/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F4ad9a26d246fc2933605c1225b5b4247.jpg)
Превращение "Укрнафты" в частное АО открывает путь к возможному разворовыванию ее активов – аналитик
22 июля 2025 года на внеочередном собрании акционеров "Укрнафты" представители Минобороны и НАК "Нафтогаз Украины" приняли ряд решений, которые могут значительно снизить прозрачность деятельности компании и усилить контроль над финансовыми потоками госпредприятия.
Как сообщает политический эксперт Михаил Шнайдер, о самом факте проведения внеочередного собрания и утверждении нового устава стало известно лишь из короткого пресс-релиза на сайте "Укрнафты". Однако на сегодняшний день — ни новый устав, ни протокол собрания, ни сообщение об их проведении, которое должно появиться за 30 дней до даты, — не были обнародованы.
Шнайдер также сообщает, что подготовка к собранию велась в максимально закрытом режиме. По его словам, повестку дня и проекты решений видели только единицы, поэтому сообщение о собрании просто проигнорировали.
"Как говорят источники в "Укрнафте", к собранию готовились в максимально засекеченном режиме — повестка дня и проекты решений видели считанные лица, поэтому сообщением о собрании пришлось пренебречь", — говорится в сообщении.
Он также напоминает, что весной попытка провести подобные решения не удалась. В этот раз, по мнению источников, скорость принятия была обусловлена сменой министра обороны. А со стороны "Нафтогаза", как отмечает Шнайдер, сопротивления не было — компании недавно возглавляет Сергей Корецкий, который до назначения как раз был топ-менеджером "Укрнафты".
Согласно обнародованному пресс-релизу, произошло изменение типа и переименование компании в акционерное общество "Укрнафта". На самом же деле, по словам эксперта, компания была превращена из публичного акционерного общества в частное.
"Слово частное не должно вводить в заблуждение — Минобороны и НАК остаются основными акционерами. Однако такое превращение не сугубо декоративно, а открывает ряд рисков манипуляций и злоупотреблений", — отмечает Шнайдер.
Он указывает, что новый статус позволит компании избегать обязанности раскрывать общественно важную информацию, в частности, отчеты о результатах деятельности или представления деклараций в НАПК руководителями предприятия. Кроме того, изменение статуса автоматически влечет процесс перерегистрации спецразрешений, актов на право собственности на землю, недвижимость и другие активы. Эксперт предполагает, что в таком процессе часть активов может "потеряться" и попасть к новым владельцам.
Шнайдер также отмечает, что уже сейчас "Укрнафта" одна из наименее прозрачных государственных компаний после национализации. Она не публикует даже базовую финансовую отчетность, в отличие от того же "Нафтогаза" или "Укргаздобычи".
Кроме того, эксперт критически оценивает работу Наблюдательного совета компании. Он отмечает, что, несмотря на многочисленные сигналы о злоупотреблениях, закупками без тендеров и непрозрачными благотворительными расходами, Наблюдательный совет не предпринял никаких действий. Более того, с 30 апреля 2025 года, когда Корецкий покинул пост главы "Укрнафты", не был объявлен открытый конкурс на нового руководителя.
"По имеющейся информации, 23 июля 2025 года исполняющим обязанности главы правления "Укрнафты" назначен Юрий Ткачук", — пишет Шнайдер.
Ткачук много лет был заместителем Корецкого, поэтому его назначение, по мнению эксперта, обеспечивает сохранение контроля над компанией для нового руководителя НАКа.
"На самом деле, Ткачук понемногу приобретает черты козла отпущения. Финансовые показатели "Укрнафты", по имеющейся информации, стремительно падают, а ресурсы тают на глазах. Так что Ткачуку будет тяжело, ой как тяжело", — говорится в сообщении.
Шнайдер также обращает внимание на попытки Корецкого создать положительный образ из-за возвращения коллегиального органа правления "Укрнафты", хотя именно он и его кураторы два с половиной года назад ликвидировали эту модель корпоративного управления, изменив устав.
"Корецкий активно пиарится возвращением к лучшим практикам корпоративного управления, созданием коллегиального органа правления. Но почему-то господин Корецкий забыл указать, что именно он со своими кураторами уничтожили эту модель в 2022 году", — отмечает эксперт.
Подводя итог, Шнайдер считает, что все эти изменения похожи на попытку окончательно законсервировать управление компанией в руках узкого круга людей, закрыв при этом доступ к информации для общества. По его мнению, ситуация требует реакции не только со стороны медиа и общественности, но и органов финансового и государственного контроля.
При этом он напоминает о многочисленных возможных коррупционных связях, которые годами остаются без внимания органов контроля: миллионные закупки без тендеров у партнеров Корецкого, обслуживание бизнеса родственников его коллег, а также щедрая благотворительная помощь ОО, связанной с руководителем рекрутинговой фирмы, избиравшей его на должность в НАК. По словам Шнайдера, общественность до сих пор не получила ответов ни на один из этих вопросов.