Украинское изобретательство: почему инновации не доходят до рынка
Украинское изобретательство: почему инновации не доходят до рынка
Сегодня экономика развивается благодаря инновациям, которые невозможны без изобретений, а сами изобретения — без систем охраны и защиты интеллектуальной собственности. Яркий пример — Китай, Япония и Южная Корея: эти страны стали мировыми лидерами благодаря тому, что сделали интеллектуальную собственность (ИС) одним из главных инструментов развития.
Одной из ключевых форм интеллектуальной собственности являются патенты: они не только защищают новые решения, но и позволяют превратить идеи в экономический ресурс. Чем больше патентов создается и используется, тем быстрее национальные экономики получают новые продукты, технологии и конкурентные преимущества. Поэтому высокий уровень патентной активности свидетельствует о том, что система интеллектуальной собственности работает эффективно и содействует развитию инноваций. А что в Украине?
Почему Украина отстает
Развитие интеллектуальной собственности в Китае, Японии и Южной Корее состоялось благодаря государственным решениям о развитии образования и науки, поддержке научных исследований. В Украине ситуация другая. На протяжении последних 30 лет происходят четкая и планомерная деиндустриализация страны, уменьшение финансирования науки, ее ориентация не на результаты, а на «скопусные» публикации. Это приводит к снижению патентной активности и качества патентных предложений, что ограничивает инновационный потенциал экономики.
Анализ изобретательской деятельности проведен за период с 2004 года — именно тогда вступил в силу Гражданский кодекс Украины. Он аннулировал так называемые короткие патенты, которые выдавались без проведения квалификационной экспертизы, и расширил перечень полезных моделей. Поэтому сравнивать изобретательскую активность до и после 2004 года некорректно.
Анализ тенденций показывает, что начиная с 2004 года заявители, чтобы минимизировать затраты на получение патента, начали активнее подавать заявки на полезные модели. Это привело к уменьшению количества заявок на изобретения и, соответственно, негативно сказалось на техническом уровне патентов, поскольку полезные модели регистрируются без проведения экспертизы по сути. В 2008 году доля таких моделей в общем количестве поданных заявок выросла до 77% против 56% в 2004 году. Соответственно, количество заявок на изобретения уменьшилось с 44 до 23%.
Кризис 2008–2009 годов привел к небольшому снижению изобретательской активности в Украине. Позже, с 2014 года, ситуация еще больше осложнилась: количество заявок на изобретения и полезные модели начало стабильно сокращаться под влиянием политических и экономических событий.
А в 2020 году произошло уже резкое падение изобретательской активности. Это было обусловлено рядом объективных причин: увеличением размера сборов на подачу заявок (постановление КМУ от 12 июня 2019 года №496) и ограничением перечня объектов, охраняемых как полезные модели (Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о реформе патентного законодательства»). Свои коррективы внесла и пандемия COVID-19.
Наибольшие темпы падения наблюдались в 2022 году вследствие российской военной агрессии. Количество заявок на изобретения уменьшилось почти на 19%, на полезные модели — практически вдвое. А количество международных патентов по системе РСТ в Украине вообще никогда за последние 30 лет не достигало 200 патентов за год. Для сравнения — такой уровень патентной активности соответствует активности университета, занимающего пятое-шестое место по рейтингу Всемирной организации интеллектуальной собственности. Это означает, что изобретатели Украины практически не видят перспектив реализации своих идей за границей или не имеют средств для такого патентования (ведь его стоимость составляет 5–15 тыс. долл. США). В итоге они отдают предпочтение национальным процедурам подачи заявок.
Если оценивать ситуацию в целом, то в Украине за годы независимости так и не удалось сформировать надежную систему охраны ИС. Основные пробелы этой сферы достаточно четко и взвешено очерчены в проекте Национальной стратегии развития сферы ИС в Украине на период 2020–2025 годов, которую успешно обсудили на парламентских слушаниях «Построение эффективной системы охраны ИС в Украине» 16 декабря 2019 года. Вывод сформулирован жестко: «В итоге, интеллектуальная собственность в Украине пока не рассматривается как один из ключевых факторов в экономическом, социальном и культурном развитии страны».
Несмотря на успешное обсуждение в парламенте, Стратегию так и не приняли. Сейчас Украинский национальный офис интеллектуальной собственности и инноваций (УкрНОИСИ) подготовил новый проект Стратегии, который будет передан в Минэкономики для дальнейшего прохождения.
Финансирование науки и инвестиции
Одной из главных причин проблем изобретательства является отсутствие реальной заинтересованности государственной власти в развитии отечественной промышленности, науки, образования. Это красноречиво демонстрируют расходы на научные исследования.
Доля расходов на науку в ВВП Украины начиная с 2010 года неуклонно снижалась и в последние годы сократилась до 0,33%. Это почти в 15 раз меньше, чем финансирование науки в Израиле. А с учетом очень низкого ВВП Украины такой уровень для нашей страны вообще неприемлем. Без надлежащего финансирования развитие науки просто невозможно.
Эти данные свидетельствуют о крайне низком уровне инвестиций в нематериальные активы (НМА) — лицензии, патенты, научно-исследовательские разработки, базы данных и т.д. Сейчас они составляют всего лишь 3,6–6,7% от общей суммы капитальных инвестиций. Если учесть, что до 2022 года доля капитальных инвестиций в ВВП не превышала 15%, то вложения в НМА не превышали 0,8–1,0% ВВП. Это резко контрастирует с общемировыми тенденциями: в 1995 году совокупные инвестиции в НМА составляли 2,9 трлн долл. США, а 2023-м достигли уже 6,9 трлн долл. С 2008 года темпы роста инвестиций в НМА втрое превысили темпы роста инвестиций в материальные активы. В 2023 году инвестиции в НМА составляли более 16% ВВП в Швеции, США и Франции.
Еще одной проблемой развития науки является несоответствие приоритетов научных исследований мировым тенденциям. Это подтверждает анализ сферы интеллектуальной собственности. Если коротко охарактеризовать состояние патентования в Украине — это и мало, и не то. Ежегодно подают приблизительно 3–5,5 тыс. заявок на патенты на изобретения и полезные модели. Причем на одно изобретение приходятся более трех полезных моделей, которых в законодательстве ряда стран вообще нет. В мире патентование сосредоточено преимущественно на технологиях пятого уклада (информационные технологии) и частично шестого (нано- и биотехнологии), тогда как Украина преимущественно патентует в третьем (металлургия, химия) и четвертом (машиностроение) укладах. Это свидетельствует об отсутствии четко определенных государственных приоритетов в научных исследованиях и нежелании научных учреждений и заведений высшего образования менять направления работы в рамках существующей автономии в выборе тематики. Как исследовали 50 лет назад — так делаем и сейчас. Дополнительным сдерживающим фактором стали и многочисленные изменения и реорганизации государственных институтов, ответственных за сферу интеллектуальной собственности.
В Украине основными авторами патентов являются ЗВО и научные учреждения — в 2023 году на них приходилось около 90% всех заявок. В то же время промышленность подает все меньше заявок на патентование — их количество сократилось с 4% в 2019 году до 3% в 2023-м. Конечно, это — результат уничтожения отраслевой и заводской науки, которая всегда давала больше всего патентов. Для сравнения, в мире главными генераторами заявок на патенты являются крупные корпорации и ЗВО. Ведь именно они вкладывают миллиарды в исследования и разработки, превращая научные идеи в новые лекарства, технологии или цифровые продукты. Университеты тоже важны, но их роль — скорее, в создании базовых знаний, которые бизнес потом воплощает на практике.
Ситуация с коммерциализацией объектов интеллектуальной собственности в Украине катастрофическая. За 2022–2024 годы в государственных реестрах зафиксировано только 4085 соглашений о передаче прав интеллектуальной собственности, из которых 87,3% — это право на торговые марки и всего 3,6% — это изобретения. То есть только 3,6% объектов ИС кого-то заинтересовали и будут реализованы. Среди них 251 лицензионный договор на изобретения и 240 — на полезные модели. То есть украинские изобретения и полезные модели реально мало кому нужны, что свидетельствует об огромных проблемах в развитии украинской науки и практическом отсутствии реальных результатов научных исследований, которые могут быть коммерциализированы. Следовательно, вопреки современным тенденциям развития международного трансфера технологий, в Украине его практически нет.
Стартапы как новый путь коммерциализации инноваций
Следует отметить, что в последние годы в мире распространяется практика эффективного использования стартапов. И, несмотря на военные действия, продолжительный кризис и прочее, украинцы также разрабатывают успешные проекты. С 2020 до 2022 года стоимость украинских стартапов выросла в 3,3 раза и достигла 23,3 млрд евро. В конце 2023 года в Украине насчитывалось 1500 активных стартапов.
Согласно исследованию Dealroom CEE Startups 2025, за последнее десятилетие общая стоимость стартапов в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ) выросла в 15 раз, что более чем вдвое превышает средний европейский показатель (семикратный рост). Сегодня частные стартапы ЦВЕ оценивают в 163 млрд евро, и Украина занимает третье место в регионе с результатом в 30 млрд евро. Вместе с тем есть и тревожная тенденция: стартапы, родившиеся в ЦВЕ, часто переезжают — 48% компаний перенесли свою штаб-квартиру из страны происхождения в другую. В этой неприятной статистике антирекорды бьет Украина, из которой переехало свыше 90% стартапов, что объясняется неблагоприятными условиями для их развития внутри страны.
В целом можно констатировать, что стартапы стали новым способом коммерциализации инноваций — более гибким и прогрессивным по сравнению с традиционным использованием интеллектуальной собственности. Поэтому можно предположить, что в будущем именно они станут основным механизмом внедрения результатов научных разработок на рынок и заменят интеллектуальную собственность.
Наука как приоритет
Подытоживая, можно констатировать: большинство проблем в сфере изобретательства в Украине можно преодолеть за несколько лет, если неуклонно выполнять украинские законы, которыми предусмотрено финансирование науки в размере от 1,7% ВВП, и сделать науку одним из приоритетов развития государства. Обеспечение финансирования науки на уровне, соразмерном, например, с уровнем Израиля, может вернуть нашей науке ведущие позиции.
Как точно заметил президент США Рональд Рейган: «Мы финансируем науку не потому, что мы богатые. Мы богатые, потому что финансируем науку».