Министр юстиции Стефанишина живет в незадекларированной квартире: журналиста, который это снял, доставили в полицию
Министр Стефанишина живет в незадекларированной квартире: журналиста, который это снял, доставили в полицию
В Киеве 1 июля журналиста hromadske Максима Коцюбинского доставили в отделение полиции после того, как он зафиксировал, что министр юстиции Ольга Стефанишина пользуется квартирой, которая не упомянута в ее декларации. В полиции заявили, что действовали по обращению прохожего, который якобы увидел "подозрительную" съемку. Однако сам журналист утверждает, что в тот момент не проводил никаких съемок и уже занимался личными делами.
Как все началось
Инцидент произошел через несколько часов после того, как съемочная группа hromadske завершила работу над частью расследования относительно имущества министра юстиции. Максим Коцюбинский зафиксировал, как машина, которой пользуется Ольга Стефанишина, выезжает из жилого комплекса "Львовская площадь" в центре Киева. Журналисты установили, что эта квартира принадлежит ее матери, однако сама министр проживает там и использует авто, которое находится на балансе Кабинета Министров. В декларации чиновницы упоминания о квартире нет.
После завершения съемки Коцюбинский ждал встречи с другом. Именно тогда к нему подошел полицейский, который попросил показать документы, объяснив это тем, что проводит "опрос граждан". Впоследствии присоединился другой правоохранитель, который заявил, что должен провести "поверхностную проверку". К Коцюбинскому подошли еще несколько правоохранителей. Один из них заявил, что якобы получили сообщение, что он снимает стратегические объекты, хотя сам журналист это категорически отрицает.
По словам журналиста, он сразу сообщил, что является представителем СМИ, и показал редакционное удостоверение. Он также пояснил, что ранее в этот день проводил съемку служебного транспорта публичного лица. Коцюбинскому предложили поехать в отделение полиции на Прорезной, 12-Б, чтобы дать объяснения. В отделении его попросили письменно разрешить осмотр мобильного телефона. Журналист отказался и вызвал адвоката.
По словам Коцюбинского, полицейские сообщили, что в случае отказа могут изъять телефон "надолго". Когда он спросил, угроза ли это, ему ответили, что это "информационная справка". Журналист отмечает: хоть полиция и заявляла, что он не задержан, его фактически не отпускали, ограничивали передвижение и постоянно сопровождали.
После прибытия адвоката Коцюбинский еще раз предоставил письменные объяснения. После этого его отпустили без составления протокола, а телефон не изымали.
Что говорит полиция
В патрульной полиции Киева впоследствии объяснили свои действия тем, что получили обращение от прохожего, который увидел, как мужчина фотографирует дом и автомобили возле него. По словам правоохранителей, журналист отказался предоставить документы, из-за чего его решили доставить в участок.
Журналисты hromadske обратились за комментарием к команде Ольги Стефанишиной, чтобы выяснить, могла ли она быть причастна к вызову полиции. В ответ сообщили, что министр или ее команда полицию не вызывали.
Мнение адвоката
Адвокат Анастасия Бурковская напомнила закон, в котором указано, что служебная деятельность журналиста не может быть основанием для обыска, ареста или изъятия его техники или материалов без надлежащих оснований.
Также поверхностный осмотр разрешено проводить только в случаях, когда есть основания полагать, что он имеет при себе запрещенные или опасные предметы. В ситуации с Коцюбинским, по мнению юриста, таких оснований не было.
Что было в расследовании
Расследование, в котором работал Максим Коцюбинский, показало, что министр юстиции Ольга Стефанишина пользуется квартирой своей матери в центре Киева, но не задекларировала право пользования. В комментарии hromadske Стефанишина признала, что живет там временно, и пообещала внести эти данные в декларацию в следующем отчетном периоде.
Напомним, по данным Bihus.Info, мать экс-заместителя генпрокурора купила дом в Конча-Заспе, который фигурировал в деле ГПУ.