/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F2%2Fd862509725091c70c6c0f0bbcaa62625.jpg)
Коллапс авиаперелетов: как и зачем Украина закрывает небо над РФ
Закрытое небо.
Украина из-за войны уже четвертый год живет без внутреннего авиасообщения, в то время как гражданские россияне спокойно продолжают "пользоваться самолетами Аэрофлота".
Однако кажется, что скоро справедливость в этом вопросе будет восстановлена, не в последнюю очередь - из-за "добрых" украинских дронов.
Так, в ночь на 17 июля в московском аэропорту Внуково снова остановили рейсы и ввели режим Ковер, предусматривающий временное прекращение взлетов и посадок: в регионе фиксировали неизвестные беспилотники, направлявшиеся в сторону Москвы, сообщает Цензор.
Из-за этого часть рейсов была отменена.
Звуки взрывов, по сообщению российских телеграмм-каналов, были слышны у деревень Литкино и Бакеево в городском округе Солнечногорск.
Также взрывы и яркие вспышки зафиксировали жители Зеленограда.
В селе Алабушево, по утверждению очевидцев, возникли перебои с электроснабжением.
"В эту игру можно играть вдвоем.
Россия ночью встречала стаи украинских птиц.
Белгород особенно почувствовал движуху.
Щекино Тульской области перекрасилось в цвета украинского флага.
Очевидцы наблюдали это красивое явление и его последствия в виде пожара.
А в Воронеже беспилотники провели урок украинского языка для местных аборигенов", - описал эти события в соцсети журналист Роман Цымбалюк.
Впрочем, эта совсем свежая история пока не дотянула до настоящего коллапса пассажирских авиаперевозок, которую устроила Украина россиянам в начале месяца, защищаясь от неспровоцированной агрессии РФ.
Напомним, тогда (а именно 5-6 июля) коллапс возник в российских аэропортах из-за массовых отмен и задержек рейсов, вызванных угрозой атак беспилотников.
Россияне оказались на десятки часов закрытыми почти без еды и воды в собственных аэропортах, у многих сорвались отпуска, пострадал бизнес.
По российскому сегменту соцсетей распространялись тогда сотни слезливых "репортажей с места событий", в которых страдальцы наносили сакраментальный вопрос "за что" и жаловались на свои "страшные" муки.
Украинцы же, тоже через соцсети, отвечали им: "Подождите, это вы еще в метро во время атаки дронов не спали!".
Почему все это вышло? Из-за появления дронов в воздушном пространстве российских регионов аэропорты закрывали более чем в десяти городах.
По оценкам специалистов, этот коллапс обошелся российским авиакомпаниям не менее 40 миллиардов рублей (около полумиллиарда долларов США).
Тогда вражеский телеграмм-канал Представитель Росавиации в течение двух суток сообщал о "временном ограничении на прием и выпуск воздушных судов" в аэропортах Иванова, Калуги, Пскова, Тамбова, Кирова, Нижнего Новгорода, Ярославля, Ижевска, Саратова, Ульяновска.
Закрывались также аэропорты Пулково в Санкт-Петербурге, Внуково, Домодедово, Жуковский, Шереметьево в Москве.
Тяжелее всего была ситуация в аэропортах Шереметьево, Пулково и Чкалов (в Нижнем Новгороде).
Российские железные дороги вынуждены были запустить дополнительные рейсы между Москвой и Петербургом.
По данным Росавиации, начиная с полуночи по московскому времени субботы 5 июля и до шести утра понедельника 7 июля российские авиакомпании отменили рекордное количество авиаперелетов - 485 рейсов.
На запасные аэродромы было перенаправлено 88 самолетов.
1,9 тыс.
рейсов задержали на вылет и прилет, 43 тыс.
приобретенных билетов были возвращены.
В то же время, этот налет мог стоить Украине 97 млн долларов, пишет сайт ВВС.
Таким образом, разница в затратах составляет примерно 4,5 раза в пользу ВСУ.
Хороший прогноз.
Как сообщает Служба внешней разведки Украины (СЗРУ), российская пассажирская авиация в настоящее время находится в глубоком кризисе, усугубляющемся на фоне западных санкций и внутренних экономических проблем.
Ситуация в отрасли сейчас стремительно ухудшается, и уже в ближайшие годы может привести к системному обвалу: это произойдет, по прогнозам украинских разведчиков, не позднее 2027 года.
Процесс развивается благодаря тому, что из-за санкций российские авиакомпании потеряли доступ к официальному обслуживанию самолетов Boeing и Airbus.
Ремонт с помощью так называемого "параллельного импорта" оказался не только сложнее, но и значительно дороже: затраты на техобслуживание выросли почти на 40%.
Эти средства предосторожности были вводились благодаря атакам "неизвестных" дронов.
В результате, по данным СЗРУ, почти половина самолетов Airbus, используемых российскими компаниями, - пока не летают.
Например, в компании S7 из 39 самолетов серии A320/A321 в воздухе всего восемь, а остальные простаивают из-за технической неисправности или же недостатка комплектующих.
Таким образом, только за первые дни июля российские авиакомпании потеряли более сотни миллионов долларов.
Перевозчики вынуждены были повышать цены на билеты.
Так, стоимость перелета на российские курорты выросла до почти 400 долларов, что на 12,5% больше, чем в прошлом году, сообщают СМИ.
И дальнейшее повышение еще на 15% не за горами, однако уже сейчас наблюдается падение спроса минимум на 7%.
В то же время, российское самолетостроение переживает не меньший кризис.
Новые модели самолетов, еще не вышедшие в серийное производство, уже подорожали на 45–70% от первоначально заложенной стоимости.
По оценкам аналитиков, ежегодно российский гражданский авиапарк может сокращаться на 50-100 самолетов.
И если текущие тенденции сохранятся, полный коллапс российской авиационной отрасли становится только вопросом времени, считают украинские разведчики.
Болевая точка.
По словам экспертов, угрозой дронов в небе центральных регионов РФ (из-за чего страна-агрессор вынуждена закрывать собственные аэропорты) Украина добивается важной цели: прекращение авиасообщения в гигантской России означает полный ее коллапс, транспортный и экономический.
В то же время, президент Киевского международного института социологии профессор Национального университета Киево-Могилянская академия Владимир Паниотто в своей колонке для УП отметил: многие россияне, особенно в Москве, до сих пор не чувствуют войны в полной мере.
Если это изменится ударами дронов, Украина может даже склонить кремлевского диктатора Путина к переговорам о прекращении огня.
При этом Паниотто отметил: оценки экономической ситуации в РФ свидетельствуют о том, что повседневная жизнь большинства россиян, особенно малообеспеченных, за три года войны стала даже лучше, чем до ее начала.
Поэтому у тамошнего плебса нет никаких оснований давить на руководство для прекращения войны.
Стратегия дестабилизации московской авиационной инфраструктуры может заключаться в целевых ударах по военным объектам в Московской области, не затрагивая гражданские аэропорты, добавил он.
Также ученый предложил регулярно создавать условия для остановок, отмен рейсов или переносов рейсов внутри России - так авиаперелеты в РФ станут непредсказуемыми и неудобными.
Эксперт подчеркнул: главное преимущество этой стратегии состоит в том, что выделение существенных ресурсов Украиной на такую кампанию нужно только в первые две недели.
По его словам, дальше ситуацию можно поддерживать раз в неделю или реже - что, похоже, и осуществляют ныне Силы оброны Украины.
Ирина Носальская.