Исследователи нашли уникальную фреску с ритуалом поклонения огню
Исследователи нашли уникальную фреску с ритуалом поклонения огню
Во время археологических исследований в Королевском дворце Санджар-Шар, что на востоке от современного Панджикента в Таджикистане, в 2022-2023 годах нашли уникальную настенную роспись. Она изображает процессию жрецов, которые направляются к стационарному алтарю огня, сообщает Phys.
Анализ сцены осуществили доктор Майкл Шенкар совместно с Шарофом Курбановым и Абдурахмоном Пулотовым. Результаты исследования опубликованы в журнале Antiquity.
Санджар-Шарский дворец, из которого происходит эта находка, построен согдийцами примерно в V веке нашей эры, в 12 км к востоку от Панджикента. Впоследствии, при правлении наместника Омейядов Насра б. Сайяра, поселение превратилось в городской центр. Археологи считают, что монументальный комплекс в западной части города был резиденцией последнего правителя Панджикента.
Согдийцы — древний народ, который жил на территории современных Таджикистана и Узбекистана, известный своей ключевой ролью в торговле на Шелковом пути и монументальными настенными росписями. Их города-государства отличались разветвленными торговыми сетями и высоким уровнем самоуправления.
Как и в других дворцах этого региона, планировка сооружения в Санджар-Шари включала асимметрично расположенные приемные залы вокруг Т-образного коридора. Внутри обнаружили многочисленные находки, подтверждающие элитный статус жителей, в частности китайские зеркала и позолоченные ременные пряжки.
Известно также, что здание было разрушено в третьей четверти VIII века во время пожара. Позже его помещения разделили на мелкие хозяйственные комнаты, и поселение продолжало существовать до раннего периода Саманидов (819-900 гг. н. э.).
Среди фрагментов фресок, обнаруженных во дворце, были сцена охоты, остатки возможной батальной композиции со всадниками и демоническими фигурами, а также изображение голубого цветка лотоса. Однако самой ценной находкой стали 30 обломков росписи с процессией четырех жрецов и ребенка, которые движутся к огненному жертвеннику.
Ранее подобные сцены известны только из погребальных контекстов, в основном на осуариях, местах для хранения костей умершего, и обычно включали не более двух жрецов. На найденной фреске первый священник стоит на коленях перед алтарем и подносит меньший жертвенник большему — жест, который часто встречается в согдийском искусстве как символ подношения благовоний. Третий жрец изображен в падами — специальном мундштуке, который и сейчас используют зороастрийские священнослужители, чтобы предотвратить попадание дыхания в священный огонь.
Вторая фигура, вероятно, также могла иметь падам, но отличается другим элементом — лентой на затылке. По словам доктора Шенкара, этот мотив традиционно связан с божественными или царскими изображениями, и его присутствие в религиозном контексте остается непонятным.
Во время раскопок в древнем городе Триполис на западе Турции археологи обнаружили уникальную римскую виллу IV века н.э., которая свидетельствует о высоком статусе ее владельцев. Кроме больших размеров — более 1500 кв. м, вилла содержала редкий для внутренних регионов пруд для разведения рыбы, что было символом роскоши, также хорошо сохранившиеся фрески.