/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F2%2Fec8ebf380e111410390ff7734c4ce1ad.jpg)
Почему резервы Украины снова начали расти
По итогам июня международные резервы Украины, по информации НБУ, выросли.
За счет чего наблюдаем рост, почему это важно и на что их можно потратить?.
Причины роста.
По итогам июня международные резервы Украины (МРУ) выросли и по состоянию на 1 июля составили 45,07 млрд долл., что на 1,2%, или на 530 млн долл.
больше, чем месяц назад.
Об этом сообщил НБУ.
“Такая динамика обусловлена значительными объемами поступлений от международных партнеров, превысивших чистую продажу валюты Национальным банком и долговые выплаты страны в иностранной валюте”, - говорится в сообщении регулятора.
Так, на валютные счета правительства в НБУ в июне поступило 4,09 млрд долл.
в рамках инициативы G7 Extraordinary Revenue Acceleration for Ukraine (ERA).
Из этой суммы: 1,69 млрд.
– от правительства Канады;1,25 млрд дол.
– через счета Всемирного банка; 1,15 млрд дол.
– от ЕС.
В то же время на обслуживание и погашение государственного долга в иностранной валюте в июне направили 524 млн долл., из которых:226,8 млн дол.
– обслуживание и погашение долга перед Всемирным банком; 4,7 млн дол.
– обслуживание и погашение долга перед ЕБРР; 4,3 млн дол.
– обслуживание валютных ОВГЗ;.
1,6 млн.
– обслуживание долга перед ЕС; 286,6 млн дол.
– уплата другим международным кредиторам.
При этом НБУ в июне продал на валютном рынке 2,96 млрд долл., а выкупил в резервы – лишь 1,3 млн долл.
В результате чистая продажа валюты в июне составила 2,96 млрд долл.
Также на объем резервов повлияла переоценка финансовых инструментов (из-за изменения рыночной стоимости и курсов валют) – резервы увеличились на 337,8 млн.
Напомним, в июне МРУ упали более чем на 2 млрд долл.
А перед этим в марте и апреле резервы росли и достигли исторического рекорда – 46,68 млрд долл.
Почему важно иметь достаточно резервов.
Рост резервов свидетельствует о стабильности позиции Украины на международном финансовом горизонте.
Стабильность валютного рынка поддерживается как государственными операциями, так и глобальной финансовой поддержкой.
В настоящее время международные резервы остаются выше, чем в начале года, и достаточны для поддержания стабильности валютного рынка, заверили в НБУ.
“Текущий объем международных резервов обеспечивает финансирование 5,6 месяца будущего импорта”, - добавили в НБУ.
По методологии МВФ нормальный уровень покрытия импорта: 3 месяца.
Так что резервов, даже больше, чем нужно.
По состоянию на 1 июля 2025 г.
имеем рекордно высокий уровень для страны в состоянии войны.
Для сравнения: перед полномасштабным вторжением ЗВР составляли 29 млрд долл., в июле 2024 г.
– 39 млрд долл.
Международные партнеры регулярно подтверждают достаточность резервов, включая МВФ и Всемирный банк, и говорят о том, что все ключевые индикаторы НБУ выполняются.
В настоящее время у Украины есть: сильное импортное покрытие, контролируемый валютный рынок, регулярная международная поддержка, адекватный уровень резервов по всем базовым критериям.
“Это дает макрофинансовую устойчивость, необходимую для ведения войны, стабильности гривны и сохранения доверия государству”, - говорит Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.
На что можно использовать деньги?.
Международные резервы – это валютные активы, которые находятся в распоряжении НБУ и используются для: стабилизации валютного курса.
НБУ может продавать иностранную валюту, чтобы сгладить колебания гривны на межбанковском рынке.
Такие интервенции особенно важны при турбулентности или девальвационном давлении.
Также МР необходимы для обеспечения платежеспособности государства по внешним обязательствам.
В частности, они используются для погашения внешнего долга государства или выплат по облигациям, кредитам (например, МВФ, еврооблигации) и для оплаты процентов по уже полученным займам.
Резервы в исключительных случаях можно использовать для пополнения бюджета.
Если НБУ продает валюту Минфину, это может быть использовано для покрытия дефицита бюджета, хотя подобные операции строго регламентированы.
Высокий уровень резервов свидетельствует о финансовой устойчивости государства и его способности обслуживать долги.
Это способствует снижению кредитных рисков, лучшим условиям заимствований.
Еще одна функция резервов – финансирование импорта в кризисные периоды.
В случае резкого сокращения поступлений валюты (экспорт, кредиты), резервы позволяют оплачивать критический импорт: топливо, медикаменты, оборудование.
Финансировать с помощью резервов войну напрямую невозможно.
Расходы на оборону – это функция правительства и государственного бюджета, а не центрального банка.
Но есть косвенные механизмы.
НБУ может продать валюту из резервов и получить гривну, а правительство купить эту валюту за гривну.
Такое обращение валюты позволяет правительству покрыть дефицит бюджета, включая военные расходы.
В то же время ЗВР не уменьшаются кардинально, потому что гривна выводится с рынка.
Есть и другой механизм.
Международная помощь приходит в валюте, правительство продает ее НБУ и получает гривну на бюджет.
Эти гривневые ресурсы могут пойти на оборону.
Валюта же остается в резервах, то есть МР растут, даже если бюджет тратится на войну.
В то же время, такие механизмы работают, пока страна имеет доверие кредиторов и контролирует инфляцию.
Без достаточных резервов правительство не сможет финансировать расходы (в т.
военные) без риска обвала гривны, что критично во время войны.
“ЗВР нельзя потратить напрямую на войну, но они: обеспечивают валютную стабильность, позволяют превратить международную помощь в гривну, помогают правительству аккумулировать ресурсы (в т.
на оборону) через стабильный обменный курс и бюджетную поддержку.
Это – опосредованная, но критически важная роль резервов в обеспечении способности государства вести войну”, - подытожил Охрименко.
Говорит ли рост резервов об увеличении поддержки.
Факт увеличения финансирования от международных партнеров свидетельствует о росте или, по меньшей мере, сохранении сильной политической и экономической поддержки Украины.
Разнообразие доноров – показатель широты поддержки.
Финансирование не уменьшается, а иногда и растет.
Хорошо и то, что есть долгосрочные обязательства, а не разовые транши.
Об этом свидетельствует то, что в июне Украине предоставлены средства в рамках инициативы G7 – Ukraine Facility/ERA (Extraordinary Revenue Acceleration).
Это значит, что партнеры не просто перечислили деньги - они планируют стабильное долгосрочное финансирование, с расписанными условиями и этапами.
Еще одним позитивом является то, что международные кредиторы считают Украину способной реформироваться.
К примеру, МВФ одобрил очередной транш после успешного пересмотра программы.
Это не “подарок”, а признание того, что Украина выполняет свои обязательства, даже в военных условиях.
Но есть нюанс: финансирование не обязательно означает рост политической поддержки во всех странах.
В некоторых случаях это - выполнение ранее утвержденных программ (техническая помощь),желание избежать дестабилизации в Европе; защита собственных геополитических интересов.
То есть: финансирование – это индикатор доверия и готовности помогать, но не всегда – энтузиазма.
Однако рост объемов международной помощи, который привел к росту резервов страны - это признак сильной и устойчивой поддержки Украины, особенно в части экономического и институционального доверия.
Это свидетельствует о: вере в способность Украины выстоять, готовности партнеров финансировать ее функционирование, сохранении геополитического курса на поддержку.
Рост это или просто продолжение стабильной линии поддержки - зависит от страны и контекста.
Но в обоих случаях это положительный сигнал.
Виктория Хаджирадева.