/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2Fb0e591cb18f090860614a434eb5bf60e.jpg)
Трамп звонит, Макрон подхватывает: для чего западные лидеры снова дают Путину слово
Что означают для Украины контакты Запада с Москвой
С начала 2025 года российский диктатор Владимир Путин получил по меньшей мере пять официальных звонков от лидеров западного мира. По крайней мере, о которых известно публично.
Что на самом деле стоит за этим — дальше в материале международного обозревателя "Телеграфа" Ольги Кириловой.
Большинство звонков — от президента США Дональда Трампа, критиковавшего своего предшественника Джо Байдена за то, что тот ни разу не разговаривал с главой Кремля с начала полномасштабного вторжения России в Украину.
"Если за меня проголосуют, я поговорю с одним президентом, поговорю с другим, и война закончится…" — утверждал Трамп во время дебатов.
И если после созвона с российским визави в феврале Трамп заявлял, что они договорились работать вместе "очень тесно", включая посещение стран друг друга, то во время последнего июньского звонка Путин получил от Америки отворот, когда предложил помощь с Ираном.
"Он звонил и спросил, может ли он помочь с Ираном, а я ему сказал: "Нет, вы можете помочь с Россией", — вспоминал президент США.
Примечательно, что после этого российский диктатор продолжил подхалимаж перед американской администрацией и заявил, что до сих пор открыт к контактам и встрече с Трампом и относится к нему "с большим уважением".
Путин до сих пор не оставляет надежд вернуться в глобальную игру не через покаяние за совершенное в Украине, а через навязывание себя как незаменимого игрока на международной арене. И подобные телефонные звонки для него – признак того, что Россию снова вынуждены слушать, что с ней все равно придется так или иначе договариваться.
Впрочем, российский диктатор до сих пор не может получить самого желанного — личной встречи с Дональдом Трампом, которая окончательно положила бы конец его изоляции среди высшего политического истеблишмента Запада. Это была бы дипломатическая победа, которую Кремль мог бы продать как россиянам, так и, скажем, партнерам с Глобального Юга.
Другим лидером, который буквально на днях провел разговор с Путиным, стал президент Франции Эммануэль Макрон. Дипломатическая стратегия Парижа была традиционно ориентирована на диалог, даже с проблемными собеседниками. Не стоит забывать, как летом 2022 года Макрон призвал "не унижать Россию", чтобы после завершения войны против Украины она смогла выйти из политической изоляции.
Конечно, с годами позиция французского президента претерпела кардинальные изменения, и в итоге Макрон — среди тех, кто занимает самую жесткую позицию по отношению к РФ. Зачем же он решил возобновить диалог с Кремлем?
На саммите НАТО в Гааге практически незаметно прошел момент, когда часть потока лести в сторону Дональда Трампа касалась возобновления его контактов с Москвой. Мол, молодец президент США, который взял на себя такую непростую задачу.
"Я хочу отдать должное президенту Трампу за то, что он сдвинул ситуацию с мертвой точки. Когда он пришел к власти, он начал диалог с президентом Путиным, и я всегда считал, что это было очень важно.
Только один лидер мог сначала разблокировать эту ситуацию — и это должен быть американский президент, поскольку он является самым влиятельным лидером в мире…
Поэтому его шаг — разблокировать тупик — был действительно важным", — заявил генеральный секретарь НАТО Марк Рютте во время одного из мероприятий саммита.
По сути, это своеобразный "зеленый свет" для других лидеров Альянса на звонки в Москву, независимо от того, результативны они или нет.
Желание Макрона связаться с Путиным во многом продиктовано его стремлением отхватить часть дипломатической инициативы и не позволить США полностью подмять под себя этот трек. Для Макрона это вопрос не только об Украине, но и о роли Франции в глобальной политике: Париж претендует на статус европейского лидера, способного говорить со всеми.
Кажется, Макрон отдает себе отчет, что Европа должна быть на передовой дипломатических процессов, а не стоять в стороне, пока ключевые решения принимаются далеко за океаном.
Разговор Макрона с Путиным — это также сигнал Киеву: даже ближайшие союзники готовятся к более сложному политическому этапу, где разговоры с врагом становятся частью игры. Это намекает и на растущее давление внутри Европы найти свою формулу завершения войны.
Но, несмотря на все сигналы, ни один из этих звонков не изменил главного — Путин не прекратил агрессию и не отказался от ультиматумов Киеву. И пока западные лидеры настраивают телефонные линии, их разведки, по данным источников "Телеграфа", доносят неутешительную информацию: Россия готова воевать такими темпами еще по крайней мере два года.
Этот диссонанс между дипломатией и реальностью еще раз напоминает: разговор с агрессором сам по себе не достижение — настоящим критерием должно оставаться изменение его поведения, а не количество минут на связи.