Чего на самом деле хочет Китай в войне между Россией и Украиной
Чего на самом деле хочет Китай в войне между Россией и Украиной
Министр иностранных дел Китая Ван И, вероятно, лукавил, когда недавно в частной беседе с Кайей Каллас, высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности, признался: мол, Китай "не может принять поражение России в войне против Украины, потому что это позволило бы Соединенным Штатам полностью сосредоточиться на Китае".
Почему же Ван мог быть не совсем искренним? Прежде всего, он — дипломат, а все дипломаты имеют привычку высказывать не совсем правдивые взгляды. Запутывать противника и заставлять его гадать — урок, который дипломаты во всех странах усвоили прекрасно. Об этом пишет Александр Мотыль — профессор политологии в Ратгерском университете в Ньюарке, в колонке для The Hill.
К тому же Ван представляет тоталитарное государство с мощной пропагандистской машиной, которая, как и все подобные структуры, предпочитает манипуляции, а не правду.
Но наиболее очевидной причиной, почему слова Вана были обманчивыми, является тот факт, что вопреки его намекам, будто главное беспокойство Китая — это США, на самом деле это Россия.
Да, Китай безусловно хочет, чтобы Америка от него отцепилась — поэтому любое отвлечение внимания желательно. Но США — не сосед, и не втянуты в изнурительную войну. Несмотря на громкие заявления администрации Трампа, она еще не перешла к решительным действиям. И непонятно, что именно эти действия могут означать — как показывает продолжающаяся борьба вокруг тарифов.
Зато Россия — гораздо ближе и более непосредственная угроза для безопасности Китая. И вот почему:
Если Россия победит в Украине — каким бы ни было определение этой "победы" — Путин преисполнится самоуверенности и высокомерия. Его имперская авантюра будет признана успешной в восстановлении величия России.
Такая Россия вполне может решиться напасть на страну НАТО или попытаться аннексировать северный Казахстан — ни один из этих сценариев не выгоден Китаю.
Кроме того, риторика может измениться. Россия-победитель начнет "раздувать мышцы" и испытывать свою декларируемую "дружбу без ограничений" с Китаем. Возможно, она потребует пересмотра условий партнерства, учитывая свой новый статус? Возможно, Пекин вынужден будет больше платить за российскую энергию? А может, Китай перестанет публиковать ирредентистские карты с китайскими названиями российских городов?
"Вечная дружба" не исчезнет мгновенно, но такая динамика точно усложнит отношения и испытает терпение Китая.
Если Россия потерпит поражение — как бы ее не определяли — на горизонте могут появиться чрезвычайно дестабилизирующие сценарии.
Разгромленная Россия может погрузиться во внутреннее насилие и дестабилизировать Евразию. Путина могут свергнуть в результате переворота, его режим развалится. Элитные кланы начнут бороться между собой, возможен даже гражданский конфликт. Нерусские народы воспользуются хаосом, чтобы заявить о независимости, и Российская Федерация может исчезнуть как государство.
Да, Китай мог бы попытаться аннексировать части российского Дальнего Востока, но эти территориальные достижения затмил бы огромный поток угроз, который будет идти от распадающегося соседа на севере.
Лучший вариант для Китая — это война, которая ослабит, но не уничтожит Россию.
Слабая Россия, втянутая в изнурительную и бесперспективную войну, будет существовать как вассал Пекина, не имея другого выбора, кроме как склоняться перед китайским сюзереном. Именно такая Россия идеально подходит Китаю.
И война даже не обязательно должна длиться долго. Она может закончиться хоть завтра — Россия уже стала бледной тенью самой себя. Ее армия понесла сокрушительные потери, экономика на грани серьезного кризиса, а население, хотя и в основном поддерживает войну, все больше испытывает экономическую боль.
Что важно — слабая Россия выгодна не только Китаю, но и Соединенным Штатам, Европе и самой Украине, даже если это не был их первоначальный расчет.
А значит, возможно, Ван И просто пытается убедить Запад, что желания Китая совпадают с его собственными интересами.
Последствия для американской политики очевидны: США стоит активно стремиться к тому, чего хочет Китай — слабой России.
А достичь этого легко — помогая Украине остановить Путина, чем, похоже, наконец-то и занимается администрация Трампа.
Вполне возможно, что Ван И прольет "крокодиловы слезы" и погладит бедного Путина по голове — но протестовать не будет.
Китай не хочет поражения россии, но и не стремится к ее победе. А что, если ему выгоднее вечная война, которая отвлекает США от Азии?
Как Пекин выбрал роль тихого кукловода и одновременно партнера, поставщика, посредника и наблюдателя — в аналитической статье "Что на самом деле выгодно Китаю: вечная война в Украине или слабая Россия?" Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины в ЯпонииСергея Корсунского.