/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F64%2Fbda3142adeb14e2710df99c0dc567e97.jpg)
Украинский бизнес на международном рынке: почему репутация решает больше, чем цена или продукт
Украинская экономика нуждается в наращивании экспорта. В условиях войны — это вопрос выживания. Но мир все чаще спрашивает не цену товара, а качество, которое определяет репутация компании-производителя, а порой и ее публичного представителя. С институтом репутации в стране не очень, — признаются эксперты компании SERM Partners и советуют обратить внимание на то, как многое можно потерять, если не управлять репутацией сознательно. Для глобального рынка доверие к компании и ее представителям порой даже более важно, чем финансовые показатели. Точнее, так: финансовые показатели достаточно активно отражают уровень доверия к компании. И если к репутации есть вопросы, то партнер найти очень трудно. А если к репутации могут быть вопросы, условия партнерства будут неоптимальными.Топ-менеджеры всего мира осознают, что репутационные риски очень важны, потому что их последствия трудно предсказать. Точно будет падение стоимости активов, падение спроса, но это только вершина айсберга. Вот почему крепкая репутация компании воспринимается как база, после которой можно уже о чем-то говорить.Правила управления репутацией писаны кровью — и это не преувеличение. В СЕРМ Partners в подтверждение тезиса приводят пример компании Boeing, которая через кризис репутационного управления. Авиагигант потерял 32% рыночной стоимости, в том числе из-за того, что неоперативно и неправильно реагировал на громкие критические заголовки в Google.А еще эксперты приводят пример с другой — очень важной для украинского бизнеса сферы — IT. Meta (Facebook), которая, казалось бы, должна была знать все о SERM, упустила репутационный скандал, связанный с вопросом конфиденциальности данных, из-за чего потеряла 24% рыночной стоимости. И опять же ущерб можно было бы значительно минимизировать, если бы работала система управления репутацией.За подобными примерами ходить далеко не нужно. На территории Украины они тоже есть. Взять хотя бы кризис доверия к ТМ "Яготинское" из-за жалоб потребителей на качество детского питания. Время от времени Rozetka сталкивается с репутационными скандалами по поводу сервиса. "Укрпочта" — флагман движения полного игнорирования института репутации И примеров много. Причем вопроса здесь не столько в том, были ли у компаний реальные промахи в обслуживании или качестве продукта, а в том, насколько оперативно и точно они реагировали, какие выводы в сфере управления репутацией сделали.Несмотря на военные вызовы, украинские компании активно смотрят за границу. По оценкам международных организаций, доля экспорта в ВВП Украины превышает 35%, а в 2024 году объем экспорта составил около $42 млрд. Наиболее динамично растет ИТ-сектор, принесший более $6,4 млрд валютных поступлений, и аграрная отрасль, обеспечивающая до 60% всего экспорта.Уже сотни украинских брендов имеют представительства в десятках стран мира — от фармацевтики (&Farmak") и агробизнеса ("МХП", "Нибулон") до креативных индустрий и технологий. И вместе с тем утверждение об отсутствии института репутации в Украине остается актуальным.