«Инженерная мобилизация»: как образование должно работать на оборону страны
«Инженерная мобилизация»: как образование должно работать на оборону страны
Каждый год итоги вступительной кампании в университетах провоцируют справедливые, но бесплодные констатации, что молодежь выбирает «нетехнические» и «неестественные» специальности. И хотя государство пытается поощрить абитуриентов к поступлению на так называемые специальности особой поддержки, укорененные в обществе стереотипы о плохих перспективах инженеров и слишком низком статусе образования как такового (то есть стереотип, что хорошее образование ≠ будущая успешная карьера) преодолеть не удается.
А стереотипы эти ошибочны и вредны, что уже доказал ІТ-сектор. Сейчас это начинает доказывать новый фаворит — оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Сегодня отрасль охватывает, по разным оценкам, от 1000 до 1500 компаний, в частности и международных. С 2022 года объем продукции вырос в 35 раз. И потребность в человеческом капитале, в частности в инженерах, очень значительная. Отрасль предлагает интересную работу, достойную зарплату и бронирование. Например, для специалистов, отвечающих за аппаратную часть дронов и роботов, а также за продвинутую программную часть устройств, системы ситуационной осведомленности наподобие «Дельты» и специализированные географические информационные системы, такие как «Армор» и «Крапива». А это те, кто учился по специальностям электроника, электронные коммуникации, приборостроение и радиотехника, компьютерно-интегрированные технологии и робототехника, прикладная математика, компьютерные науки и инженерия.
Другой пласт мотивации учиться по специальностям, затребованным в оборонно-промышленном комплексе, связан с войной. Мы ведем войну на истощение с более ресурсным врагом, и наш единственный шанс спастись — технологии и асимметричные решения. Технологии становятся все сложнее, и выиграть технологические гонки способно только обученное сообщество инженеров и технических специалистов. И это сообщество может появиться лишь одним способом: его взлелеет система образования. Это задача со звездочкой, и, что неприятно, она вне радаров образовательного сообщества и МОН.
И по результатам вступительной кампании мы видим, что большинство специальностей, важных для оборонно-промышленного комплекса, не попало в десятку самых популярных среди поступающих. Кроме разве что компьютерных технологий. А отрасли инженерии и естественных наук вообще не заинтересовали будущих студентов. В то же время в лидерах, как всегда, гуманитарные специальности: менеджмент, филология, психология, маркетинг.
Школа
Задача школы — дать базовые знания для жизни. А наша жизнь сейчас изменилась, и в нее надолго вошла война. Война на истощение нуждается в корректировке всех сфер. И школ это должно касаться в первую очередь. В придачу к обычной функциональной грамотности (чтение—письмо—математика), цифровой грамотности (навыки работы с гаджетами, принципы цифровых коммуникаций и умение работать с информацией) сейчас добавили так называемую оборонную грамотность. Концепт должен содержать такмед, навыки выживания, стрелковую подготовку, топографию, управление дронами и роботами, обслуживание техники и т.п. Еще в школе нужно формировать представление о принципах работы и устройстве оружия, его обслуживании и производстве. Нужно реинкарнировать практическую историю учебно-производственных комбинатов, когда раз в неделю школьники получали практическую подготовку на реальных предприятиях. А также уделить большое внимание физической подготовке.
Все это требует серьезных изменений в нормативной базе и принципах работы школы. И эти изменения должен нарабатывать подобранный пул экспертов из представителей МОН, учительского и академического сообществ, военных и ОПК. Трансформации, которые пилотируются по предмету «Защита Украины», должны затронуть ряд других дисциплин. Но это неблизкая перспектива, и сейчас нужно адаптировать и приспосабливать к задачам обороны то, что уже есть.
В рамках межпредметных связей нужно выстраивать симбиоз трудового обучения, информатики, географии, математики, защиты Украины. Задача и примеры для каждого предмета пытаться брать из типовых боевых. Абсолютно необходимо усиление преподавания математики и естественных дисциплин. Речь идет о часах, кадрах, материальном обеспечении, кооперации, соревновании-олимпиаде и т.п. Продолжение и масштабирование должны получить все существующие STEM-лаборатории и кружки.
Выпускники школы должны понимать базовые вещи, такие как физика выстрела, химия взрывчатки, реактивное движение, подъемная сила крыла и винта, радиосвязь, программирование простых роботов, элементарное машинное обучение. На трудовом обучении должны учить паять и составлять электрические схемы, обслуживать механизмы и устройства. Где-то на границе информатики, языка и истории нужно обучать информационной гигиене, способности видеть ИПСО и пропаганду.
Школа должна быть средой профориентации, открытой к объективной информации. В школы должны идти университеты, профтех, рекрутеры, представители власти и центров занятости, рассказывать о достойной заработной плате и перспективе карьеры в ОПК. Наконец, должна быть общегосударственная профессиональная информационная кампания по увеличению привлекательности рабочих и инженерных специальностей. Потому что негативное отношение к ним сильно укоренено в обществе. И исправлять ситуацию нужно комплексно: как формальное, так и неформальное информационное поле должно быть наполнено соответствующей качественной информацией. Пригодятся и отчеты с совещаний в МОН, и контент TikTok-профилей сварщиц и фрезеровщиц.
Профтех
Современный профтех имеет соответствующую потребностям материальную базу: и старую, и обновленную. Как и раньше, задача профтеха — дать навыки и культуру качественной работы с инструментами и приборами, которые не сильно изменились за последние десятилетия. Разве что добавились цифровые интерфейсы, но «поколение Z» справляется с этим. Остались стабильные педагогические коллективы, усилить которые поможет индустрия.
Первая и самая большая проблема профтеха — его низкая популярность среди абитуриентов. Преодолевать ее нужно как вышеупомянутой информационной политикой, так и материальным поощрением абитуриентов: стипендия, жилье, питание и т.п. Эти вещи, к сожалению, становятся принципиальными для наших граждан, и этим нужно воспользоваться.
Но вдобавок нам необходима принудительная «инженерная мобилизация» — более жесткие шаги (и новая нормативная база по вступительной кампании), которые обеспечат перераспределение человеческого капитала: ограничение возможностей поступления на гуманитарные специальности и расширение — на инженерные. Нынешних стимулов, таких как уменьшение/увеличение государственного заказа, недостаточно, они не работают так, как следует. Это не всем понравится. Но без принудительной «инженерной мобилизации» мы утратим государственность. И будем изучать российское право и российскую филологию.
Нужно адаптировать выпускника профтеха к работе в оборонно-промышленном комплексе: дополнительно формировать навыки, полезные для сил обороны и ОПК, которые смежны с уже выбранной профессией. Вместе с тем можно оставаться в рамках образовательных стандартов, не стоит менять их радикально. Если студент выбрал строительную специальность — он должен ознакомиться со строительством фортификаций. Специалисты по контрольно-измерительным приборам и автоматике или электромонтажники должны уметь паять и тестировать исправность дронов и наземных роботизированных комплексов. Механики и слесари должны быть знакомы с устройством и обслуживанием бронетехники. Делать это можно в рамках профессиональных дисциплин, предмета «Защита Украины» и производственной практики.
Высшее образование
Задача высшего образования — воспитание лидерства и креативного потенциала, приумножение знаний и их носителей, обеспечение самовоспроизведения всей системы. Воспитание инженеров, исследователей и разработчиков невозможно без высшего образования. Как минимум треть студентов должны представлять отрасли E, F, G (информационные технологии, инженерия, производство, строительство, естественные науки и математика, химия) ради селекции, конкуренции и увеличения запаса прочности страны. Существующие механизмы (количество бюджетных мест, отраслевые коэффициенты, гранты для контрактников) именно здесь должны храниться и расширяться. И ради критически необходимого быстрого результата нужно ограничить набор на так называемые конъюнктурные специальности, о чем говорилось выше. Других способов найти резерв абитуриентов просто нет.
Нужно провести перераспределение и в рамках отрасли F (информационные технологии, кибербезопасность, инженерия, системный анализ данных и пр.). Часть объема специальностей F3 (Компьютерные науки), F6 (Информационные системы и технологии) нужно отдать на F7 (Компьютерная инженерия) и F1 (Прикладная математика), потому что перспективы нашей ІТ-отрасли трансформируются. ОПК заставляет отходить от аутсорса, когда наши специалисты работают над чужими продуктами, и развивать свои национальные продуктовые компании в направлении геоинформационных систем, искусственного интеллекта и автономных беспилотных систем. Без преувеличения, мы можем иметь свою Силиконовую долину, но при наличии соответствующих специалистов.
Необходимое условие успеха — частичное возвращение к прошлым практикам по фундаментальным курсам физики, математики, теории алгоритмов и т.п. для специальностей отраслей F (Информационные технологии) и G (Инженерия, производство и строительство) в старом объеме часов и количества лабораторных работ, которые можно строить вокруг актуальных сейчас прикладных задач. Без этой базы ни о каком самодостаточном инженере не может быть и речи. И это нужно прописать на уровне стандартов высшего образования, которые сейчас будут обновлять.
Все, что касается конкретных затребованных современных технологий, следует усваивать на практике в постоянном взаимодействии с производством и заказчиками. На конкретных проектах, которые нужно воплощать «в железе», желательно на каждой курсовой. И это часто тянет за собой непростой вопрос материальной базы. Нужна программа под условным названием «Университетская лаба», которая рационально будет распределять оборудование, которое предоставит индустрия и зарубежные партнеры. И, конечно, будет закапывать все это под землю за счет зарубежных доноров.
Мобилизация образования должны быть децентрализованной. И роль региональных лидеров должны взять на себя университеты. Они должны искать баланс и взаимодействие со школами, профессионально-техническими заведениями, производителями, научным сообществом, органами власти. Только так удастся достичь эффективной профориентации и образования, потому что это должны делать конкретные компетентные люди на местах, которые у нас все еще есть. Но общую координацию и распространение лучших практик должны обеспечить МОН и Минобороны.
Наконец, мы должны проработать тему новых специальностей или отраслей, касающихся оборонного производства.
Учителя математики и естественных предметов
Радикальные меры нужны в кадровой политике в отношении школьных учителей математики и естественных предметов. Денежное обеспечение нужно увеличить как за счет заработных плат, так и доплат-стипендий из других фондов. Упомянутая информационная кампания должна повысить и престиж учителя. Крайне принципиально грамотно распорядиться теми представителями индустрии, которые избежали мобилизации и стали школьными учителями. В большинстве случаев это упорные и креативные личности, которых буквально боготворят дети. Где-то этот процесс нужно и стимулировать.
Мобилизация знаний и талантов
Образовательная система во время войны не может оставаться в стороне, она должна стать частью оборонной стратегии государства. Готовить тех, кто создаст технологии, которые остановят врага, и тех, кто сумеет их применить. Мы не можем позволить себе роскошь ждать лучших времен.
Мы не имеем права делать все как раньше и надеяться, что все будет как раньше. Потому что не будет. Образование должно не просто готовить к жизни, а помогать защищать эту жизнь. И если мы сейчас вложим все свои силы и возможности в знания, технологии и подготовку специалистов, то завтра получим страну, которую никто не сможет поставить на колени.
Нет всеобъемлющего плана и заранее написанного будущего. И если каждый педагог ежедневно будет задавать себе вопрос: «Что я сделал для Победы сегодня?», наши шансы на Победу вырастут экспоненциально.