/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F624801a786ca685439c247b0c60bcb72.jpg)
Александр Солженицын: от узника сталинских лагерей до идеолога путинизма
Автор "Архипелага ГУЛАГ", Нобелевский лауреат, выступавший против независимости Украины, оставил неоднозначное наследие
Семнадцать лет назад, 3 августа 2008 года, умер выдающийся российский писатель и политический публицист, автор летописи преступлений сталинщины "Архипелаг ГУЛАГ" Александр Солженицын. Он оставил заслуживающее внимания, но неоднозначное наследие, переосмысление которого продолжается по сей день.
Это была фигура без преувеличения мирового значения: лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 года, человек, действительно находившийся в постоянном поиске правды о прошлом своей родины. Трансформация жизненного и творческого пути Александра Солженицына происходила не один год: часто его мысли об одном и том же событии или проблеме претерпевали неожиданные и неприятные, категорически неприемлемые для современников изменения.
Восемь лет лагерей за антисоветскую агитацию
Родился Александр Исаевич Солженицын 11 декабря 1918 года в Кисловодске на Северном Кавказе в семье офицера российской императорской армии. Отец умер в результате несчастного случая на охоте еще до рождения сына. Мать была украинского происхождения, ее отец был хозяином большой экономии (домовладения) на Кубани.
Учился Александр на физико-математическом факультете университета в Ростове-на-Дону (1936—1941). Во время советско-германской войны осенью 1941 года мобилизован в ряды РККА; после окончания учебы в офицерской школе уже в следующем году попал на фронт. Боевой офицер, командир батареи звуковой разведки артиллерийской бригады, удостоен орденов и медалей. В звании капитана в феврале 1945 года арестован в Восточной Пруссии органами СМЕРШ за критические высказывания против "пахана" (Иосифа Сталина), советской власти и "искажения ленинизма" в письмах другу-офицеру.
Приговор: восемь лет лагерей "за антисоветскую агитацию и попытку создания антисоветской организации" и ссылка пожизненно по истечении срока. Работал в Марфинской "шарашке" (НИИ МВД-МГБ) математиком. Затем лагерь в Экибастузе в Казахстане. Наконец, после трех лет ссылки в казахском ауле Кок-Терек в 1956 году, на волне "оттепели", реабилитирован по решению Верховного Суда СССР.
Настоящим взрывом стала публикация первого рассказа (повести — по решению редколлегии журнала) Александра Солженицына "Один день Ивана Денисовича" в "Новом мире" (№11-1962). Советский Союз, а затем и мир буквально содрогнулся от описания ужасов и преступлений сталинской репрессивной машины.
Украинский историк Юрий Шаповал пишет: "Эта публикация, направленная на разоблачение реалий сталинизма, приносит Солженицыну мировую славу, его выдвигают на соискание Ленинской премии. Рассказы "Матренин двор", "Случай на станции Кречетовка", "Для пользы дела" укрепляют авторитет Солженицына и одновременно способствуют атакам на него как литератора, который разоблачает пороки не только сталинизма, но и системы в целом". Интересно, что именно в день свержения Никиты Хрущева, 14 октября 1964 года, на заседании Комитета по премиям кандидатура писателя на соискание Ленинской премии была отклонена.
Лишение гражданства СССР
Наступила эпоха, которая получила меткое название "застой". Началось постепенное сворачивание реформ, в первую очередь, в идеологической сфере и общественной жизни. Шаг за шагом надвигается процесс реабилитации сталинизма, усиливаются репрессии против инакомыслящих, многие из которых отправляются в лагеря или закрытые психиатрические больницы.
Солженицын оказывается под наблюдением КГБ после публикации за рубежом романов "В круге первом" и "Раковый корпус"; в 1968 году завершает работу над рукописью многотомного труда "Архипелаг ГУЛАГ". Уже в следующем году его исключают из Союза писателей СССР, куда он был принят сразу после публикации "Одного дня Ивана Денисовича". А еще через год происходит событие мирового значения: писателю-нонконформисту присуждают Нобелевскую премию. В условиях холодной войны это был большой удар для руководства СССР.
В 1973 году за границей выходит первый том документального романа-эпопеи "Архипелаг ГУЛАГ". В следующем году Александр Солженицын был арестован КГБ, лишен гражданства СССР и выслан самолетом в один конец – в Западную Германию.
Затем он с семьей переезжает в США, где продолжает изучать историю России. Выходит в печать 18-томное собрание сочинений; но главным произведением того времени становится исторический роман-эпопея "Красное колесо" (о событиях 1914—1917 годов, которые привели к революции), неоднозначно воспринятый друзьями Солженицына, критиками и писателями. Так, редактор рукописи "Один день Ивана Денисовича" и критик Анна Берзер усмотрела в романе "сталинизм, который обращается к Столыпину", "религиозный фанатизм", "национальное хулиганство и ненависть лавочника к евреям".
Уже тогда начинается трансформация идейно-политических взглядов писателя. Солженицын с каждым годом будто устремляется в небо в поисках Олимпа, где нет места никому, кроме него. Мессианские, назидательные, абсолютно архаические (по личному мнению автора. — Ред.) нотки в его творчестве становятся все более ощутимыми.
Возвращение в объятия Москвы
В 1990 году Александру Солженицыну указом президента Михаила Горбачева возвращают гражданство СССР. Лишь 27 мая 1994 года он с семьей возвращается в Российскую Федерацию. Два месяца продолжалось его путешествие из Магадана в Москву. Эта поездка со многими остановками и выступлениями Александра Исаевича также вызвала неоднозначную реакцию современников. С новыми российскими властями (и лично с президентом РФ Борисом Ельциным) отношения не сложились, писатель даже отказался от высокой награды – ордена Святого апостола Андрея Первозванного.
А вот с новым президентом Владимиром Путиным Александр Солженицын нашел не просто общий язык — они, можно сказать, подружились… Солженицын так и не увидел в бывшем работнике КГБ, не раз приезжавшим к нему на дачу в Троице-Лыково на окраине Москвы, будущего преступника мирового масштаба,который развяжет войну с "братским" народом.
Последние исследования Александра Солженицына истории России, отношений русских с другими нациями бывшей Российской империи (а ее апологетом он, по-видимому, был большую часть жизни) вызвали справедливую и аргументированную критику. Они были какой-то смесью правдивых и извращенных, с черносотенским душком, фактов. Особенно это ощущалось в одном из последних трудов – "Двести лет вместе", посвященном взаимоотношениям русских и евреев.
Но это все происходило на последнем этапе творчества Александра Солженицына. В "Архипелаге ГУЛАГ", своей главной, на самом деле фундаментальной книге, посвященной советской лагерной системе, он писал о том, что именно украинские повстанцы после войны стали зачинщиками сопротивления администрации: "Для всего этого движения они повсеместно сделали очень много, да они и стронули воз. Дубовский этап привёз к нам бациллу мятежа. Молодые, сильные ребята, взятые прямо с партизанской тропы, они… огляделись, ужаснулись этой спячке и рабству — и потянулись к ножу". Именно эти молодые ребята, члены УПА и ОУН, осужденные на 25 лет (этот срок называли "бандеровский стандарт"), стали главной движущей силой во время восстаний в ГУЛАГе: в Норильске в мае—августе 1953 года, в лагере "Ричлаг" в Воркуте летом 1953 года, а также Кенгирского восстания в мае-июне следующего года.
Буквально за несколько месяцев до смерти Александр Солженицын написал для газеты "Известия" статью "Поссорить родные народы??" (ее потом живо обсуждали в Госдуме РФ депутаты-украинофобы), в которой в недопустимой форме выступил против провозглашения 2008 года в Украине годом памяти Голодомора 1932—1933 годов. Бывший политзаключенный, известный украинский писатель и публицист Евгений Сверстюк тогда сказал: "Ни при одном режиме в России последних веков не распространялось столько откровенно лживой информации об Украине, как в наши годы. И это почему-то не беспокоит писателя, которого называли современным Толстым".
Академик и правозащитник Андрей Сахаров еще в 1974 году называл взгляды Солженицына "религиозно-патриархальным романтизмом". Многие диссиденты критически воспринимали его ярко выраженный авторитарный стиль как в общении, так и во время дискуссий. Александр Солженицын вполне серьезно и безоговорочно считал себя оракулом и мессией…
Чтобы не быть голословными и не получить порцию критики от симпатиков Солженицына (а таких хватает и сейчас в Украине), процитируем на языке оригинала лишь несколько предложений из статьи: "…провокаторский вскрик о "геноциде" стал зарождаться десятилетиями спустя — сперва потаенно, в затхлых шовинистических умах, злобно настроенных против "москалей", — а вот теперь взнесся и в государственные круги нынешней Украины, стало быть, перехлестнувшие и лихие заверты большевицкого Агитпропа?? "К парламентам всего мира!" — Да для западных ушей такая лютая подтравка пройдет легче всего, они в нашу историю никогда и не вникали, им — подай готовую басню, хоть и обезумелую".
Как видим, к концу жизни Александр Солженицын окончательно стал "посконным" русским шовинистом, черносотенцем.
"Сам я — едва не наполовину украинец и в ранние годы рос при звуках украинской речи… Еще бы нам не разделить боль за смертные муки Украины в советское время. Но откуда этот замах: по живому отрубить Украину (и ту, где сроду старой Украины не было, как "Дикое Поле" кочевников — Новороссия, или Крым, Донбасс и чуть не до Каспийского моря). И если "самоопределение нации" — так нация и должна свою судьбу определять сама. Без всенародного голосования — этого не решить. Сегодня отделять Украину — значит резать через миллионы семей и людей: какая перемесь населения; целые области с русским перевесом; сколько людей, затрудняющихся выбрать себе национальность из двух; сколькие — смешанного происхождения; сколько смешанных браков — да их никто "смешанными" до сих пор не считал. В толще основного населения нет и тени нетерпимости между украинцами и русскими", — написал Александр Солженицын.
Это небольшая цитата из его статьи "Как нам обустроить Россию". Она вышла в июле 1990 года и стала квинтэссенцией его идейно-политических взглядов на последнем этапе жизни.
На самом деле очень скоро после обнародования этой несколько странной по содержанию, абсолютно архаичной статьи, 1 декабря 1991 года еще в УССР состоялся Всеукраинский референдум о провозглашении независимости Украины. "За" проголосовали 90,32% тех, кто в нем участвовал. Лишь 7,58% сказали "нет", а 2,1% бюллетеней признаны недействительными. Что это как не волеизъявление политической нации, возрождавшейся на наших глазах? И где были "целые области" (кроме Крыма, где демографическая ситуация изменилась после советско-германской войны 1941—1945 гг. и депортации крымских татар), в которых на самом деле русские находились в меньшинстве. В Крыму был наименьший процент проголосовавших за независимость Украины – 54,19%. Даже в таких областях, как Донецкая, Луганская, Харьковская, Одесская и Днепропетровская, абсолютное большинство отдали свой голос за государственную независимость. Наименьший процент среди вышеперечисленных областей зафиксирован в Луганской области – 83,86%.
Да, Александр Солженицын выступал против государственной независимости Украины. Но мы должны помнить и о его лучших работах, которые позволили всему миру посмотреть другим взглядом на то, чем был человеконенавистнический коммунистический режим. И именно сейчас он в Кремле имеет своих апологетов, пытающихся возродить российскую империю по сталинским лекалам. А Сталину в РФ уже установили более 115 памятников! Все это происходит под аккомпанемент ракетных обстрелов городов и сел "братской" Украины россиянами. Такого ли будущего желал своим соотечественникам и украинцам Александр Солженицын?