Формальности вместо здравого смысла: многие граждане, обновившие свои мобилизационные данные, могут быть оштрафованы
Формальности вместо здравого смысла: многие граждане, обновившие свои мобилизационные данные, могут быть оштрафованы
Если кто-то и побеждает в этой войне, то это армия бумаг. Именно она, вооруженная формулярами, печатями и парадными фуражками, сегодня умело атакует своих граждан под лозунгом «справедливого учета». Украинская военная бюрократия доказала: ничто так не разрушает доверие к государству, как чрезмерное желание все контролировать с помощью бумажек — особенно если не читаешь, что подписываешь.
Закон №3633-IX, задуманный как лекарство от «уклонистов», стал настоящей ловушкой для законопослушных. Лозунг был хорошим — обновить данные всех военнообязанных, чтобы государство видело каждого. По словам директора департамента кадровой политики МОУ, полковника Марка Андрусяка, главной целью была «справедливость», потому что в идеальном мире все должны были быть под надзором государства — а те, кто не обновился, автоматически под подозрением.
На практике же новый закон стал образцом классической украинской бюрократии: под лозунгом «навести порядок» родили еще один правовой казус — причем без каких-либо исключений, логики и с кучей побочных эффектов.
По официальным данным МОУ, до вступления в силу закона №3633-IX более миллиона граждан обновили свои данные через Резерв+, еще 60 тысяч — лично в ТЦК или ЦПАУ. Но именно те, кто обновил информацию ответственно, теперь неожиданно оказались под угрозой штрафа. Закон не сделал никаких исключений для тех, кто все выполнил заранее: для системы это не имеет значения, и таким образом люди, проявившие законопослушность, фактически оказались в общей с «уклонистами» группе риска.
Чтобы понять весь абсурд ситуации, достаточно хотя бы одного конкретного примера. Офицер, добровольно вступивший в ряды ВСУ в начале 2024 года, после увольнения по состоянию здоровья выполнил все требования закона — встал на военный учет, обновил свои данные и контакты. ТЦК, бесспорно, знал о его статусе, провел необходимые проверки и поставил на учет.
Казалось бы, к нему вопросов не должно возникать. Но буквально через несколько дней до истечения годового срока привлечения к ответственности, определенного законом, то есть 17 июля 2024 года, этот офицер получил через систему Резерв+ сообщение о штрафе за нарушение правил военного учета. Без какого-либо предупреждения или звонков из ТЦК. Его история — не исключение. По словам самих работников ТЦК в неформальных разговорах, такие случаи типичны и многочисленны.
Особенно показателен контраст между официальными комментариями и реальностью. Представители ТЦК публично уверяли: те, кто обновил данные до вступления в силу закона, выполнили требования. На практике же все произошло иначе: система Резерв+ массово разослала сообщения о штрафах.
Создается впечатление, что накануне окончания срока ответственности должностные лица фактически решили действовать по принципу «чтобы выполнить план», не слишком углубляясь в нюансы каждого конкретного дела. Это могло быть продиктовано сразу несколькими причинами. Во-первых, закон требует от них привлекать к ответственности в установленные сроки — иначе сами же должностные лица рискуют быть обвиненными в служебной халатности или даже в служебном преступлении за невыполнение своих обязанностей. Во-вторых, учитывая чрезмерную нагрузку на ТЦК в период мобилизации, а также необходимость рассредоточивать работу из-за постоянных обстрелов, объективно не остается ни времени, ни ресурсов для индивидуального рассмотрения каждого случая. С учетом того, что оформление каждого постановления о штрафе требует бумажной работы — подготовки документов, подписей и печатей — маловероятно, что работники ТЦК физически могли обработать десятки тысяч дел в сжатые сроки. Наконец, отсутствие четких разъяснений об особых случаях и неудобная конструкция закона лишь подталкивают к такому подходу: легче принять автоматические решения и сделать массовую рассылку, чем разбираться в деталях, которые нигде не урегулированы и не имеют прозрачного алгоритма. Именно поэтому многие граждане получили сообщения о штрафах в последние дни срока — не потому, что они что-то нарушили, а из-за попытки системы выполнить требования закона любой ценой, даже ценой справедливости.
Причины такой ситуации нужно искать в самой истории ведения военного учета в Украине. Еще накануне полномасштабной агрессии эта система существовала чаще всего на бумаге. Граждане часто игнорировали обязанность сообщать об изменении места жительства, а ТЦК не обновляли реестры, ограничиваясь формальным отчетом и переписыванием из года в год старых мобилизационных планов.
Полномасштабная война лишь углубила проблемы — миллионы людей сменили место жительства, а учет окончательно утратил связь с реальностью. И вместо того, чтобы признать системный характер этих сбоев и исправлять их, ответственные лица просто переложили ответственность на граждан: дескать, именно из-за «безответственности» людей в стране возник хаос с мобилизационными реестрами. ТЦК в это время продолжили жить в режиме «хаотично-бумажной армии», где главное — переписать очередной отчет, а не навести порядок в реестре. И это даже не нужно доказывать: достаточно прочитать под любым постом заместителя министра обороны Екатерины Черногоренко гневные комментарии людей об ошибках, путанице и неактуальных данных в реестре военнообязанных.
Но вместо того, чтобы анализировать и устранять глубинные причины хаоса в военном учете — сломанную систему данных, отсутствие взаимодействия между органами, неприспособленность процедур к военным условиям — законодатель и военное руководство выбрали самый простой и обычный для чиновничьей культуры путь: еще более жесткое закручивание гаек. Главным инструментом «реформы» стало не улучшение процедур учета, а усиление административного контроля и санкций.
Именно поэтому сейчас сложилась ситуация, когда десятки, а возможно, и сотни тысяч граждан, действовавших ответственно, своевременно подавая информацию, становясь на учет после демобилизации или обновляя свои данные при первой же возможности, теперь неожиданно могут оказаться или уже оказались под угрозой административной ответственности.
Причина заключается не в их халатности или злоупотреблениях, а в том, что закон был разработан и принят без надлежащего анализа реальных жизненных сценариев. Формулировки закона оставили без внимания то, что законопослушные граждане могут обновлять данные в разное время, исходя из жизненных обстоятельств, и не всегда успеют или будут иметь основания снова приходить в ТЦК в установленное «правильное» окно. В результате формально безупречный с точки зрения чиновника алгоритм породил реальную несправедливость: вместо того, чтобы повысить учет и доверие к государству, система создала новую волну «нарушителей», которых само же государство и стимулировало действовать правильно.
Самое неприятное в этой истории — повторяемость ошибки. Реформы, которые запускаются без должного анализа и моделирования последствий, неизбежно создают новые проблемы. Если просто передать исправление этого закона тем же структурам, которые его писали, можно не сомневаться — бюрократический абсурд лишь приобретет новые формы.
Решение здесь лежит не в очередных «обновлениях данных», а в изменении самого подхода: сначала анализ ситуации и создание четкой логики действий, а уже потом новые требования для граждан. Без этого государство обречено двигаться по замкнутому кругу — создавать очередные категории «нарушителей», расширять полномочия для карательных органов и каждый раз удивляться, почему система не работает. Потому что никакой реестр не спасет систему, где главной ценностью остаются формальности вместо здравого смысла.