/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F64b6990dcee993c766c3ee3fe1074d99.jpg)
"Х*хлы во всем виноваты, надо брать Славянск": как Донбасс выживает без воды, а Кремль готовит массовое отравление
Самые смелые прогнозы фантастов стали реальностью для городов в оккупации
С начала лета оккупированный Донецк и агломерация превратились в мифическую пустынную планету Арракис из фантастической саги "Дюна", где главной ценностью была ВОДА. Считая каждую каплю "священного ресурса", местные жители запасают ее в бутылках, канистрах, дежурят у цистерн. В ход идут даже многочисленные видеообращения о помощи к Путину Падишах-Императору, впрочем, упитанные черви оккупационных властей утоляют жажду местных только обещаниями. Как жители Донбасса выживают в этой ставшей реальностью антиутопии узнал "Телеграф".
История вопроса
Ситуация с водой на территориях оккупированного Донбасса начала ухудшаться с началом полномасштабного вторжения РФ. Канал "Северский Донец — Донбасс", который был главной водной артерией Донецка и агломерации, в результате боевых действий был разрушен.
Оккупационные власти пытались решить проблему строительством новой линии из Ростова (канал "Дон — Донбасс"). Впрочем, эта альтернатива, по словам самих же окупантов, способна обеспечивать не более 30% реальных потребностей региона в воде.
Дело усугубляется обмелением местных водохранилищ и критическим износом инфраструктуры, из-за чего значительные объемы воды просто теряются на пути к людям.
– Плюс к этому происходит несанкционированная добыча угля открытым способом. Разрываются траншеи и фактически изменяется движение источников русел рек. И те места, где вода собиралась естественным путем, сейчас уничтожены, – объяснила в комментарии "Телеграфу" директор Восточной правозащитной группы Вера Ястребова.
Совокупность этих всех факторов заставила оккупантов прибегнуть к жестким мерам: принудительно свернуть подачу воды для автомоек и промышленных предприятий, а для обычных людей ввести антигуманные графики: четыре часа влаги раз в три дня! Напоминает еще одну постапокалиптическую историю из франшизы "Безумный Макс", когда вода обнищавшему люду подавалась в ничтожном количестве по прихоти сумасшедшего правителя.
В поисках влаги
Такую "щедрость" местные называют "днями воды", впрочем, по словам самих дончан, в действительности графики совсем не работают.
– Все сидят дома с секундомерами и ждут, когда пойдет вода. По графику написано, что вода должна быть с 17 до 21 часов. Но все это бред! У кого начинается раньше, у кого позже. Более того, одно здание может иметь воду по графику, а соседнее может быть вообще без воды несколько недель. Только Аллах знает, как это все устроено, – рассказывает "Телеграфу" жительница оккупированного Донецка Ирина.
Однако даже если по графику на дом и подается вода, то получат ее не все жильцы.
- В многоэтажках все квартиры, которые выше пятого этажа, вообще могут не видеть той воды, какие бы там графики ни были. В нашем доме на первые три этажа вода доходит, а вот через улицу дом, так они постоянно пишут жалобы, потому что даже первые этажи воду не видят, — добавляет "Телеграфу" житель соседней Макеевки Анатолий.
Это вынуждает местных искать воду по подвалам в системе водоснабжения.
– В "водный" день верхние этажи вооружаются пластиковыми бутылками и спускаются в подвал. Там вода почему-то есть. Никто не знает почему. Есть теория, что кто-то должен открывать какие-нибудь засовы в подвалах, чтобы вода шла из подвала по этажам. Но где-то они перегнили, где-то прикипели… И все бегают, выясняют, что с этими засовами случилось, – объясняет Ирина.
Самые сообразительные врезаются в систему водоснабжения прямо в подвалах, приваривая импровизированные краны к трубам.
– Это старая схема. Кто-то эти краны выводит наружу дома, однако большинство людей жадные и закрывают их у себя в подвалах, — объясняет жительница Донецка.
По районам оккупированных городов курсируют водовозки.
– Это грузовой автомобиль, который приезжает и стоит во дворах три-четыре часа. Местные, радостно кукарекая, бегут с ведрами и бутылками и набирают воду. Но это вода, в основном, для физически сильных, молодых людей. Пенсионерка какая-то, конечно, больше одной бутылки не донесет, – добавляет Анатолий.
Впрочем, все эти скитания происходят в борьбе за так называемую техническую воду, ведь ту жидкость, которая течет из кранов на оккупированных территориях, употреблять в пищу невозможно.
– Качество ужасное. Такую воду называют "кока-кола". Хорошо, если в осадке просто песок, а иногда и неизвестные субстанции случаются: что-то жирное. Не знаем, что это и стараемся не думать. Однажды вообще синяя (!) вода шла из крана. Красивенькая такая, – иронизирует Ирина.
С питьевой водой история отдельная. Достать ее негде, кроме как купить, а по законам рынка, безумный спрос при ограниченном предложении создает высокие цены. Но в оккупации декларируют строительство подобия коммунизма, следовательно, местные гауляйтеры установили социальную цену на воду: 3,5 рублей за литр, при реальной стоимости 5-7 рублей.
– Поэтому поставщики просто не привозят эту воду, мол, они же закупали ее, чтобы продавать по пять рублей, так почему должны работать себе в убыток. Если же питьевая вода и появляется, то автоматы и баки в магазинах очень быстро опустошаются, — отмечает Анатолий.
Проживая в таких условиях, когда в коридорах и ванных комнатах стоят натюрморты из пластиковых бутылок, местные вынуждены импровизировать, кто как может.
– Например, почти под каждым кондиционером стоят ведерки: народ воду собирает. Через день литра три наберется. Ну кошек, собак напоить сгодится. Если дождь пойдет, это радость. Люди привыкли: обрезанная в форме воронки пластиковая бутылка на балконе, дождевая вода туда собирается и через пристроенную трубочку попадает в емкости в квартире, – объясняет Ирина.
Иногда спасают родники, которые местные жители находят на околицах городов.
– Но, во-первых, об этом особо не говорят, чтобы меньше людей знали. А во-вторых, никто же не знает, что это за такие источники? Может канализация туда какая-нибудь течет, – добавляет жительница Донецка.
Дефицит воды, конечно же, не обошел и оккупированный Мариуполь, который после тотального уничтожения, РФ пытается превратить в витрину "русского мира".
До "большой" войны в приморском городе за кредитные средства правительства Франции планировалось построить новую фильтровальную станцию, водозаборы, провести разведку новых источников. По графику, эти работы должны были завершиться как раз в июле этого года и горожане не ощущали бы нехватку качественной питьевой воды.
Сегодня здесь все так же, как и в других оккупированных городах региона: длинные очереди у водовозок, "кока-кола" из кранов (это если повезет) и заклинания дождей. Правда, в рамках показательного аттракциона невиданной щедрости, Мариуполю помогает типа город-побратим Санкт-Петербург. На днях оттуда пригнали три цистерны с водой: "Санкт-Петербург не оставит в беде город-побратим", — отрапортовали в пропагандистских Telegram-каналах. Расстояние от Санкт-Петербурга до Мариуполя более 2000 км.
Будет хуже
Местные оккупационные власти раздувают щеки, имитируя заботу о населении в вопросах водоснабжения, а "виновными" в гуманитарном кризисе, пропаганда назначила, конечно же, Украину.
– Х*хлы виноваты. А кто еще? Они во всем виноваты всегда и чтобы не случилось. Ну, так легче жить. И фантазировать здесь можно сколь угодно. Дерево упало – х*хлы виноваты, что не срубили его 20 лет назад. Воды нет? Так это потому, что х*хлы Славянск не отдают. Некоторые говорят, что надо Славянск брать, и тогда будет вода. Хотя не уверена, понимают ли они, что это никак не связано, ведь канала уже нет. Говорят, что построят канал. Интересно, через сколько? Лет через 20? И еще это словосочетание "водная блокада" меня всегда так раздражало. Украина воду не дает. Интересно, а что случилось? Впрочем, "виновных" хоть и нашли, но легче не становится, а "великая и могучая" как-то не особо спешит помогать, — отметила Ирина.
По словам Веры Ястребовой, имеющийся водный коллапс на Донбассе – не просто гуманитарный кризис, а спланированный геноцид украинцев, оставшихся на оккупированных территориях.
Во-первых, возрастает риск инфекционных заболеваний.
– Люди из луж набирают воду для бытовых нужд. И по сообщению моих источников с оккупированных территорий там сейчас очень большое количество инфекционных заболеваний. А учитывая, что приоритетом в оказании медицинской помощи пользуются солдаты оккупационных войск и отказывают в медицинской помощи тем, кто не имеет российского паспорта, то украинцы фактически на грани выживания, – подчеркивает Ястребова.
Во-вторых, отсутствие воды чревато голодом и холодом.
– Сейчас людям нечем поливать овощи. А многие выживали за счет того, что выращивали себе какие-то овощи на зиму. Кстати, о зиме: впереди отопительный сезон. Огромный вопрос, как они будут заполнять систему и какой водой, – объясняет правозащитница.
В-третьих, в так называемом фейковом правительстве "ДНР" вполне серьезно рассматривают возможность безопасного использования шахтных вод (!) для нужд населения.
– Но ведь пользоваться этой водой нельзя в любом случае. Она радиоактивна, там тяжелые металлы и если человек выпьет эту воду, то кто-то через несколько месяцев умрет, а кто через пару лет от онкологии. Они предлагают отравить людей Донбасса и избавиться от них таким образом. Но это неудивительно. Кремлю там не нужны люди, не нужны украинцы. Они делают все для того, чтобы украинцы умерли, – резюмировала Вера Ястребова.