СССР и не колония, а независимая страна 30 лет как. И во-вторых, потому что считать азербайджанцев идиотами и, чуть ли не посмеиваясь, предлагать им версии с птицами в турбинах – не надо.
Агрессивность россиян в отношении чересчур много хотящих азербайджанцев достигла пика. 27 июня этого года российские силовики провели в Екатеринбурге масштабный рейд против азербайджанской диаспоры, задержав около 50 человек. При этом заявлено, что все они - граждане России азербайджанского происхождения. Операция была связана с расследованием убийств 2001, 2010 и 2011 годов, в частности с убийством Юниса Пашаева.
В ходе этого рейда погибли братья - 55-летний Зияддин и 60-летний Гусейн Сафаровы, владельцы кафе «Каспий». То есть на допрос они ушли своими ногами – их видело много людей, и все они утверждают, что братья были вполне крепки и здоровы. А через некоторое время тела Сафаровых выдали из полицейского морга с указанием причины смерти «сердечная недостаточность».
Соотечественники отправили тела в Азербайджан, где полиция провела свою экспертизу. Впрочем, там и так все было ясно: после «общения» с российскими силовиками на телах Сафаровых остались следы пыток, переломы ребер и кровоизлияния.
Вскрытие показало, что Зияддин и Гусейн Сафаровы погибли от пыток. Фото: instagram.com/1news.aze
Спецназ «пригласил» свидетеля
Пока в Азербайджане думали, как цензурно выразить протест против произвола россиян, были арестованы семеро азербайджанцев по обвинению в убийствах и покушениях. Задержанных доставили в суд с видимыми следами побоев. МИД Азербайджана вызвал временного поверенного России на ковер и уже не особо церемонясь с формулировками обвинил Москву в «преднамеренных и внесудебных убийствах» на этнической почве. Генпрокуратура Азербайджана возбудила дело по статьям об умышленном убийстве и пытках.
Одним из ярких эпизодов этих рейдов стало задержание Шахина Шихлинского, главы организации «Азербайджан-Урал» 1 июля. Вместе с сыном он ехал в «гелендвагене», когда у торгового центра «Баку Плаза» спецназ разбил окна машины и вытащил обоих. Сына отпустили после допроса, а Шахина оставили как свидетеля по делу об убийствах 2001–2011 годов, связанных с братьями Сафаровыми.
Вряд ли в мировой юридической практике свидетелей доставляют в зал суда подобным образом…
Шихлинский известен как влиятельный лидер диаспоры, он участвовал в переговорах по делу Сафаровых, и его арест вызвал наибольший резонанс. Азербайджанцы наконец выразили внятный протест, СМИ сравнили действия силовиков с репрессиями НКВД. После допроса 1 июля Шихлинского освободили, но пожар взаимных обид и претензий уже полыхает вовсю.
Народное недовольство началось уже во время похорон братьев Сафаровых. Фото: report.az
«Сжечь посольство»
«В деле кровавых расправ Путин обогнал самого Сталина». «Что случилось, господин Путин? Вас так беспокоит, что Азербайджан стал сильным государством?» - воззвали азербайджанские СМИ, и все завертелось...
Баку ответил арестами российских журналистов, а также отменил все российские культурные мероприятия, включая концерты и выставки плюс визит вице-премьера РФ Алексея Оверчука. 29 июня азербайджанский парламент отказался от поездки в Москву на заседание межпарламентской комиссии, обвинив Россию в «ксенофобии». Голосом народа выступил журналист Афган Мухтарлы, который призвал сжечь российское посольство.
30 июня азербайджанские силовики провели рейд в офисе «Sputnik Азербайджан» в Баку, задержав около 10 российских журналистов. Их обвинили в мошенничестве и незаконном предпринимательстве, власти намекнули (громко и уверенно) на связи с ФСБ. Суд в Баку арестовал двоих из задержанных на четыре месяца, а российские дипломаты не получили доступа к задержанным. Российский МИД вызвал посла Азербайджана Рахмана Мустафаева, обвинил Баку в «русофобской кампании» и «демонтаже двусторонних отношений».
Конечно, это ничего не изменило – маховик раскручивается без остановки. Остальным задержанным суд в Баку предъявил подозрение в транзите наркотиков из Ирана, онлайн-торговле запрещенными веществами, а также в кибермошенничестве. Примечательно, что подавляющая часть задержанных – это сбежавшие из РФ от насильственной мобилизации молодые мужчины: айтишники, разработчики ПО, есть психолог и просто турист.
На кадрах из зала суда видно, что задержанные россияне избиты. Всех взяли под стражу на 4 месяца.
Выразили озабоченность и ждут, чем все закончится
Традиционная обеспокоенность была выражена незамедлительно: НАТО призвало к тщательному расследованию катастрофы в Актау, США назвали инцидент «тестом» на способность Азербайджана отстаивать свои интересы перед Россией. За делом внимательно следят Узбекистан и Кыргызстан, которые с Россией дружат, но уже опасаются, что РФ станет «токсичным» другом. Турция, стратегический союзник Азербайджана, уже несколько раз заявила о поддержке Баку, хотя прямых действий не предприняла. ООН и ОБСЕ призвали к деэскалации.
Хуже всех пока президенту Казахстана, где произошла катастрофа. Касым-Жомарт Токаев аки акробат балансирует между Москвой и Баку, избегая публичных обвинений и предпочитая обтекаемые формулировки вроде «неустановленных предметов» в корпусе самолета.
Чего ждать дальше? Пока стороны будут демонстрировать друг другу, кто сильнее изобьет задержанных, может рухнуть и без того на ладан дышащая связь РФ и Азербайджана по проекту транспортного коридора «Север–Юг», который должен соединить Россию с Ираном через Азербайджан. Последний - ключевой поставщик газа в Европу - может усилить сотрудничество с ЕС, чтобы компенсировать потери от разрыва с Россией.
Для Казахстана конфликт создал риски для экспорта нефти через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), 80% которого проходит через Россию. Потери для Астаны могут составить миллиарды долларов, если Россия использует трубопровод как рычаг давления.
В России азербайджанская диаспора, насчитывающая около 1 млн человек, столкнулась с ростом ксенофобии. Рейд в Екатеринбурге спровоцировал отток азербайджанских предпринимателей, а поскольку диаспора контролирует часть торговли – грядет война за ее передел. В Азербайджане закрыли российские культурные проекты. Даже появилась информация о закрытии русскоязычных школ и переводе их на азербайджанский язык обучения. Впрочем, эту информацию официальные власти опровергли.
Этот конфликт года стал зеркалом, в котором отразились старые обиды и новые амбиции. Сможет ли Баку добиться справедливости, а Москва - сохранить лицо? Ответы даст время.