Олег Попенко. Украина на пороге энергетического коллапса: переживем ли мы эту зиму?
На фоне заявлений украинских политиков и военных экспертов о возможных блэкаутах и усиленных атаках на энергетическую инфраструктуру, в Украине продолжается активная подготовка к очередному отопительному сезону. Правительство и местные власти сообщают о высоком уровне готовности, который уже превышает 70%, сосредоточиваясь на восстановлении и защите объектов. Министерство энергетики анонсировало самую масштабную ремонтную кампанию на поврежденных объектах, а также меры по децентрализации энергосистемы путем установки когенерационных установок, что позволит частично минимизировать последствия возможных ударов. Однако, несмотря на официальные данные, существует риск, что существующих мощностей и запасов может быть недостаточно для стабильного прохождения зимы.
Интернет-издание From-UA обратилось к председателю Союза потребителей коммунальных услуг Украины Олегу Попенко с просьбой прокомментировать ситуацию и оценить, насколько сегодня сохраняется угроза блэкаутов и что сделано для предотвращения полномасштабных отключений:
– Я анализирую ситуацию ежемесячно, сравниваю, где происходят взрывы, обстрелы, в каком состоянии инфраструктура, куда стреляют. Поэтому могу с глубокой уверенностью говорить, что россияне не просто изучают состояние нашей защиты, они уже давно знают, где что находится, и отработали стратегию, направленную на разрушение, в первую очередь, газовой инфраструктуры.
Еще в прошлом году были обстрелы в Запорожье, когда был разрушен огромный комплекс газотранспортной системы. Затем были обстрелы на западе Украины, в Ивано-Франковской области, 4-5 обстрелов по нашим газохранилищам. Также были обстрелы по нашей газотранспортной системе в Тернопольской области, если я не ошибаюсь. Также были обстрелы в Сумской области. В августе состоялся полноценный обстрел в Лубнах по газотранспортной системе, туда более 50 «шахидов» одновременно прилетели и ударили по станции. Россияне уже прорабатывают стратегию. Они знают, куда бить. Они понимают, что их задача – не дать нам возможность доставить газ конечному потребителю, и для этого они бьют по нашей газотранспортной системе.
Кстати, был случай, когда Минэнерго захотело рассказать, что мы закупаем газ в Азербайджане по Трансбалканскому коридору, и буквально за три дня в точку перехода в Одесской области прилетело несколько ракет, и этот пункт перехода был разрушен. Это для понимания, как россияне отслеживают все, что происходит в публичном пространстве, и сразу на это реагируют. Поэтому если говорить о газовой сфере, ситуация выглядит вот таким образом.
Если говорить об энергетике, россияне прекрасно знают, где у нас что находится. Я имею в виду, где какие подстанции. Они обстреливали и подстанции, и генерацию. Они знают каждую точку, каждую подстанцию, даже небольшую. Они знают их местоположение и обстреливали их 6-7 раз. Также они знают, где у нас находится тепловая генерация, где гидрогенерация. Они полностью все знают, начиная от отпускных трансформаторных подстанций, которые находятся на атомной станции, до передающих подстанций «Укрэнерго». Также они прекрасно знают, например, месторасположение подстанций облэнерго. Это небольшие подстанции. Это облэнерго, они могут достигать 2-3 кв. км, а подстанции на территории областного центра, Харькова или Запорожья, они достаточно небольшие. Но при этом уже были полноценные обстрелы одновременно всех подстанций в Харькове и Запорожье, когда 70% этих подстанций было разрушено.
Поэтому говорить, что россияне что-то изучают... Возможно, они смотрят, в каком состоянии та или иная подстанция, можно ли ее атаковать и т.д. Это может быть. А местоположение они и так знают, и у них стратегия разработана на месяцы вперед. Они меняют стратегию, потому что когда они поняли, что разрушить все подстанции «Укрэнерго», даже когда они вывели нас практически в полный блэкаут, но мы достаточно быстро восстановили поставки электроэнергии, все наши подстанции, они поняли, что это ошибочный путь и ударили в марте 2024-го по всей нашей тепловой и гидрогенерации для того, чтобы мы не могли покрыть пиковые нагрузки, которые крайне необходимы нам утром и вечером. То есть, они здесь тоже четко понимают, что они делают и куда нужно бить.
Теперь, если говорить о результатах, о подготовке к отопительному сезону. Ситуация выглядит очень и очень сложной. Нужно понять, когда мы слышим, что кто-то в комментариях пишет, что мы же выстояли 3,5 года, все было нормально, но нужно говорить: мы выстояли, потому что у нас была вся инфраструктура, ее никто не обстреливал, она работала, у нас был огромный запас прочности инфраструктуры: газовой, электрической, облэнерго, «Укрэнерго», генерации и т.д. Так вот сейчас этой прочности уже нет совсем, мы балансируем на грани во всех направлениях. Это и состояние энергетической сети. Как в прошлом году: взорвали генерацию в Херсоне — город полностью на 4 дня остался в блэкауте. Ударили по подстанции, которая ведет от Южноукраинской АЭС — и Николаев с Херсоном полностью упали в блэкаут на несколько дней. Это вам для понимания наших возможностей. То есть, если раньше мы могли за счет имеющейся генерации на территории Херсона и Николаева как-то покрывать свои потребности в случае, когда попадали в ту же подстанцию Южноукраинской АЭС, то сейчас у нас нет такой возможности.
В Сумской области ежедневные обстрелы генерации и сетей облэнерго, «Укрэнерго», и они балансируют вообще на грани. Буквально вчера ударили по Шостке, ударили по генерации — и город выпал в блэкаут. Подобная ситуация может произойти во всей Сумской области. Поэтому мы балансируем на такой грани. У нас огромные проблемы во всех прифронтовых областях. У нас огромные проблемы в Одесской области. Киев более-менее, но там есть проблемы, которые у нас были еще до войны, когда сети никто не ремонтировал ни в области, ни в самом Киеве, и эти проблемы существуют.
С газом у нас проблема. Нам не хватит газа. Уже сегодня понятно, что мы не успеем закачать полный объем газа, о котором даже пишет Минэнерго, 13,2 млрд. Дай бог, чтобы мы 12,5 накачали. Чтобы вы понимали, 13 млрд кубометров газа было на 1 ноября прошлого года, и нам его хватало вплоть до 1 февраля при очень теплой зиме. Поэтому нужно учитывать, что его не хватит. То есть комплексные проблемы, с которыми мы подходим к началу отопительного сезона, показывают, что мы так или иначе будем проходить этот отопительный сезон очень и очень сложно.
Добавим еще проблемы водоканалов. Например, Полтавский водоканал с 1 сентября уменьшил давление в системе в связи с тем, что не за что расплачиваться за электроэнергию, и они уменьшили давление подачи воды в домохозяйства. В Черновцах огромные проблемы с водоканалом, и во многих других городах также огромные задолженности перед поставщиком электроэнергии.
Здесь же мы должны говорить о зависимости теплокоммунэнерго от работы водоканалов, которые обеспечивают их водой. И если, например, в некоторых общинах, в Николаеве, государство выделяет средства, и в Николаеве повсюду устанавливаются квартальные котельные, то есть идет децентрализация подачи теплоносителя в многоквартирные дома, то в Сумах этого в принципе ничего не делается. И как там будет проходить отопительный сезон, наверное, одному богу известно. Или Кривой Рог. В прошлом году в Кривом Роге более половины города осталось вообще без тепла. Полностью с ноября по апрель тепла в половине города не было. Люди сидели без тепла, потому что «Нафтогаз» сорвал отопительный сезон, своевременно не проверил и не отремонтировал трубы и т.д. Так вот, в этом году на 1 сентября, по официальным данным, опубликованным заместителем министра Министерства развития общин и территорий, «Нафтогаз» продолжает срывать сроки проведения капитальных ремонтов в Кривом Роге. И есть все угрозы, что и в этом отопительном сезоне часть города будет сидеть без тепла.
Чтобы читатели поняли всю апокалиптичность ситуации в коммуналке, в энергетике. В Киеве за прошлый отопительный сезон было 81 или 82 коммунальные аварии. А это значит, что как минимум от одного многоквартирного дома до целых микрорайонов отключалось либо от подачи воды, либо от подачи тепла в связи с коммунальной аварией. 80 коммунальных аварий означает, что более 1 аварии в день было в столице. О чем мы можем говорить о других городах? Просто большинство людей не ощущают этих проблем, потому что они живут в воображаемом мире: «Вот у меня есть свет, есть тепло — у меня все хорошо». А то, что через дорогу там трубу прорвало, это не у меня. А когда я говорю, что в Кривом Роге полгорода сидело без тепла, то они говорят: «А мы даже и не знали». Да конечно, вы не знаете, где этот Кривой Рог, а где условные Черновцы или Луцк. Но говорят: «А у нас все хорошо».
Поэтому спасибо вам, что вы поднимаете этот вопрос, потому что люди должны понимать, что, например, в том же Луцке водоканалу 100 лет, и он также в очень плохом состоянии. И об этом нужно говорить.