/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F9fa5334e51e6a076c52b7581138db7de.jpg)
Предатель или патриот "общего Отечества": как православный шляхтич Адам Кисель пытался примирить украинцев с поляками
Отношение к известному политическому деятелю, мастеру компромиссов и талантливому оратору как в Польше, так и в Украине всегда оставалось неоднозначным
Многие историки с обеих сторон ломали копья в спорах о роли этой фигуры в истории как Речи Посполитой, так и украинских земель. Кто-то считал его предателем украинского народа, кто-то — одним из последовательных защитников украинцев или даже патриотом "общего Отечества" — Речи Посполитой; для поляков он оставался "схизматиком", ревностно защищавшим права православной церкви в государстве, где со времен Контрреформации почти единолично господствовала католическая церковь.
Недюжинные дипломатические способности, популярность на украинских землях (особенно на Волыни), наконец и личная симпатия короля Речи Посполитой Владислава IV Ваза, позволяли этому человеку долгое время балансировать в водовороте военных и политических баталий. Все это о православном магнате, воеводе Брацлавском и Киевском, сенаторе, благотворителе Киево-Могилянской академии Адаме Киселе (1600—1653). В этом году, ориентировочно летом, исполняется 425 лет со дня его рождения.
Первый украинский шляхтич-православный в варшавском сенате
Происходил Адам Григорьевич из семьи православных шляхтичей Григория Киселя-Низкиницкого и Терезы Иваницкой. В 16 лет окончил обучение в знаменитой Замойской академии, которая отличалась веротерпимостью. За одними партами сидели католики и протестанты, православные и грекокатолики, не только уроженцы Речи Посполитой, но и многих других государств Европы. Почти сразу Адам Кисель стал на военную службу. Оказался искусным воином, отличился в битвах под Оринином (1619) и в несчастливой для коронной армии битве с турецко-татарским войском под Цецорой (1620). В следущем году он участвовал в судьбоносном для истории Польско-Литовского государства битве под Хотином, где решающую роль в победе польско-казацкого войска сыграл украинский полководец, гетман Петр Конашевич-Сагайдачный.
Именно под Цецорой погиб Михаил Хмельницкий — отец Богдана Хмельницкого, а сам будущий гетман Украины попал в плен. Пути Адама Киселя и Богдана Хмельницкого неоднократно пересекались, особенно во время сложных переговоров между королем, правительством Речи Посполитой и украинскими казаками. Кисель был представителем толерантной к "схизматикам" ветви власти Речи Посполитой, лидером которой считался коронный канцлер Ежи Оссолинский…
Вскоре после Хотинской войны 1620—1621 годов молодой, хорошо образованный шляхтич (свободно владел несколькими европейскими языками и латынью, обладал талантом оратора и широкими знаниями по истории и философии) привлекает к себе внимание короля Речи Посполитой Сигизмунда III Ваза, поручившего ему выполнение дипломатических заданий.
Уже в качестве представителя короля он участвовал в нескольких сеймиках в Луцке и Житомире. В 1630 и 1632 годах Адам Кисель избирается послом (депутатом) варшавского сейма от шляхты Волынского воеводства. Недолгое время был грекокатоликом,а уже после смерти короля и избрания на престол его сына Владислава IV Ваза становится в защиту прав православных в государстве. Он сближается с Петром Могилой, которого выбирают в ноябре 1632 года митрополитом после того, как был смещен с митрополичьей кафедры за москвофильскую ориентацию Исайя Копинский.
Разворачивается в том же году и так называемая Смоленская война, в которой важную роль сыграли казацкие полки. Московское царство терпит позорное поражение в войне, а Адам Кисель становится первым украинским шляхтичем-православным в варшавском сенате (высшем органе власти в государстве). Он имел широкие связи в окружении короля Владислава IV Ваза. Монарх был довольно толерантным в религиозных вопросах в отличие от отца — Сигизмунда III Ваза, находившегося под влиянием папистов и католического клира, настроенных воинственно как против многочисленных протестантских течений, так и против православных "схизматиков".
В этой должности Адам Кисель приложил много усилий для восстановления статуса православной церкви. Восхождение к вершинам власти было довольно стремительным: в 1633 году становится черкасским подкоморием, с 1639 года — черниговским каштеляном. Следующие ступени в иерархии: киевский каштелян (1646— 1648), воевода Брацлавский (1648) и воевода Киевский (1649—1651). Дипломатический дар Адама Киселя сполна использовал король Владислав IV Ваза во время замирения казацких восстаний во второй половине 1630-х годов.
Шляхтич средней руки по рождению постепенно становится одним из самых влиятельных магнатов не только на украинских землях, но и во всей Речи Посполитой. Да, уже в конце жизни он владел 65 населенными пунктами. Частично он их получил по королевским привилегиям, частично были куплены уже на начальном этапе Национальной революции украинского народа.
Хотел пройти между каплями, но попал в кровавый ливень
Восстание в Украине в январе 1648 после "десятилетия покоя" вызвало шок во властных структурах Речи Посполитой, а также у представителей элиты — магнатов и шляхты, в том числе и православного вероисповедания. Адам Кисель, уже много лет защищавший интересы своей малой родины (населенных в основном украинцами восточных воеводствах Польско-Литовского государства) в варшавском парламенте и перед королем Владиславом IV Ваза, также оказался в вакууме. Он оставался верен присяге и не мог априори предать суверена.
Первые победы казацко-татарского войска в мае этого года под Желтыми Водами и Корсунем стали предвестниками предстоящего лихолетья на территории Речи Посполитой. А также краха и расчленения этого государства в конце XVIII века соседями-хищниками – Российской и Австрийской империями и Прусским королевством.
Украинская писательница и историк Лариса Веревка писала: "Считая, что между Украиной и Польшей можно достичь компромисса, не раз участвовал как представитель Польши в переговорах с казаками: в 1649 г. – в Переяславе и Зборове, в 1651 г. – в Белой Церкви. В феврале 1649 г. приехал с посолоьством от польского короля Яна II Казимира Ваза к Богдану Хмельницкому в Переяслав, чтобы вручить ему гетманские клейноды, достичь договоренностей, предложить свой проект перемирия".
Однако эти миссии от имени польского правительства и нового короля Речи Посполитой (с ним, совсем негибким и нетолерантным политиком, Адам Кисель находился в сложных отношениях) были обречены на провал: восстание прошло точку невозврата после Зборовской битвы – Польско-Литовское государство оказалось на грани распада. Вообще Адам Кисель, несмотря на симпатии к Богдану Хмельницкому и попытку найти ключик к казацким душам, продолжал защищать государственные интересы (казаки в Белой Церкви кричали ему вслед: "Твої руські кості оброслим лядським м’ясом!").
Мировоззрение Адама Киселя, несмотря на его политическую позицию, имело и ярко выраженный украинский характер, опираясь на старинную, в значительной степени мифологизированную историю народа и верность православной религии. "Ідея "Великої Сарматії", що розкинула свої простори від Балтики до Чорного моря, міцно й надовго оселилася у письменстві Речі Посполитої, підштовхнувши до витворення "сарматської" політичної ідентичності, яка єднала шляхту незалежно від етнічної приналежности, мови чи конфесії… Чітко розмежовує польських і руських сарматів у своєму виступі на сеймі 1641 р. волинець Адам Кисіль. Як і церковні інтелектуали 1620-х рр.., він тлумачить поєднання Русі та Польщі через призму контракту, хоча суб’єктами договірних взаємин для нього вже є не руські князі, а шляхта: "…Наші предки, руські сармати", добровільно прийшли до ваших милостей, польських сарматів… Не до країни, але з країною, не до релігії, але з релігією, не до титулів і відзнак, але з титулами й відзнаками – так ми прийшли до нашої спільної вітчизни" (цитата по книге Наталии Яковенко "Нарис історії середньовічної та ранньомодерної України", "Критика", К., 2005).
"І від поляків я маю біду, і від своїх – русинів – також". Эти слова Адама Киселя, настоящего мастера компромиссов, подчеркивали всю тщетность его желания "пройти между каплями дождя", которые оказались страшным кровавым ливнем: и в период казацко-селянских восстаний 1630-х годов, и в самом начале Национальной революции в Украине под руководством Богдана Хмельницкого. В письме к гетману Украины в 1651 году он, уже тяжело больной, с болью писал: "Я майже зів’ялий, весь умучений і на здоров’ї скалічений, три роки ганяю… від сойму почавши, досі постійно зношуся з королем, щоб кров християнська не лилася, щоб остання частина народу нашого не загинула".
Где похоронен Адам Кисель
3 мая 1653 года перестало биться сердце этого искусного дипломата, неутомимого посредника между королем Речи Посполитой, властными структурами государства и православными русинами (современными украинцами). Похоронен в Низкиничах на Западной Волыни, где родился, в семейном Успенском храме.
Не только среди земляков-волынян оставил добрую память Адам Кисель. Он был одним из крупнейших благотворителей Киево-Могилянской академии, оказывая материальную поддержку Михайловскому монастырю в городе Гоща, а также православной школе при нем, которая была подчинена Академии. В Киеве есть Замковая гора, которая парит над Подолом. В XVII веке она называлась Киселевка по имени тогдашнего киевского воеводы…