"90% моих клиентов - украинцы": фотограф из Украины - о жизни и настроениях в Париже, бюрократии и еде
Переехать в Париж и остаться там – мечта многих. Для Екатерины Бабаш это стало вынужденным решением, связанным с полномасштабным вторжением.
Мигрировать пришлось дважды. Катя – фотограф из Донецка. В 2014 году она переехала в Киев, а в марте 2022 года – в Париж. Каждый раз с аппаратурой. Сначала остановилась у друзей, а затем столкнулась с особенностями аренды жилья во французской столице. Сегодня она по-прежнему занимается фотографией, снимает туристов у Эйфелевой башни, учит французский и строит новую жизнь.
О трудностях переезда, французской бюрократии, о том, как подружиться с местными и сделать карьеру в новой стране - Екатерина рассказала Коротко про.
"Если не сравнивать Францию с тем, как у нас, все будет хорошо"
- Катя, почему выбрали именно Париж и именно Францию?
– В середине марта 2022 года я уехала туда, где меня ждали, где можно было остановиться – здесь были друзья, у которых я жила первое время. А потом так и осталась в Париже. В другие страны не пыталась ехать и даже не думала об этом.
В Киеве занималась фотографией, в Донецке у меня была собственная студия. Всю жизнь занимаюсь фото и сейчас работаю фотографом. Большинство моих клиентов – украинцы.
- Есть какие-то особенности съемок, которые, преимущественно, заказывают украинцы?
- 90% моих работ – это туристические съемки. Чаще всего украинцы приезжают в отпуск в Париж и заказывают фотосессию. Большинство съемок проходит в знаковых местах: Эйфелева башня, Лувр, Монмартр, сад Тюильри, Люксембургский сад – это самые известные локации.
Иногда ко мне за фотосессией обращаются экспаты, которые давно живут в других странах, но приезжают сюда и ищут украинского фотографа, чтобы удобнее было общаться и поддерживать своих.
Остальные 10% – местные клиенты. Иногда работаю с французскими агентствами, снимаю рекламу. Но это случается редко.
В основном, мои клиентки – девушки всех возрастов: и молодые, и старше. Для многих из них такие фотосессии – возможность почувствовать несколько дней покоя, отвлечься и сохранить красивые воспоминания о Париже.
Часто приезжают группы подруг из разных городов и стран, они встречаются в Париже. Для них это как исполнение мечты. Очень часто фотографирую такие компании. Особенно трогательны фотосессии перед расставанием, когда люди встретились в Париже, а затем вынуждены разъехаться.
Девушки встречаются в Париже и хотят эти радостные воспоминания оставить в фотографиях. Фото: instagram.com/katyababash
– Когда вы приехали в Париж, нужно было заявить о себе, чтобы появились первые клиенты. Как это было у вас, помог инстаграм?
- Да, в большинстве своем клиенты приходили через инстаграм. У меня он был еще в Украине, хоть и не суперпопулярный – несколько тысяч подписчиков, но я попросила знакомых делать репосты, рекомендовать меня – и все получилось.
Бывает, старые клиенты, которых я знаю по 5-10 лет, приезжают и заказывают съемку. Но в общем-то основная масса новых клиентов приходит через поиск в инстаграме или через рекламу там. Так продолжается до сих пор.
– Когда переехали во Францию, знали язык? Как учили, с помощью курсов?
- Я немного знала французский, у меня был уровень А2 - умела читать и кое-что понимала. Как минимум - надписи в ресторанах и барах. Но было сложно, когда делала документы, ходила к врачу, в банки, разбиралась со страховкой. Сейчас уже гораздо легче – за три года я дошла с А2 до С1.
И да, я сразу пошла на курсы. Сначала было много бесплатных занятий от Красного Креста и университетов, после полномасштабного вторжения приглашавших украинцев. Первые полгода училась бесплатно.
Затем записалась на курсы для иностранцев от мэрии Парижа. Они стоят недорого, это интернациональные группы на курсах. Кроме украинцев, там есть люди из Америки, Европы, Азии - все учат французский вместе. Я до сих пор туда хожу, но уже на более высокий уровень.
Откуда Париж ни фотографируй – будет романтично. Фото: instagram.com/katyababash
- С какими трудностями столкнулись в новой стране? Не приходилось ли временами "выживать"?
– Мне здесь все нравится. Не могу сказать, что все легко, но и слово "выживаю" не обо мне. Самым трудным был первый год, из-за стресса. Во-первых, было неясно, что будет в Украине: постоянные страшные новости, тревога. Во-вторых, куча документов, банки, страховки, медицина и все остальное, плюс язык малознаком.
Также первое время сложно, ведь мы постоянно сравниваем с тем, как у нас. А здесь все по-другому. В какой-то момент я поняла: это не дом, здесь все по-другому. Надо с этим смириться – и стало легче.
Французы – очень бюрократические. Чтобы открыть счет в банке, собирают папку с кучей бумаг. Мы бы сделали это за несколько кликов в приложении, а здесь все медленно и сложно. Сначала думаешь: как неудобно! Но потом понимаешь, что это о безопасности. Бюрократии много, но меньше мошенничества и фальшивых счетов.
Когда приходит понимание, что это происходит не потому, что французы "отсталые", а потому что у них такая система - жить становится легче. Думаешь: "Окей, буду делать, как принято у французов".
Многие клиенты хотят иметь фотографию с Эйфелевой башней. Фото: instagram.com/katyababash
– А как в Париже с жильем? Наверное, очень непросто…
– Это отдельная история. Париж дорогой, места мало. Снять здесь квартиру – целый квест. Но это проблема не только украинцев, но и всех: и французов, и парижан.
Через три месяца проживания у друзей мне удалось найти жилье в Париже по субаренде. Квартир в столице Франции остро не хватает, поэтому это распространенный способ: договариваешься с человеком, который сам арендует жилье, и снимаешь комнату.
А вот получить квартиру напрямую от собственника очень непросто. И цена «кусается», и нужно подтверждать доход… Он должен быть стабильным и высоким. А еще нужно соответствовать ряду других требований, в частности, иметь официальный контракт с французской или международной компанией.
Лично я ищу варианты субаренды в социальных сетях. В провинции было бы попроще с жильем, но я люблю Париж и хочу оставаться здесь.
– Что вам нравится во Франции, а что - нет, если сравнивать с Украиной? Вы уже упомянули бюрократию. А что еще?
- Мне нравится то, что здесь все-таки больше социальной защиты. Ты как работник лучше защищен, и как человек. Например, если не дай бог случится тяжелая болезнь, операция – у тебя есть страховка, тебя здесь лечат.
Даже если нет документов, медики все равно окажут помощь. Не так, как в Штатах, где без страховки потом могут поступить счета на десятки тысяч долларов. Конечно, если страховки нет, придется платить, но суммы будут адекватны.
Есть разные виды страховок: в зависимости от дохода они покрывают разный процент расходов у врача. Если работаешь по найму – у тебя есть защита, оплачиваемый отпуск, пособие по безработице. Все это не только на бумаге, оно реально работает, и мне это нравится.
Нравится и то, что французы могут отстаивать свои права. Например, к началу сентября запланированы забастовки, потому что правительство хочет сократить два выходных ради экономии бюджета. Люди против и будут протестовать, требуют оставить два выходных.
В этом отношении Франция мне симпатична – общество очень политизировано. Французы вообще любят обсуждать политику, знают все законы, решения. Если что-то не так – выходят на манифестации и забастовки.
Монмартр – для артистических натур. Фото: instagram.com/katyababash
"То, что все французы стройные и стильные - миф"
– А что скажете о местной кухне?
- Еда здесь действительно очень вкусная, продукты хорошие... Хотя, конечно, скучаю по нашим фруктам и овощам. Здесь они тоже есть, но не в таких количествах и не по нашим ценам. Чтобы наесться тремя килограммами черешни, как дома, такого здесь не было: слишком дорого. Наши доступные летние фрукты здесь стоят в разы дороже. Хотя говорят, что в селах можно найти и дешевле, но в Париже мало фермерских рынков, а если есть - цены выше, чем в супермаркете.
Также французские булочные – моя страсть. Не каждая пекарня безупречна, но таких круассанов и "пан-о-шоколя", как здесь, я больше нигде не встречала. Даже после ужина в ресторане с мишленовской звездой мой фаворит – простой багет с маслом.
Высокая гастрономия во Франции - вообще подлинное искусство. Это дорого, но в некоторых мишленовских заведениях можно пообедать за 50 евро. А еще удивительно, но рядом с изысканной кухней здесь обожают фастфуд, "Макдональдс".
Фаворит во французской кухне для Кати – багет с маслом. Фото: instagram.com/ebabash
– А как французы выглядят? Правда, что они так же стильные, как из обложек журналов?
– Это, скорее, клише. Да - и больше о Париже и об определенных социальных кругах. Например, вечером на ужине – да, все нарядные. Но чаще это туристы, а не местные.
А вообще французы разные. В регионах можно встретить и полных, и низких, и совсем не элегантных. Рабочий класс одевается очень просто, кто как может. Национальные меньшинства носят свою традиционную одежду. Даже в Париже по районам стиль людей сильно разнится.
То, что французы все стильные и худые – миф. В общем, в плане веса здесь люди в норме. Но, как и всюду, бывает по-разному. В Париже – своя картинка, а если поехать в регионы, то там люди попроще. В этом смысле ситуация, как в Украине: в Киеве одна публика, в маленьких городах – другая.
– А появились у вас друзья среди французов? Какие они в общении? Правда ли, что они легкомысленные?
– Французы открыты и дружелюбны, но завести с ними дружбу непросто. Лучший способ познакомиться поближе – искать общие интересы. И, конечно, без французского в этом вопросе не обойтись.
Относительно легкомыслия – у меня сложилось совсем другое впечатление. Может, потому, что из-за войны и повестки дня я не могу построить близкие отношения с теми, кто совсем не интересуется ситуацией в Украине. Мы все очень вовлечены, каждый день следим за новостями. Если человек вообще не в курсе того, что происходит у нас, – трудно будет сблизиться.
У меня появились друзья-француз и экспаты, которые давно здесь. И они как раз не легкомысленные. Напротив, из-за них у меня впечатление, что французы очень политизированы и вовлечены в жизнь общества, страны. Они знают, кто какое решение принял, как это скажется лично на них, какие у них права. Все знают об отпуске, о рабочих часах в неделю.
Мне кажется, у нас в Украине больше каждый сам себя, выживает как может. Здесь сильнее чувство общества. Есть понимание, если все развалится, всем будет хуже. Поэтому я бы не сказала, что они легкомысленные.
Подловить влюбленных на парижских улочках обязательно. Фото: instagram.com/katyababash
- А изменилось отношение французов к украинцам сейчас и в начале войны? В некоторых других странах Европы видим, что стало немного хуже.
– Не заметила, чтобы отношение к нам ухудшилось. Ко мне всегда хорошо относились – и в учреждениях, и в жизни. У меня и круг общения среди местных друзей и знакомых сложился проукраинский.
Конечно, здесь есть ультраправые партии: Земмур, Ле Пен (Эрик Земмур, лидер партии "Реконкиста", Марн Ле Пен, лидер "Национального объединения". – Ред.) и другие. Уже было подтверждено, что они получали финансирование от России и поддерживали Путина. Сейчас они этого прямо не говорят, но занимают антимиграционную позицию, как и все ультраправые. К счастью, их меньшинство. В Париже они совсем не популярны, даже минимальные квоты не набирают. Их больше поддерживают в регионах, но в целом тенденция такова: Франция поддерживает Украину и считает, что нужно продолжать борьбу для украинской победы.
В Париже один раз мне кто-то сказал, что не понимает, зачем это все. Таким людям я объясняю, зачем, в чем разница между Украиной и Россией, кто где стоит. Думаю, даже если они не изменят свое мнение, будут осторожнее высказываться на тему войны с другими украинцами.
И помощь во Франции не окончилась. Продлили временную защиту до 2027 года. Выдают новые статусы тем, кто только сейчас приезжает с оккупированных территорий. То есть временную защиту во Франции можно получить до сих пор.
– А вы сами в общении с французами часто вспоминаете войну? Как местные реагируют? Поддерживают?
- Да, конечно. Не могу сказать, что я при знакомстве сразу читаю лекцию об Украине, но часто, когда люди узнают, что я оттуда, сами задают мне вопросы. Раньше расспрашивали чаще. Где-то год назад могли даже сказать: "А что, война уже закончилась?". И мне приходилось объяснять, что нет, продолжаются обстрелы, дроновые атаки, блэкауты.
Сейчас спрашивают меньше, потому что снова много новостей об Украине на телевидении. Но если есть возможность, я всегда напоминаю. Ибо если человек не очень в теме, а новость сходит с первых столбцов, то и память стирается. Сегодня, включив французские каналы, можно увидеть сюжеты об Украине. И нельзя сказать, что французское общество устало от нашей темы. До сих пор проводятся манифестации, организованные украинской ассоциацией, но приходят туда и французы. В Париже еженедельно проходят акции в поддержку Украины, а дважды в год - 24 февраля и 24 сентября - большие манифестации.
Поэтому, к счастью, об Украине здесь не забывают.
Необычный вид на Сакре Кер. Фото: instagram.com/katyababash