В The Guardian высказали свой взгляд на создание единой армии ЕС
В The Guardian высказали свой взгляд на создание единой армии ЕС
Премьер-министр Испании Педро Санчес в начале этого года призвал к созданию европейской армии, предполагая, что на этот раз континент наконец-то может серьезно подойти к делу. Бюджеты на оборону растут. Угрозы усиливаются. США отворачиваются. Кажется, именно сейчас настал момент. Но, конечно, это не так.
Несмотря на политические лозунги, которые все увереннее звучат как угрозы, Европа, вероятно, не стала ближе к созданию единых вооруженных сил, чем была, когда Франция отвергла Европейское оборонное сообщество в 1954 году. Проблема не в потенциале. Европа, включая Великобританию, имеет около 1,5 миллиона действующих военных и некоторые из самых успешных оборонных компаний мира. Проблема, как всегда, в политике. А точнее в том, кто руководит, отмечает редакционная коллегия газеты The Guardian.
Германия, объявляя Zeitenwende (переломный момент) и призывая ЕС освободить военные инвестиции от бюджетных правил, может претендовать на лидерство. Польша тратит на оборону большую долю ВВП, чем кто-либо другой. Французы хотят думать, что они будут первыми в любой очереди, но их односторонние инстинкты очень глубоки.
Италия имеет промышленные знания, но не имеет экономического веса. После Brexit Великобритания строит отношения с военными силами ЕС, но все еще считает себя опорой НАТО. А балтийские страны? Они не хотят никакого европейского проекта, который мог бы напугать Вашингтон.
"Даже определить, что такое европейская армия, трудно. Будет ли это единая сила под флагом ЕС, которая объединит 27 национальных армий стран-членов в единую? Или что-то более гибкое, чтобы сохранить нейтралитет Ирландии и Австрии? Или это может быть меньшая европейская интервенционная сила? Или совместная работа региональных групп в новом формате? Короткий ответ заключается в том, что никто не может договориться ни о чем, кроме разногласий", — считает редакционная коллегия.
Ссоры могут быть не лучшим ответом на все более настойчивое и непредсказуемое поведение российского гиганта. Полномасштабное вторжение Москвы в Украину сделало территориальную оборону насущным вопросом. Неожиданно Европа вспомнила, для чего существуют армии.
"Брюссель надеется на возрождение промышленности благодаря пятилетнему плану перевооружения, который должен уменьшить зависимость от американских компаний. Европейские фирмы, как Rheinmetall и MBDA, увеличивают производство, но пока не могут достичь такого масштаба, как в США. Каждая страна хочет защитить свои собственные компании. Поэтому в Евросоюзе назначили специального комиссара, который следит за предприятиями, делающими беспилотники, снаряды и ракеты, а не непосредственно за армией", — добавляют в газете.
Ирония заключается в том, что европейская армия считается символом независимости от США, но на самом деле тихо полагается на американские спутники, командные структуры и боеприпасы. Многие европейские страны увеличили расходы на оборону, но они еще не готовы действовать самостоятельно.
"Создание объединенных сил требовало бы общего суверенитета, единого командования и политического согласия, которого пока нет. Это может измениться, но пока Европа остается зависимой от нестабильного руководства Вашингтона, хотя мечтает о "стратегической автономии"", — подытожила редакционная коллегия.
Ранее редакционная коллегия газеты The Times писала, что европейцы еще не готовы к объединенной армии. Но действия Трампа делают эту возможность гораздо менее нереалистичной, чем она была раньше.