/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F79747f70f6a599f240d16214605083d5.jpg)
Что будет с ценами на горючее в Украине и исчезнет ли с АЗС "бодяга"? Разбираем ключевые проблемы
Качество бензина на заправках удивляет специалистов. С чем это связано
По состоянию на конец июля в Украине насчитывалось 5083 лицензии на деятельность автозаправочных станций. Такие данные недавно обнародовал глава налогового комитета Даниил Гетманцев. И отметил положительную тенденцию – количество лицензий АЗС после ощутимого сокращения в Украине за последние месяцы несколько возросло. Увеличились, по его словам, и объемы уплаченных владельцами АЗС налогов всех типов.
Но вот о чем глава комитета забыл вспомнить, так это о том, что минимум 400 заправок в Украине до сих пор работают с признаками нарушения законодательства: прячут от государства доходы или продают так называемую "бодягу". И еженедельно правоохранительные органы выявляют нелегальные АЗС и нефтебазы, изымают контрафактное горючее и открывают уголовные производства.
Все это происходит на фоне существенного колебания цен на бензин и дизель, которые только последние несколько недель перестали стремительно расти.
"Телеграф" исследовал, какова сегодня ситуация на топливном рынке, в частности, от чего зависит стоимость горючего на украинских АЗС, изучал, чем обусловлены определенные положительные сдвиги с уплатой налогов и качеством горючего в сетях, а также интересовался, какие проблемы до сих пор остаются нерешенными.
Цены успокоились
Сначала хорошие новости – после существенного скачка стоимости горючего (по некоторым позициям – более 5 грн на литр), который наблюдался в Украине в течение июня-июля, цены успокоились и существенного подорожания до конца года не ожидается. Об этом заявляют как официальные источники, так и эксперты рынка.
В частности, заместитель главы Нацбанка Сергей Николайчук на днях рассказал, что основными факторами подорожания горючего стали ситуация на Ближнем Востоке и некоторое ослабление гривны против евро. Но, по его словам, сейчас ситуация выровнялась.
"В дальнейшем мы не ожидаем существенных изменений в ценах на горючее. По результатам года мы ожидаем, что рост цен на горючее будет меньше 10%", — подчеркнул чиновник, слова которого публикует УП.
Соглашается с ним и руководитель "Группы А-95" Сергей Куюн.
"В ближайшее время мы не ожидаем изменений розничных цен из-за возобновления роста цен на нефть и нефтепродукты в мире, а также из-за роста курса евро, в котором исчисляются акцизы на горючее", — отметил он ранее в комментарии "Телеграфу".
А вот основатель группы компаний Prime Дмитрий Леушкин обратил внимание, что еще одним фактором последнего подорожания стало временное значительное обмеление Дуная. В этой связи крупные трейдеры, которые везли в Украину горючее из Европы, решили подождать с поставкой его в Украину.
"Во-первых, ситуативный дефицит возник из-за сухого Дуная. Из-за снижения уровня воды в этой водной артерии корабли, которые могут везти по 5—6 тысяч тонн, вынуждены везти 1—1,5 тысячи тонн. Можно снарядить пачку бензовозов, чтобы они ехали в Румынию в Констанцу или в Венгрию за топливом, но в этом нет смысла, поскольку не пройдет и месяца, как Дунай наполнится, и корабли поплывут полными, а настройка логистики требует 2—3 недели времени. Да и автомобильная логистика будет более дорогой, чем речная. Исходя из этого, трейдеры не торопятся. Из-за этого стоимость бензина и дизеля в Украине выросла на 3 гривны, а газа – на 1,5 гривны выше рыночных цен с первой по третью неделю июля", — рассказал УНИАН эксперт.
Он также добавил, что еще одним фактором подорожания мог стать выкуп топлива государственной "Укрнафтой" у отдельных частных трейдеров, что также повлияло на цены. Но, по его словам, ситуация выровнялась и на некоторых заправках можно заметить даже "откат" цены на 20—30 копеек ежедневно.
"Рынок постепенно начал наполняться. Но в целом к осени ничего радикально не изменится. Пока нет никаких факторов, которые бы давали основания говорить о существенных изменениях", — считает эксперт.
Фактор страха: качество бензина в крупных сетях АЗС удивляет специалистов
Другой положительной тенденцией, которую в последнее время наблюдают эксперты, является качество горючего из колонок крупных сетевых АЗС. Обращаем внимание, именно сетевых заправок, а не на так называемых "бочек", где о качестве бензина говорить не приходится.
По данным специалистов Института потребительских экспертиз, которые в июле 2025 года провели масштабное исследование 95-го бензина на заправках 15 крупных всеукраинских и региональных игроков рынка, практически весь отобранный бензин оказался отличного или приличного качества. Хотя исследование было посвящено замерам содержания биоэтанола в бензине (напомним, как писал "Телеграф", регламент об обязательном его добавлении вступил в силу с 1 мая), но параллельно измерялись и другие показатели – содержание серы, бензола и т.д.
Институт традиционно разделил результаты исследования на три категории – "зеленую" (высокое качество), "синюю" – (в пределах нормы, но близко к контрольным показателям) и "красную" (показатели выходят за норму). И оказалось, что в "красную" зону не попал ни один из отобранных образцов. Возможное объяснение – боязнь штрафов, введенных за нарушение регламента.
"Невероятно, но факт — в "красной" зоне нарушителей на этот раз пусто! Такого в истории института эксперты не помнят за весь 25-летний период исследований. Эксперты говорят, что введение "драконовских" штрафов настолько напугало владельцев сетей, которые раньше не стеснялись продавать страшную бодягу, что они временно "затаились". Но ключевое тут "временно". Тем более, что буквально недавно Верховная Рада приняла закон об отмене штрафов за несоблюдение нормативов по спирту в бензине", — комментируют ситуацию специалисты Института.
С дизелем дело хуже
Что касается солярки, то специалисты Института потребительских экспертиз в последний раз проверяли ее в апреле 2025 года. И ситуация была не так чтобы очень радужная: часть проверенных образцов показали существенное превышение содержания серы.
Наихудшие показатели оказались у "БРСМ-Нафта" (превышение содержания серы в 10 раз), сети АЗС 24/7 (в 3 с половиной раза) и на заправках под брендом "ЕВРО 5" (Запорожье) — вообще в 34,5 (!) раза.
"При таких значениях проблемы с топливной системой и двигателем практически гарантированны. Кроме того, во всех образцах этой группы оказались нарушения и с температурой вспышки. "БРСМ-Нафта" показала 47 градусов при нормативе не ниже 55, "ЕВРО 5" — вообще 30, а 24/7 — 44. В случае ДТП такое горючее может вспыхнуть со всеми вытекающими последствиями для владельцев", — отмечают эксперты.
Фальшивые заправки обнаруживают еженедельно
Если с крупными сетями все не так плохо, то ситуация с продажей так называемой "бодяги" (смесь, похожая на бензин или дизель, которая по составу имеет мало общего с сертифицированным горючим), которая продается в основном на АЗС-одиночках или в небольших сетях, продолжает быть критической. Еженедельно, а то и чаще появляются сообщения от правоохранительных органов о обнаружении АЗС (подчас целых сетей заправок) и подпольных нефтебаз, которые хранят и продают фальсифицированное горючее.
Один из последних случаев произошел в конце июля в Белоцерковском районе Киевской области: БЭБ вместе с Нацполицией обнаружили нелегальную нефтебазу и сеть АЗС, где изъяли почти 150 тонн фальсифицированного горючего.
"В результате санкционированных обысков на АЗС и нефтеперерабатывающем заводе детективы БЭБ изъяли более 57 тыс. литров бензина, почти 85 тыс. литров дизельного топлива, 4,5 тыс. литров сжиженного газа. Также изъято 29 резервуаров для хранения горючего, газораспределительную колонку, 6 топливораспределительных колонок, помповое оборудование и грузовые автомобили с автоцистернами, с помощью которых транспортировали горючее", — говорится в сообщении БЭБ.
Департамент стратегических расследований Нацполиции, сотрудники которого также работали над этим делом, уточняют, что всего было проведено 20 обысков на территории Киевской, Черкасской областей и в Киеве в местах расположения АЗС, нефтеперерабатывающего завода, а также по месту жительства фигурантов. "При этом "улов" стражей порядка, кроме изъятого топлива, составили еще 18 млн грн в долларовом эквиваленте и "черная" бухгалтерия "бодяжников".
Кроме того, из данных полиции следует, что нефтебаза, где хранилось фальсифицированное топливо, уже не впервые фигурирует в расследованиях: год назад по этому же адресу осуществляло хозяйственную деятельность другое предприятие, которое имело официальные разрешения на торговлю и производство горючего. Однако в мае 2024 года по решению суда эксплуатация комплекса зданий нефтебазы была запрещена.
По данным Бюро экономической безопасности, за январь—май 2025 года только этой службой было изъято более 475 тонн бензина, 519,8 тонны дизеля, демонтировано 45 резервуаров и автозаправочных колонок. Общая стоимость изъятого контрафактного горючего составила 650 млн грн.
А летние месяцы принесли дополнительный "улов". Кроме уже упомянутого белоцерковского подпольного комплекса, 10 июля сотрудники БЭБ накрыли нефтебазу в Киеве, где изъяли 280 тонн "бодяжного" топлива, продававшегося через сеть киевских автозаправок. За день до этого была ликвидирована подпольная АЗС в Бучанском районе Киевской области. 25 июня нашли "черную" АЗС на Буковине. 19 июня – в Одесской области. И этот список можно продолжать и продолжать.
Если резоны дельцов, торгующих "черным" бензином, не слишком удивляют (ведь сверхприбыли там просто бешеные), то владельцев, которые льют в баки своих авто "бодягу", понять трудно. Ведь эксперты в один голос говорят, что ту жидкость, которая продается по 30—40 гривен за литр под видом бензина или дизеля, так назвать можно только номинально. И что использование такого горючего в несколько раз сокращает жизнь двигателя автомобиля.
В целом, по данным Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ), в стране фиксируется около 400 нелегальных АЗС, на которых могут продавать фальсификат. Кстати (и это, наверное, будет интересно автовладельцам), существует отдельный проект НАУ — интерактивная карта объектов розничной торговли горючим, которые имеют признаки нарушения законодательства.
На этой карте зафиксировано 428 мест розничной торговли, работающих с признаками нарушения (в том числе продают фальсифицированное горючее), хотя в реальности их, конечно же, больше.
Что касается производителей некачественного топлива, то они, в принципе, давно известны. Это, в основном, остатки мини-НПЗ, которые еще функционируют в Украине. До войны их, по данным народного депутата Ярослава Железняка, было 22, и только половина из них имела лицензию. Сейчас, как рассказал в недавнем интервью Дмитрий Леушкин, осталось всего четыре. Именно с них преимущественно некондиционное горючее и поставляется на несетевые заправки.
"На всех несетевых заправках с вероятностью 85% вы встретите "бодягу". "Бодягой" мы называем топливо, которое произведено на мини-НПЗ с добавлением 30—40% спирта, чтобы удешевить производство. Топливо там стоит 30—40 гривен за литр. При том, что горючее хорошего качества стоит около 52 гривен за литр. <…> В Украине осталось 4 больших мини-НПЗ, которые за кэш продают топливо и находятся на Харьковщине, Полтавщине и на Днепропетровщине. Все это знают. Ни для кого это не секрет. Их периодически находят и разоблачают. Но все это как работало, так и работает. 15% или 25% рынка в "тени" — никто это не учитывает", — говорит эксперт.
Кстати, еще два года назад контрафакт производился не только на мини-НПЗ, но и на крупных перерабатывающих заводах. Так, одним из основных поставщиков фальсификата долгое время был "Павлоградский нефтеперерабатывающий завод". Упоминания об этом можно найти, еще начиная с 2016 года. Речь идет о двух отдельных юрлицах: Государственное предприятие "Павлоградский химический завод" и ООО "Павлоградский нефтеперерабатывающий завод", которое по документам арендовало у ГП якобы всего 19 кв. м площади. Но на самом деле использовало значительные мощности госпредприятия для производства контрафакта.
Несмотря на возбужденные уголовные дела, похоже, что ООО "Павлоградский нефтеперерабатывающий завод" удавалось успешно отбиваться от претензий правоохранителей, продолжая поставлять фальсификат. Во всяком случае, в материалах ЕГРСР есть данные, что эта фирма (принадлежит Денису Чмыхалову, а ранее — Станиславу Смирнову и Евгении Шиман, дочери бывшего директора ГП "Павлоградский химический завод") в течение января 2022 года – марта 2023 года успешно сотрудничало по поставкам такого горючего с двумя десятками сетей АЗС, среди которых такие известные марки, как "Мотто", "Бизнес Оил", "Прайм" и другие. Все они фигурировали в уголовном производстве как участники контрафактной схемы.
Между прочим, вполне вероятно, что разоблаченная сотрудниками БЭБ незаконная нефтебаза и сеть АЗС в Белоцерковском районе входили ранее в цепочку поставок с "Павлоградского НПЗ" (в материалах дела фигурируют поставки фальсификата по адресу на Сквирском шоссе в Белой Церкви), а после усиления внимания правоохранителей — просто переориентировались на новых поставщиков.
Налоговое чудо, или Волшебный пендель
После засилья контрафакта (читай – некачественного горючего) второй существенной проблемой деятельности АЗС на уровне государства считается налоговая дисциплина. И здесь в последнее время ситуация изменилась к лучшему.
Если раньше значительная часть заправок жаловалась, что они убыточные или на грани убыточности, то в последние месяцы наметилась явная тенденция к улучшению – многие АЗС, особенно сетевые, "неожиданно" стали прибыльными. По данным Даниила Гетманцева, за первые шесть месяцев 2025 года 48 сетей автозаправочных станций уплатили в бюджет 6,6 млрд грн налогов — на 1,4 млрд грн, или +26,9% больше, чем за аналогичный период 2024 года. И это на фоне уменьшения на 7% от общего объема реализации.
При этом размер уплаты налогов с каждой литра розницы, по данным Нефтегазовой ассоциации Украины, на некоторых АЗС достиг 4 и даже более 5 гривен, а в среднем составил более 2, ближе к 3 грн. Хотя, конечно, остаются и некоторые субъекты, которые до сих пор платят менее 1 гривны с литра.
Лучше всего общую тенденцию отражают цифры уплаченных налогов десяткой лидеров — сетями ОККО, WOG, "БРСМ-Нафта", UPG, "Авантаж 7", AMIC, KLO, "Укрнафта", VST и "Параллель", которые приводит в своей аналитической статье для "Зеркала недели" Сергей Куюн.
По его словам, "налоговое чудо" объясняется просто — авансовый платеж по налогу на прибыль. В октябре прошлого года Верховная Рада внесла изменения в Налоговый кодекс, согласно которым все АЗС обязаны до 20 числа текущего месяца перечислять в бюджет авансовый взнос по налогу на прибыль за каждое место розничной торговли горючим в размере 60 тыс. грн (если торгуют всем ассортиментом горючего), 30 тыс. грн (если только сжиженным газом) и 45 тыс.грн (если объемы газа, реализованного за прошлый месяц, равны или превышают 50%). При этом, если эти суммы по результатам месяца в конце концов получатся ниже начисленного налога, предприятию придется доплатить разницу, но если выше – средства ему не возвращаются.
"Результат — 51 тыс. грн налога на прибыль с АЗС в I кв. 2025 г. против 21 тыс. грн год назад", — пишет Куюн.
Другая история – заработная плата, вернее, налоги с нее, НДФЛ и ЕСВ. Здесь также очевидно наметились положительные сдвиги. За первый квартал 45 крупнейших сетей АЗС показали средний уровень зарплат более 20 тысяч гривен, тогда как год назад — всего 12,5 тыс. грн.
Понятно, что остаются компании, которые пытаются убедить, что их сотрудники живут на минималку (например, сеть "Параллель", которая платит людям всего 8,6 тыс. грн), но в целом таких становится все меньше.
Куюн отмечает, что значительная часть сетей решила "отбелиться" по вопросам зарплаты "добровольно", после того как данные об уровне ЗП начали попадать в публичное пространство. Повлияла на показатели зарплат, в частности, и обязанность держать планку для забронированных работников на минимальном уровне 20 тысяч.
Из интересных зарплатных "аномалий":
- Львовская Solara, в прошлом году платившая работникам всего 6121 грн, неожиданно подняла ЗП до уровня 20 тыс. грн.
- Достаточно "козырная" KLO хоть и подняла ЗП почти вдвое, до сих пор хочет убедить, что ее работники получают всего 15 тыс. грн в месяц.
- Так же и VST считает, что налоговая поверит в ее зарплаты людям на уровне 15 тысяч.
Перераспределение рынка
Еще одной интересной особенностью текущего состояния рынка розничной торговли горючим является продолжение тенденций концентрации основными игроками долей рынка, в частности как вследствие поглощения меньших конкурентов, так и путем приобретения АЗС, ранее принадлежавших группе "Приват" Коломойского и Боголюбова. В настоящее время доля первых десяти игроков, по данным Группы А95, составляет 67%, в то время как два года назад составила 63%.
Напомним, группа "Приват" ранее распоряжалась более 1,5 тыс. АЗС под разными брендами — UKRNAFTA, ANP, "Авиас плюс", "Авиас", ЗНП, "Мавекс" и т.д. После национализации в 2022 году "Укрнафты" и "Укртатнафты", ареста Коломойского и бегства Боголюбова сети "Привата" посыпались — еще бы, ведь они опирались на схему, основой которой было дешевое государственное сырье.
"Укрнафта" уже в новом статусе забрала под себя значительную часть (более полутысячи) "своих" заправок, но на этом не остановилась и осенью прошлого года получила контроль над сетями Glusco и Shell и занимает первое место по количеству заправок — 545 (хотя и не по доле рынка).
По данным издания Forbes, которое ссылается на данные "Группы А95", по доле рынка первые 10 компаний расположились следующим образом (в скобках – место в рейтинге два года назад):
1. (1)ОККО — 18,8%
2. (2) WOG – 14%
3.(6) "Укрнафта" – 12,2%
4. (3) "БРСМ-Нафта" – 7%
5. (5) UPG – 5,1%
6. (8) AMIC – 3,1%
7. (7) "Авантаж" 7 – 2,8%
8. (9) KLO – 2%
9. (-) "Параллель" – 1,1%
10. (-) VST – 0,8%
Но процессы переформатирования рынка еще продолжаются, так что в ближайшее время в данном рейтинге вероятны определенные изменения. Так, глава Антимонопольного комитета Павел Кириленко в недавнем интервью журналу "Нафторинок" сообщил, что драйвером процесса выступает компания UPG, которая подала в АМКУ ряд просьб о получении разрешений на концентрацию.
"На прошлой неделе мы согласовали 34 заявления относительно UPG, в настоящее время в Комитете на рассмотрении еще 47 заявлений, и дальше еще 46. Речь идет об АЗС, принадлежащих группе "Приват", расположенных в юго-восточном, восточном и центральном регионах, в частности в Киеве и Киевской области. Стратегия UPG заключается в поэтапном приобретении активов: сначала аренда, далее — приобретение в собственность. По нашим подсчетам, речь идет о более чем 550 объектах. Но для перехода в собственность компания должна снова обратиться в АМКУ и получить еще одно разрешение на концентрацию", — рассказал чиновник.
Действуют в этом направлении, по его словам, и другие игроки рынка.
"ОККО также активно работает в этом направлении. АМКУ уже согласовал 38 их заявлений о приобретении контроля над КЛО, еще по 18 заявлениям продолжается рассмотрение дел о концентрации", — отметил Кириленко.
Эксперты отмечают, что для потребителя концентрация, если она происходит в конкурентной среде с участием многих игроков, скорее всего, даже будет иметь свои плюсы: крупные сети АЗС обычно больше внимания уделяют качеству своего горючего и предоставлению сопутствующих услуг, могут внедрять программы лояльности и т.д. С другой стороны, это будет уменьшать конкурентность рынка, что в конечном счете может повлиять на цены, качество и доступность услуг.
Как видим, в целом тенденции на рынке горючего в Украине достаточно интересны. Цены более-менее стабилизировались. Восстанавливается количество заправок (в настоящее время – около 6 тыс., до войны было 7,5 тыс.), улучшается (в крупных сетях с именем) качество горючего, во всяком случае 95-го бензина. Правда, ситуация с ДТ до сих пор тревожная, как видим даже у таких именитых игроков, как БРСМ.
Остается вечная проблема контрафакта, особенно в небольших сетях и станциях "третьего эшелона", то есть мелких ноунейм заправках. Нуждается в дальнейшем усиление и налоговая дисциплина – эксперты НАУ считают, что потенциал дополнительного получения налогов может составлять на уровне нескольких миллиардов гривен в год (за 2024 год, например, сумма недополученных налогов колеблется на уровне 8 млрд грн).
Несколько настораживает отсрочка штрафов за содержание биоэтанола – Верховная Рада отложила их введение до 1 января 2026 года, рассчитывая, что АЗС добровольно будут соблюдать закон. Также не все эксперты считают правильным задекларированную правительством остановку проверок бизнеса в контексте работы АЗС. Это слишком чувствительная область, в которой ослабление контроля может отразиться на качестве горючего.
"Телеграф" намерен и дальше наблюдать за основными топливными трендами и информировать о них своих читателей. Не переключайтесь.