Трамп может стать либо миротворцем, либо марионеткой, восстановившей имперский статус России — The Guardian
Трамп может стать либо миротворцем, либо марионеткой, восстановившей имперский статус России — The Guardian
Последние недели отметились волной активности, которую позиционировали как прогресс в мирном процессе между Россией и Украиной. Однако для украинцев ситуация остается неизменной: их города до сих пор бомбардируют, дома до сих пор горят, люди до сих пор гибнут. На этом фоне российский лидер Владимир Путин, казалось, вполне доволен привилегиями и вниманием, которое ему оказывает президент США.
Дональд Трамп, объявивший себя посредником в войне, почти исчерпал весь арсенал противоречивых заявлений. В один день он утверждает, что только он может завершить войну, в другой — что мирные переговоры следует оставить двум сторонам.
Иногда он хвастается, что Путин "уважает" его, а иногда критикует за то, что тот "полностью сошел с ума". В этом месяце Трамп колебался между привлечением американских войск и отказом от этого, а теперь, согласно сообщениям, рассматривает возможность привлечения частных военных компаний США, отмечает Ольга Чиж, доцент кафедры политических наук Университета Торонто.
Для тех, кто наблюдает за этим — будь то в Киеве, Москве, Вашингтоне или где-то еще — эффект является потрясающим. Политика импровизации не является стратегией. А в войне, где жизнь людей зависит от надежности обязательств США, непредсказуемость не является силой. Это отказ от ответственности.
Так что же делает Трамп, не учитывая его амбиции относительно Нобелевской премии мира? Или он наконец осознал, что Путин не заинтересован в договоре, который не соответствует его максималистским целям? Или это просто очередная глава в знакомой пьесе — погоня за заголовками, сначала имидж, потом стратегия — где расходы будут нести не в Вашингтоне, а на улицах Киева?
После длительного периода осознания Трамп, возможно, наконец осознает, что Путин его обыграл — они не те близкие друзья, какими он когда-то представлял их. Его многочисленные угрозы новых санкций и тарифов против России это подтверждают, но в то же время Трамп не раз демонстрировал готовность забыть старые обиды, если Путин пообещает, что на этот раз все будет иначе.
Тем временем Украина, кажется, нашла обходной путь для получения прямых американских военных поставок, хоть и с большими затратами. При финансировании Европы Киев может продолжать покупать американское оружие, пока Украина и ЕС наращивают собственное производство; это не идеально, но поддерживает статус-кво: Украина выживает, Трамп получает заслуги за доходы от вооружений США, а Европа держит Россию занятой в других местах.
Пока эта схема работает, война будет продолжаться: Россия будет продолжать наступать, но не сможет победить Украину. А при отсутствии настоящего лидерства со стороны США война будет продолжаться до тех пор, пока Путин сможет бросать в бой своих солдат.
"Пока Украина борется за выживание, Путин ведет совсем другую игру. Он оказался неожиданным победителем в этом хаосе, ведь не получил преимущество за столом переговоров из-за боевых успехов, поэтому полагается на проверенные десятилетиями инструменты — запутывания, манипуляции и истощения противников; хотя Путин еще не получил все из своего списка желаний, он отличается большим терпением", — считает Чиж.
В отличие от демократических лидеров, Путин не сталкивается ни с какими ограничениями — только с внутренним кругом военных и консервативных элит с империалистическим мировоззрением. Для них Украина — это не просто еще одна территория, которую можно обменять, чтобы поднять самолюбие Трампа. Это ключ к восстановлению утраченного величия России.
Путин хорошо понимает, что американская аудитория нуждается в простых и понятных сигналах; долгие переговоры и запутанные сообщения быстро их утомляют. Усталость становится союзником Путина. Скука, телефонные звонки, визиты, которые ни к чему не приводят, — это не провалы дипломатии. Это стратегия.
Когда война исчезнет из заголовков новостей, он надеется заключить сделку в тени: отмена санкций, замораживание помощи Украине. Для Путина каждый час путаницы — это инвестиция. Вопрос в том, есть ли у кого-то из участников переговоров выдержка, чтобы довести дело до конца.
"Самым большим проигравшим в этой ситуации, кроме Украины, является сам Трамп. Несмотря на свою публичную риторику, он рискует ограничить себя только номинацией на Нобелевскую премию мира, хотя у него есть шанс на гораздо большее — реализовав четкую политику завершения войны, он мог бы получить свой "момент Рейгана", став героем для западного мира", — добавляет доцент.
Трамп прав, что Джо Байден был слишком осторожным, чтобы претендовать на роль "решающего игрока" в войне. Трамп, наоборот, мог бы это сделать, ведь, хотя уважение Путина к нему лично сомнительно, российский лидер уважает военную мощь США, а варианты давления — от двухпартийного законопроекта о санкциях против России Грэма-Блюменталя до расширенной авиаподдержки и увеличения прямой военной помощи — вполне реальны.
"Как и любого автократа, Путина можно принудить к уступкам. Байден не решился на это, а Трамп, со своей непредсказуемостью, может заставить Путина отступить и завершить войну, получив славу неожиданного героя. Если же он позволит Москве диктовать условия, история запомнит его как президента, который помог России восстановить имперские амбиции, одновременно подкрепив упадок американского влияния", — подытожила Чиж.
Напомним, президент США Дональд Трамп в интервью Daily Caller сновасравнил Украину и Россию с дерущимися детьми.Американский президент добавил, что США, Украина и Россия могут сразу встретиться в трехстороннем формате — минуя встречу Путина с Зеленским, которые он сам же и инициировал.