/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F1%2F1eb570bf481536ea5a06b7e80a4aea25.jpg)
"Тело сгорело за неделю": история Валерия Зеленского, вернувшегося из плена и не выжившего
Валерий Зеленский / © Суспільне
Валерий Зеленский, военнослужащий 53-й отдельной механизированной бригады из Северодонецка, пережил 39 месяцев российского плена, но его сердце остановилось менее чем через месяц после обмена. 57-летний защитник, возвращенный в Украину 25 мая 2025 года, скончался 16 июня. Дочь Валерия рассказала, что его организм не выдержал бесчеловечных пыток.
Об этом пишет Общественное. Донбасс.
Жизнь, посвященная защите
Валерий Зеленский мечтал о встрече с семьей, которую три года считал оккупацией, и успел увидеть глаза любимой жены. Это история бывшего полицейского, вставшего на защиту Украины, смелого командира, попавшего в плен в первые дни полномасштабного вторжения. Он прошел через ежедневные пытки в российских тюрьмах.
Валерий Зеленский с дочерью Валерией. / © Суспільне
Дочь Валерия вспоминает его слова: «Детки, мы никогда в жизни не поедем в Россию». Он сам был переселенцем с детства, видел разницу между украинским и русским образованием, что сформировало его характер. Отец не стал «мальчиком для избиения», а занимался спортом, что дало ему дисциплину и выносливость.
Валерий был сильной личностью, снаружи и духовно. Его «ахиллесовой пяткой» была семья, единственное, что могло его сломать. В Северодонецке, куда он приехал учиться на химика-технолога, он встретил свою жену. Их жизнь была наполнена романтикой, и это вдохновляло всю семью.
После работы на Азоте он осуществил детскую мечту, устроившись «опером» в милицию, а затем в полицию, где проработал шесть лет. Он был человеком, «сеявшим зерна любви, добра, счастья», и оставлял положительный след в сердцах всех, кто его знал. Даже после трех банкротств в собственном бизнесе (по порядочности, как вспоминает дочь) и службы обычным солдатом, Валерий рос по службе, став старшиной, и заслужил уважение всех.
Его харизматическое лицо даже стало лицом рекламной кампании 53-й бригады в Северодонецке, чем гордилась вся семья.
Плен: 39 месяцев ада
В начале полномасштабного вторжения подразделение Валерия помогало ребятам в Мариуполе, но само не имело должного вооружения. Когда началось наступление, из 40 человек всего восемь добровольцев, среди которых был Валерий как сапер, пошли в штурм, чтобы миновать мост. Им обещали встречу с Нацполицией, но на месте их ждали россияне. Чудом их взяли в плен, а не убили.
«Я парень взрослый, ты или убиваешь, или оформляешь», — сказал Валерий оккупантам, угрожающим ему автоматом. Его «оформили».
Семья не сразу узнала о пленении Валерия, ведь сами находились под обстрелами в подвале. Лишь впоследствии мужчина дочери сообщил трагическое известие. Выехав из оккупации только с двумя сумками, семья три года искала любую информацию.
Валерий Зеленский с женой. / © Суспільне
Первое известие пришло от бывшего побратима, передавшего, что с Валерием «все хорошо». Впоследствии пришло письмо, которое, по словам дочери, было «пророссийским» по форме, но психологически свидетельствовало о его устойчивости и понимании ситуации. Он думал, что семья все еще в Северодонецке.
В плену Валерий каждый день вспоминал дни рождения родных, молился трижды в день, омывался ледяной водой. Несмотря на включение в списки на обмен, его постоянно вычеркивали, обменивая других «Зеленских», возможно, по его фамилии. Возвращавшиеся ребята свидетельствовали о ежедневной пытке, которой подвергался Валерий.
23 дня свободы и прощания
За день до обмена Валерию приснилась мама, которая сказала: «Родненький, не опоздай на автобус в 11:20». Они уехали в 11:28. Это, а также чтение им «Врача Живаго» в плену, в то время как его жена читала ту же книгу дома, дочь называет «уникальной связью».
Валерия уволили 25 мая 2025 года в рамках обмена «1000 на 1000». Семья не могла поверить своему счастью. Он позвонил дочери, и был приятно поражен, что она разговаривает на украинском, выразив желание выучить язык.
Валерий Зеленский в Украине после освобождения из плена, май, 2025 год. (Офис Президента) / © Суспільне
«Я никого не сдал», — первое, что он сказал, отметив свою честь и преданность Украине.
Он был очень рад узнать, что у него есть внук, о котором он мечтал всю жизнь, ведь уже имел двух внучек.
«Мне есть для чего жить», — говорил он врачам, которые спрашивали о суицидальных склонностях.
Однако организм не выдержал. По медицинскому заключению, Валерий пережил почти все виды пыток, что привело к полному истощению. Его тело «сгорело» буквально через неделю. По словам дочери, первый год плена был самым сложным, когда его пытали «ДНРовцы» и «вагнеровцы». Он выдержал благодаря своей дисциплине и «набитым» мышцам от киокушинки, но вернулся без них.
Валерий Зеленский вместе с кошкой Соней. / © Суспільне
«Три человека умерли от пыток среди нас», — рассказывал он.
Когда ему было очень плохо, он просил Бога дать увидеть глаза возлюбленной. Он это сделал: у него был один счастливый день на свободе с семьей, прежде чем обратился к врачам.
«Мы думали там дело в поджелудочной, но на самом деле все органы уже распадались. Некроз был не только в поджелудочной. Это то, что ты не увидишь, это то, что анализы не покажут. Он держался просто на силе духа», — рассказала дочь.
Семья испытывает двойные эмоции: неисчерпаемая боль от потери любимого человека, которого «затортурили», и в то же время радость, что он больше не испытывает этой пытки.