/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F35%2F0df497b2f94b57561d26dc86e8e5466a.jpg)
"Реальность российской угрозы не имеет себе равных": как Франция готовится к большой войне
Готовятся ли во Франции к войне, а если готовятся – то к какой именно?.
Ответы на эти вопросы содержатся в новом Национальном стратегическом обзоре (RNS 2025) – доктрине, которая уточняет приоритеты страны в области обороны и безопасности.
Этот документ был заказан президентом Эмманюэлем Макроном в январе и обнародован 14 июля, к национальному празднику Дню взятия Бастилии.
Новый обзор рисует мрачную картину современного мира и призывает нацию на всякий случай готовиться к войне высокой интенсивности.
Правда, эта война должна пройти не на территории Франции.
Россия как главная угроза.
Центральным сценарием RNS 2025 стала "настоятельная необходимость для Франции и Европы быть готовыми к защите и сдерживанию возможной новой агрессии со стороны России".
Документ констатирует, что "к 2030 году главная угроза для Франции и европейских стран заключается в возможности открытой войны против сердца Европы".
По оценке французских стратегов, "Россия сама называет Европу врагом, умножает явные и прямые угрозы в ее адрес и заявляет о состоянии почти конфликта с ней".
Москва усиливает враждебные действия через "ядерную политику устрашения, вмешательство в информационное пространство, кибератаки, акты шпионажа, произвольные задержания граждан" и "враждебные действия против французских и союзных сил".
Особую тревогу вызывает планируемое усиление российских вооруженных сил.
В частности, к 2030 году, как подчеркивается в документе, Россия намерена "увеличить их численность еще на 300 тысяч солдат, 3 тысячи танков и 300 боевых самолетов".
В этих условиях "гипотеза участия французских вооруженных сил в крупной войне высокой интенсивности вблизи Европы, а также риск одновременных дестабилизирующих действий гибридного характера, угрожающих внутренней безопасности Франции, достигают уровня, не имеющего аналогов со времен окончания холодной войны", – подчеркивается в документе.
"Угроза крупномасштабной традиционной (конвенциональной) войны на материковой территории Франции, напротив, не рассматривается как достоверная", – уточняется в отчете.
"Реальность российской угрозы в настоящее время не имеет себе равных",.
подчеркивают авторы "стратегического обзора".
В документе отмечается: "Кремль устойчиво и регулярно обозначает Францию и европейцев в своих официальных заявлениях как врагов.
Приоритетность этой угрозы, вероятно, носит поколенческий характер и ставит Европу перед необходимостью долгосрочной конфронтации, навязанной Россией – выходящей за рамки агрессии против Украины".
"Гипотеза новой российской агрессии против Европы в течение ближайших трех-пяти лет является центральной с точки зрения интересов обороны и безопасности европейского континента.
Ничто не указывает на то, что российский президент отступит от своей политики агрессии и идеологической враждебности, оправдываемой видением "вечной России", борющейся с якобы гегемонией "упадочного Запада", и претензиями на контроль над территориями, где проживают русские или русскоязычные", – говорится в обзоре.
"Возможны новые наступательные действия против Украины, а также вблизи Европы – например, в Молдове, на Балканах или даже против государств-членов НАТО – с целью проверить сплоченность Альянса.
Наивысший риск представляет собой ситуация, при которой подобная агрессия будет совпадать с масштабной операцией в другом регионе мира, что отвлечет американские силы", – уточняется в документе.
В этом контексте поддержка Украины является для европейцев задачей первостепенной важности: "Исход конфликта в Украине имеет ключевое значение для Европы.
От него зависит ее будущее в сфере безопасности.
Поэтому продолжение поддержки Украины, особенно военной, должно стать частью амбициозной европейской стратегии.
Сохранение европейских интересов также будет зависеть от условий прочного и справедливого мира в Украине, основанного на соблюдении международного права".
Китай как "реальный стратегический вызов".
Новый обзор уделяет значительное внимание Китаю, который "представляет собой реальный стратегический вызов, стремясь обогнать Соединенные Штаты как первую мировую державу к 2050 году.
И результатом этого стало повышение интенсивности военных учений вокруг Тайваня.
Китай "значительно ускорил свое технологическое развитие, особенно в области передовых технологий обороны (квантовые технологии, искусственный интеллект, космос)", используя "невиданный ранее периметр гибридных действий (кибератаки, научные и технологические хищения и т.
Особое беспокойство авторов вызывает наращивание ядерного арсенала: по их словам, Китай намерен иметь 1000 ядерных боеголовок к 2030-му году и 1500 – к 2035-му.
Документ подчеркивает, что Китай рассматривает Россию как "долгосрочного стратегического партнера" и "непосредственно способствует российским военным усилиям в Украине".
Особое внимание уделяется интересу Пекина к Заморским территориям Франции.
Например, "в меланезийском субрегионе Китай концентрирует свои действия влияния на Новой Каледонии из-за ее стратегического положения и ресурсов никеля".
Аналогичным образом пытается действовать и Москва.
Например, "в Гвиане Россия проявила повышенный интерес к европейским ракетным установкам в Гвианском космическом центре (CSG)".
Учитывая угрозы и положение отдаленных Заморских территорий, планируется усилить их защиту: "Особое внимание будет уделено заморским территориям в силу их стратегического значения – как для их собственной безопасности, так и для безопасности метрополии..
Государству необходимо обладать способностью к быстрому реагированию вооруженных сил, в числе других инструментов, особенно для предотвращения попыток свершившегося факта в отношении некоторых из этих территорий".
Неопределенность в отношениях с США.
Впервые французский стратегический обзор открыто выражает обеспокоенность политикой США – из-за переизбрания Дональда Трампа.
Документ отмечает "менее предсказуемую внешнюю политику с потенциально серьезными последствиями для союзов (в частности, НАТО)" и констатирует, что "США заявляют о расхождениях во взглядах и ценностях с европейцами".
В этом контексте особую тревогу вызывает будущее Украины.
Стратегический обзор подчеркивает: "Отношения с Украиной должны оставаться центральными в партнерской стратегии НАТО в соответствии с ее мандатом по защите евроатлантической зоны".
Также документ напоминает о "необратимом пути" Украины к будущему вступлению в НАТО.
"В связи с этим европейцы должны взять на себя повышенную ответственность за безопасность континента и задействовать все доступные средства для лучшей защиты и сдерживания от любой новой агрессии – независимо от развития наших партнерских отношений с Соединенными Штатами и с НАТО, к которым мы остаёмся глубоко привержены.
Это требует необходимого укрепления европейского столпа внутри Североатлантического альянса и продолжения усилий по увеличению военных и национальных расходов на безопасность".
Авторы добавляют: "Европа не сможет усилить свою самостоятельность в обеспечении собственной безопасности и мира на континенте без масштабных инвестиций в свои оборонные и национальные системы безопасности..
Это предполагает четко выраженную амбицию в вопросе „европейского приоритета" (в закупке и производстве военного оборудования.
– Прим.
RFI), которую Франция будет и дальше продвигать во всех механизмах, направленных на построение стратегической автономии Европы".
Боеготовность к 2030 году.
Цель Франции на 2030 год – "обеспечить материальную и моральную боеготовность" для "противостояния вместе с союзниками возможному крупному конфликту в центре Европы".
Новая доктрина предусматривает "всеобъемлющий подход к вопросам обороны и национальной безопасности, предполагающий мобилизацию всего государственного аппарата и вовлечение всей нации".
Документ вводит понятие "устойчивости" как "воли и способности государства противостоять последствиям агрессии или крупной катастрофы и быстро восстановить свою функциональность".
Опора на науку.
Обновленный обзор впервые включает климатические изменения как фактор безопасности.
"Государство подготовит нацию к такой Франции в которой ожидается (среднее) повышение температуры на 4 °C к концу века", – заявляет документ, предупреждая о рисках "арсенализации" таких вопросов, как "питание, энергия или право на воду".
Среди 11 стратегических целей впервые появилась отдельная цель под названием "Академическое, научное и технологическое превосходство".
Закон о бюджете на исследования будет "усилен" для защиты "фундаментальных технологий", способствующих ядерной безопасности, а также "новым энергиям" и "наукам о Земле".
"Франция должна укрепить свои автономные возможности в области оценки, анализа и прогнозирования в науках о Земле, поскольку это является важнейшим вопросом суверенитета".
"Знание и понимание международных и глобальных вызовов, а также способность к предвидению, должны укрепляться как ключевые опоры стратегической автономии наряду с технологическим превосходством.
Академическая и университетская экспертиза должна в особенности охватывать ядерную проблематику, международные силовые отношения и восприятие гибридности (в частности, с точки зрения информационного влияния)".
Еще один фактор, особо отмечаемый в обзоре, "технологическая революция, которая происходит параллельно, с такими направлениями, как искусственный интеллект, радиоэлектронная борьба, космос и квантовые технологии".
"Это также ускоренная революция, порождённая полем боя – тот переворот, в котором инженерия сочетается с изобретательностью, вызванной необходимостью выживания и адаптации.
Борьба, которую ведут украинцы, напоминает нам об неизменных чертах войны: о тысячах жизней, уносимых ежедневно на фронте, о жизненно важном единстве нации для сопротивления, о стратегической роли промышленности и международной солидарности.
Но эта война – также и переломная, в которой дроны стали продолжением каждого бойца, в которой спутниковые коммуникации соединяют каждого солдата, а кибероперации и радиоэлектронная борьба определяют успех военных действий.
Это война, за которой каждый гражданин наблюдает в социальных сетях, не осознавая размаха пропагандистских операций, развивающихся в этих пространствах.
Наши подходы придется глубоко изменить, чтобы интегрировать эти реалии".
Подготовка к войне.
Стратегический обзор предусматривает меры по "усиленному переплетению внешних и внутренних вопросов".
В случае участия НАТО в крупном конфликте французская метрополия станет "важной тыловой логистической базой", что потребует улучшения "гражданско-военного" диалога между различными ведомствами.
Начиная с 2026 года будет создан "компьютерный инструмент, использующий таможенные данные" для "анализа в реальном времени поставок и цепочек создания стоимости".
"Параллельно министерства и объекты критической инфраструктуры определят и обновят список жизненно важных товаров для обеспечения непрерывности жизни нации.
Особое внимание будет уделено оценке их критичности и степени зависимости.
Целью этой работы по картографированию является создание резервов, которые обеспечат достаточную автономию в первые недели крупного конфликта, который мог бы нарушить пути снабжения национальной территории, а также гарантии поставок.
Это также может касаться конверсии гражданской экономики и гражданских запасов".
Планируются "законодательные работы" для создания "промежуточных юридических режимов между состоянием мира и состоянием войны".
Четыре ключевых приоритета.
Новая доктрина определяет четыре основных приоритета французской политики безопасности:.
Защита и оборона метрополии, заморских территорий, населения и французских граждан за рубежом.
Защита Европы и содействие стабильности в приграничных регионах ЕС.
Обеспечение безопасности и защита интересов Франции и ее союзников от Гвинейского залива до Индийского океана.
Вклад в стабильность Индо-Тихоокеанского региона.
В предисловии к документу президент Макрон предупреждает: "Национальный стратегический обзор описывает мир, каков он есть..
и если мы хотим гарантировать в нем безопасность..
то будут трудные решения.
Я хорошо понимаю, что это может быть ошеломляющим".
Новый стратегический обзор знаменует конец периода относительного оптимизма после окончания холодной войны.
Теперь Франция возвращается к логике подготовки к большой войне.
Документ объемом около ста страниц станет основой для пересмотра оборонного бюджета и военного планирования страны на ближайшие годы.
"Этот доктринальный документ традиционно позволяет государству пересмотреть свои приоритеты, сопровождая новые бюджетные цели, как это сделал Эмманюэль Макрон в воскресенье, 13 июля, объявив о новом увеличении расходов на оборону к 2027 году.
Последняя версия этого Национального стратегического обзора датируется 2022 годом и была составлена в спешке в начале войны в Украине.
Эта новая версия является результатом более обдуманных размышлений – но не менее тревожных – о задачах, которые необходимо начать к 2030 году, чтобы справиться с нынешним состоянием мира", – подчеркивает газета Le Monde.
Статья изначально опубликована на сайте Radio France Internationale и републикуется с разрешения правообладателя с редакционными сокращениями.