Руководитель САП прокомментировал обвинения относительно сделки с Кауфманом по Одесскому аэропорту
Руководитель САП прокомментировал обвинения относительно сделки с Кауфманом по Одесскому аэропорту
В интервью hromadske бывший прокурор САП Станислав Броневицкийсделал несколько заявлений о сделке САП по Одесскому аэропорту, а точнее, по двум делам, включая расследование деятельности организованной преступной группировки в Одессе. Подозреваемые в незаконном завладении Одесским аэропортом Борис Кауфман и Александр Борухович пошли на сделку со следствием, в рамках которой их обязали возместить 1 млрд гривен, при том, что их действия нанесли городу ущерб на 2,5 млрд грн. Более того, по данным некоторых источников, 800 млн грн на их счетах уже арестовали, а еще 200 млн разрешили выплатить частями. При этом по словам Броневицкого аэропорт так и остался в собственности Кауфмана. В интервью ZN.UA руководитель САП Александр Клименко, с которым поговорила редактор отдела внутренней политикиИнна Ведерникова, опроверг эту информацию и подробно рассказал об условиях сделки.
"Дело об Одесском аэропорту относительно событий 2012 года расследовалось по статье 364 УПК, где сроки давности составляют десять лет. Когда я еще находился в НАБУ, заслушивал детектива Станислава Бравермана: он намеревался уже закрывать это дело. Плюс тогдашнее руководство Бюро не видело состава преступления в этом уголовном производстве. Мы пообщались, посмотрели материалы уголовного производства, и я предложил подойти к делу с другой стороны: не как к злоупотреблению, которое привело к получению неправомерной выгоды, а как к завладению аэропортом путем злоупотребления. А это уже статья 191 и еще пять лет расследования", - отметил Клименко.
Он добавил, что после назначения руководителем САП, с этим самым детективом - Браверманом - они инициировали заслушивание этого производства. Фактически они начали процедуру аудита дела и совещания по его дальнейшему расследованию.
"По результатам оперативного совещания процессуальное руководство в производстве было признано неэффективным. Я сменил группу прокуроров еще весной 2023 года, если не ошибаюсь: старшим группы прокуроров был назначен мой заместитель Андрей Синюк", - заявил Клименко.
Что касается сделки со следствием, то по словам Клименко, во-первых, данные об аресте 800 млн грн якобы не соответствуют действительности. По версии главы САП, на самом деле под арестом находятся 30-40 млн, конфискованных в пользу государства. Это деньги, которые изымали во время обысков, на которые накладывали арест или, которые вносили в качестве залога.
Во-вторых, добавил Клименко, в соглашении написано, что все, что передали по акту приема-передачи - 2 488 единиц - возвращается в Одесский городской совет. А то, что невозможно вернуть, компенсируется денежными средствами.
Но, отметим, что в решении суда говорится следующее: "Возвращение территориальной громаде города Одессы в лице Одесского городского совета имущества 2 488 единиц основных средств Международного аэропорта "Одесса", переданных по акту приема-передачи имущества, которое передавалось в собственность Одесским городским советом в качестве взноса в уставный капитал ООО "Международный аэропорт Одесса" от 31.10.2011". В то же время там указано, что "по условиям раздела VII этого соглашения размер доли Одесского городского совета в уставном капитале ООО "Международный аэропорт Одесса" составляет 25% ".
Отсюда возникает несколько вопросов, в частности, кому все же принадлежит аэропорт, что это за 2 488 единиц основных средств, и как можно говорить о возвращении аэродрома, если доля города составляет 25%?
"Одесский горсовет в 2012 году передал вновь созданному предприятию ООО "Международный аэропорт Одесса" право собственности на 2 488 объектов, чего не имел права делать. Город мог внести свою долю и предоставить предприятию (которое фактически управляет аэропортом) право пользования имуществом, но без перехода предприятию права собственности. То есть в результате соглашения город может в любой момент выйти из ООО и забрать свое имущество, чего раньше сделать не мог, потому что имущество было не их собственностью. ООО имеет 12 месяцев для проведения инвентаризации и возвращения имущества в городской совет", - объясняет Клименко.
По его словам, если какого-то имущества уже нет, ведь прошло более 13 лет и аэродром еще и обстреливали, то компания должна оценить и компенсировать стоимость деньгами. Но окончательные решения по имуществу, отметил Клименко, будет принимать городской совет, в том числе о возможности передать его другому предприятию.
То есть в случае с аэропортом главное именно имущество, а не само ООО. В частности, взлетная полоса, как отметил глава САП, всегда является собственностью государства.
"Ты можешь там делать что угодно, но пользоваться взлетной полосой без соответствующего разрешения не имеешь права. У нас, кстати, еще есть живые производства по взлетной полосе и разрешению на получение доходов за взлет/посадку воздушных судов, которое город тоже отдал. Я думаю, что мы их дорасследуем в этом году. Сначала сторона защиты предлагала другую конструкцию: "если мы возвращаем имущество, тогда доля города уменьшится". Мы же пишем, что доля не может уменьшаться. Город все равно остается одним из совладельцев", - отметил Клименко.
В то же время если Одесский горсовет решит выйти из совместного предприятия, которое сейчас владеет аэродромом, то кроме возвращенного по соглашению имущества, он имеет право продать свои 25%. В таком случае ООО будет владеть только терминалом, который компания успела построить на выкупленном у города куске земли.
"ООО не сможет управлять аэропортом. Но у города есть коммунальное предприятие "Аэропорт Одесса", которое теоретически может взять на себя эти функции. В "Жулянах", кстати, подобная история. Аналогично в Харькове, но там горсовет не передавал права собственности частным структурам. То есть вы вкладываете инвестиции, город предоставляет имущество и взлетную полосу и вместе управляете в соотношении 50 на 50", - пояснил глава САП.
То есть, по словам Клименко, после того, как Кауфман заключил сделку со следствием, аэропорт "Одесса" вернули громаде. А ООО еще должно выплатить кредит в 25 млн долларов, который они брали под залог имущества города и построили за эти деньги новый терминал.
"Но мы сказали, что нас это не интересует: вы передаете имущество без обязательств обратно, а кредит остается только на той части имущества, которая не принадлежала городу и является вновь созданным имуществом. Все, что передавал город, выведено из-под кредита", - рассказал Клименко.
Городская власть напрямую участвовала в сделке с аэродромом. Но как она поведет себя сейчас, по словам Клименко, это уже другая история.
"Мы с нашей стороны сделали свою работу и вернули городу его имущество. За дальнейшими решениями городских властей Одессы должны следить общество и городская громада", - отметил глава САП.
В декабре 2022 года НАБУ и САП заявили, что разоблачили в Одессе преступную организацию, которая взяла под контроль практически все вопросы экономической жизни города - взаимодействие с застройщиками, закупки местного бюджета и деятельность коммунальных предприятий. Выявленная преступная схема была одной из самых масштабных в Украине. Ее организаторами назвали одесского бизнесмена Бориса Кауфмана и его многолетнего бизнес-партнера Александра Грановского (Алекса Боруховича).
Следствие установило, что в 2011 году два известных одесских бизнесмена зарегистрировали ООО, которое должно было основать совместное общество с Одесским горсоветом, с распределением долей 75% и 25% соответственно. Через это общество организаторы схемы в будущем и присвоили аэропорт. Согласие депутатов горсовета на создание ООО удалось получить благодаря тогдашнему городскому голове. Он заявил, якобы соучредитель хотел инвестировать в аэропорт. Также экс-мэр подделал документы, предоставлявшие подконтрольному ООО право образовывать совместное с горсоветом общество в обход конкурса. В результате Одесса полностью потеряла любой контроль над аэропортом и доходом от его деятельности.
Кроме Кауфмана и Грановского на сделку со следствием пошли еще пятеро фигурантов дела. ВАКС также приговорил обвиняемых к лишению свободы на срок от 7 до 8 лет, а также штрафам на общую сумму более 400 млн грн.