"Мудрая обезьяна" из Пекина: почему Китай не позволит России остановить войну в Украине — The Telegraph
"Мудрая обезьяна" из Пекина: почему Китай не позволит России остановить войну в Украине — The Telegraph
Для Си Цзиньпина мир в Украине неприемлем, ведь Китай воспринимает эту войну как конфликт, позволяющий истощить Россию и США, а самому подготовиться к будущему вторжению на Тайвань.
Такое мнение высказала стратегический аналитик военной разведки Ребекка Коффлер, которая ранее работала в Разведывательном управлении Министерства обороны США, в статье для The Telegraph.
Китай ведет собственную войну
По мнению Коффлер, президент США Дональд Трамп активно ищет способы достичь мира в Украине, испытывая различные дипломатические и экономические инструменты. Удастся ли ему реализовать один из вариантов — станет понятно в ближайшее время. Однако пока появляются все более четкие сигналы, что его "искусство сделки" с Москвой может сорваться из-за действий Китая.
Автор убеждена, что Трамп и его команда могли недооценить ключевой фактор: Пекин считает себя главным бенефициаром войны в Украине. Именно поэтому Китай имеет сильную мотивацию способствовать продолжению конфликта, оказывая поддержку России. Подобно тому, как США и Европейский Союз предоставляют военную технику и финансирование Украине с целью ослабления российского военного и экономического потенциала — о чем еще в 2022 году прямо говорил тогдашний министр обороны США Ллойд Остин — Китай ведет свою собственную войну против Запада, поддерживая Москву.
Избегая поставок полностью собранных систем вооружения, чтобы не провоцировать жесткой реакции со стороны Вашингтона, Пекин взамен предоставляет России технологии двойного назначения — компоненты, которые могут быть использованы как в гражданских, так и в военных целях. Речь идет о критически важных технологических элементах, в частности микроэлектронике, оптических системах для бронетехники, спутниковых сенсорах, навигационном оборудовании и тому подобное. Часть из них поставляется напрямую через государственные предприятия, другая — через сеть подставных компаний, которые маскируют военное назначение продукции под якобы гражданское использование. Однако на практике именно эти компоненты существенно укрепляют боевые возможности российской армии, давая Кремлю возможность вести затяжную войну на истощение.
Аналитик также обращает внимание на то, что особенно значимую роль Китай играет в развитии дроновых возможностей России — технологии, которая стала ключевой в современной войне. По оценкам западной разведки, ежегодно Москва импортирует из Китая беспилотники на миллионы долларов. Более того, часть таких БПЛА уже совместно производится на российской территории в партнерстве с китайскими компаниями.
Также, согласно разведывательным данным, Россия запустила секретный проект по производству дронов непосредственно в Китае. Речь идет о заводе, связанном с IEMZ Kupol — дочерним предприятием российского оборонного гиганта "Алмаз-Антей". Именно там, по информации источников, инженеры создали и провели испытания новой модели дальнобойного боевого беспилотника под названием Garpiya-3 (G3).
Мудрая обезьяна
Коффлер подчеркивает, что Китай играет ключевую роль в поддержке российской военной экономики, прежде всего благодаря закупке энергоресурсов. Вместе с Индией Пекин остается среди крупнейших импортеров российской нефти. В июне 2025 года на эти две страны приходилось 47% всего экспорта сырой нефти из России. Значительная часть этого экспорта происходит с помощью так называемого "теневого флота", который позволяет обходить международные санкции.
Недавно США предупредили Китай о возможных последствиях такого сотрудничества. Министр финансов Скотт Бессент пригрозил введением 100-процентных пошлин на энергоносители, если Пекин продолжит обходить ограничения. Однако Китай резко отверг эти угрозы. Более того, в качестве демонстрации углубления стратегического партнерства с Москвой, Пекин решил увеличить импорт российского природного газа, одновременно уменьшив закупки американского сжиженного газа.
Это решение отражает более широкую геополитическую логику Пекина. Ее иллюстрирует старая китайская аллегория: "Пока два тигра ожесточенно сражаются в долине, мудрая обезьяна сидит на вершине горы, смотрит вниз и ждет, как это закончится".
По мнению Коффлер, несмотря на публичные декларации о "безграничном партнерстве", подписанные в 2022 году, Китай и Россия не являются настоящими союзниками. Их отношения — скорее временный союз двух стратегических конкурентов, которые на определенном этапе имеют общую цель: ослабление геополитического влияния США и западного мира в целом.
В статье упоминается, что противоречия между Москвой и Пекином имеют глубокие исторические корни. На протяжении XX века они неоднократно вступали в пограничные конфликты, а территориальные споры на Дальнем Востоке сохраняются до сих пор. Россия, с ее демографическим спадом и постепенным обезлюдением сибирских регионов, все больше обеспокоена влиянием Китая в приграничных областях. Еще в 2000 году Владимир Путин предупреждал: если государство не будет инвестировать в развитие Дальнего Востока, то через несколько десятилетий эта территория рискует стать демографически и культурно китайской. Тогда он заявил, что без "реальных усилий" Россия может столкнуться с тем, что "местное население будет говорить на китайском, японском или корейском".
Мир в Украине противоречит планам Москвы и Пекина
Коффлер утверждает, что Китай имеет прямой интерес в затягивании войны в Украине, поскольку это способствует истощению американских военных запасов из-за постоянных поставок оружия Украине и Израилю. Пекин считает, что ослабление боевой готовности США является стратегически важным для предотвращения американского вмешательства в потенциальное военное вторжение Китая на Тайвань — операцию, которую некоторые высокопоставленные чиновники Пентагона прогнозируют на 2027 год.
По словам автора, для Пекина приоритетом остается реализация концепции "единого Китая" — то есть возвращение Тайваня под контроль КНР до 2049 года, когда будет отмечаться 100-летие основания Китайской Народной Республики. В этом контексте избежание торговой войны с США или сохранение стабильных отношений с Вашингтоном выглядят как менее важные цели.
Между тем Пекин и Москва демонстрируют все более тесную военную координацию. В частности, недавно Китай и Россия проводят совместные военно-морские учения в Японском море.
"Сигнал от Москвы и Пекина в Вашингтон четкий: мир в Украине противоречит стратегическим планам обеих стран", — подытожила Коффлер.
Китай не хочет поражения России, но и не стремится к ее победе. А что, если ему выгоднее вечная война, которая отвлекает США от Азии?
Как Пекин выбрал роль тихого кукловода и одновременно партнера, поставщика, посредника и наблюдателя — в аналитической статье "Что на самом деле выгодно Китаю: вечная война в Украине или слабая Россия?" Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины в Японии Сергея Корсунского.