Когда против антикоррупционных органов работает целая государственная машина, институт соглашений спасает дела - Клименко
Когда против антикоррупционных органов работает целая государственная машина, институт соглашений спасает дела - Клименко
Вокруг института сделок в Украине давно уже идет спор. Ведь если от преступления можно откупиться, то сумму этого откупа просто будут закладывать в коррупционную маржу. Однако люди боятся только тогда, когда действительно могут сесть за решетку. Что по этому поводу думает глава САП Александр Клименко, он рассказал в интервью Инне Ведерниковой для ZN.UA.
"Я согласен с тем, что тюремные приговоры за топ-коррупционные преступления должны работать эффективными предохранителями от новых, — и так и происходит. Недавно ВАКС присудил экс-главе Тернопольского облсовета Михаилу Головко девять лет лишения свободы с конфискацией всего имущества. Такие приговоры действительно работают на превенцию", - говорит Клименко.
В то же время он добавляет, что нужно учитывать реалии, когда против антикоррупционных органов работает целая государственная машина, чтобы помешать им в определенном деле. Это может быть влияние на экспертов, обеспечение решений судов параллельно в хозяйственной или административной юрисдикции или просто вполне законное растягивание слушания дела на десятилетия.
"Это не значит, что государственной машине всегда удается, нет, но такие случаи есть. Мы не снимаем ответственности и с себя. В частности, в некоторых делах фигурантам помогли печально известные сливы, с которыми мы максимально боремся. И тогда мы оказываемся в ситуации, когда есть риск или полностью потерять дело без последствий для обвиняемого, или все-таки в судебном порядке зафиксировать его реальную вину и, главное, вернуть убытки государству, чего в случае оправдательного приговора или закрытия по срокам давности не произойдет", - отметил Клименко.
Он отметил, что привлекать топ-чиновников к ответственности начали после создания НАБУ и САП. И эта ответственность может быть разная, но их осуждают. Большинство получает приговоры по статье 209 Уголовного кодекса об отмывании средств. Это по словам Клименко, не дает таким топ-чиновникам возможности даже открыть счет в банке за рубежом.
"Это непростой вопрос и сложный путь, но мы его проходим достойно, делаем выводы и каждый раз учимся действовать на опережение. Мы не можем ждать благоприятных для нас условий, которые могут вообще никогда не наступить. Мы должны делать свою работу качественно и восстанавливать справедливость теми законными инструментами, которые есть", - добавил Клименко.
При этом глава САП пояснил, что при заключении соглашения со следствием речь идет о полном признании вины по инкриминируемым преступлениям, полном или частичном возмещении убытков и содействии следствию. Но при этом показания обвиняемых, которые пошли на сделку, необходимо подтвердить доказательствами. По словам Клименко, если такие показания будут просто словами, то Высший антикоррупционный суд не пойдет на такую сделку.
Зачем руководители НАБУ и САП ходили на доклад к президенту? Почему детективы и прокуроры не чувствуют себя защищенными? Как противостояние силовиков президента и антикорблока отражается на общей атмосфере в стране? Что с делами ближайшего окружения президента, которые продолжает расследовать НАБУ? Ответы на это читайте впервой части интервью с Александром Клименко.