/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F2%2F39db593c254849adc3246d241a5973ee.jpg)
Теракты на железной дороге: почему враг действует, как в начале войны
Всегда под рукой - план Б.
Массированными ударами дронами по инфраструктуре "Укрзализниці", по словам вице-премьер-министра по восстановлению Украины Алексея Кулебы, враг пытается вывести из строя подстанции, питающие железнодорожную сеть.
Это делается для того, чтобы усложнить перевозку пассажиров и грузов, сорвать стабильную работу транспорта и создать дополнительное давление на людей и экономику.
Атаки врага на железную дорогу активизировались в июле.
"Шахеды массированно атакуют наши ключевые станции.
Примерами являются атаки на станцию Лозовую, станцию Синельниково, станцию Казатин.
То есть практически по всей стране они бьют по узловым станциям",- подчеркнул председатель правления АО "Укрзалізниця" Александр Перцовский в комментарии Укринформу.
Он отметил, что речь идет о комплексных атаках, когда под удар попадают и энергетические подстанции, и локомотивные депо, и пассажирские вокзалы.
Враг бьет так, чтобы весь узел был разрушен.
Однако, отметил Перцовский, даже когда ключевые узловые станции под атакой, рейсы поездов не отменяют, а находят возможность изменить расписание.
В целом, с начала полномасштабного вторжения россиян в Украину, после закрытия неба для самолетов, железная дорога стала одним из немногих стабильных способов для людей уехать за границу.
В Украину постоянно приезжают высокопоставленные иностранные гости, ежедневно поездами от линии фронта эвакуируют тысячи людей.
Поэтому у железной дороги всегда есть несколько запасных сценариев, всегда есть план В.
Например, после обстрела 17 сентября железнодорожники применили один из альтернативных протоколов, когда с разных станций задействовали 20 резервных тепловозов и помогли поездам проехать обесточенные области.
На тех рейсах, которые дольше всего вынуждены находиться в дороге, людям бесплатно выдают еду и воду.
"Если где-то происходит на одном ключевом железнодорожном узле, поезда пускают через другой.
Наша железная дорога очень крепкая, гибкая, готова и не к такому.
Это же все строилось во времена, когда ждали ядерную войну с "западным блоком".
Всегда есть много перестраховок",- рассказал в комментарии ВВС Украина руководитель направления пассажирских коммуникаций АО "Укрзалізниця" Александр Шевченко.
И добавил, что за сутки можно возобновить движение практически везде.
Кровеносная система ВСУ.
В условиях войны эксперты сравнивают украинскую железную дорогу с кровеносной системой экономики страны.
Несмотря на обстрелы, по железной дороге продолжают возить такие важные грузы, как горючее, зерно, металлы, оружие, гуманитарную помощь.
Военный эксперт Олег Жданов в интервью Фокусу отмечает, что систематические удары России по железнодорожной инфраструктуре Украины напоминают тактику 2022-2023 годов.
Эти атаки имеют стратегическое значение, направленные на разрушение логистики, которая является ключевой для военной и экономической устойчивости Украины.
В частности, по его мнению, в 2022-2023 годах подобные атаки ракетами и дронами типа "Шахед" приводили к значительным задержкам поездов, нарушая пассажирские и грузовые перевозки.
В 2025 году Россия снова активизировала эту стратегию, понимая, что логистика -основа украинской обороны.
Ведь танки или бронированные машины невозможно доставлять автотраламина большие расстояния, поэтому железнодорожная сеть является главной артерией для ВСУ.
Жданов отмечает, что Россия сменила приоритеты: если раньше основной мишенью была энергетическая инфраструктура, то теперь акцент сместился на транспортную логистику.
Это связано с тем, что Украина в значительной степени зависит от поддержки западных партнеров - поставок оружия, которые часто идут по железной дороге.
Нарушение этих путей может привести к задержкам на фронте, ослаблению позиций ВСУ и давлению на гражданское население.
Атаки на железнодорожные узлы, такие как в Черкасской или Кировоградской областях 17 сентября 2025года, повлекли задержки десятков поездов и обесточивание путей, что подтверждает серьезность угрозы.
"Россия также осознала эффективность атак на логистику, ведь сама подверглась подобным ударам.
Украинские операции против российской логистики, как, например, партизанские действия или удары по составам в РФ задержали введение российской техники для летне-осеннего наступления 2025 года.
Лето закончилось, а враг до сих пор не смог реализовать запланированное наступление из-за нехватки ресурсов на фронте.
Это подтолкнуло РФ к аналогичной тактике против Украины -разрушение логистических цепей для ослабления обороны", - говорит эксперт.
Для противодействия атакам Жданов предлагает два ключевых подхода.
Первый- физическая защита инфраструктуры, включающая укрепление тяговых подстанций, строительство защитных сооружений или перенос критических объектов под землю.
Однако такой подход требует очень много времени и ресурсов.
Второй и, по мнению эксперта, самый эффективный способ -"закрытие неба".
Это предполагает усиление противовоздушной обороны и авиации для перехвата российских ракет и дронов.
Современные системы ПВО, такие как Patriot, NASAMS или Gepard, могут эффективно уничтожать "Шахеды" и баллистические ракеты, но их количество у нас ограничено.
Поэтому все зависит от помощи западных партнеров: без дополнительных поставок ПВО Украина не сможет полностью защитить критическую инфраструктуру.
Теракты против логистического вреда.
Если удары, которые наносит Украина железные дороги РФ, просто наносят логистический ущерб оккупантам, то их атаки на нашу железную дорогу - теракты против гражданского населения.
"Это террористические акты.
Особенно во время осуществления эвакуации.
Россияне понимают, что будет скопление людей, находящихся на вокзале.
Пусть они там в поезд попали, который еще был без людей, но они бьют, и это чистый террор для того, чтобы людей из территорий, которые находятся в опасности быть оккупированными,заставить не уезжать", - отметил военный аналитик Андрей Крамаров в эфире Киев24.
Он объяснил, что Украина еще в советское время была ключевым логистическим хабом всего Советского Союза, и у нас достаточно разветвленная сеть железной дороги.
Если посмотреть на карту железной дороги России, то видно, что у них таких путей гораздо меньше, чем у нас.
"У них есть ключевые ветки, которые если выводятся из строя, то найти альтернативный путь, даже с большей дистанцией, просто невозможно.
В Украине такая возможность есть.
Плюс специалисты нашей железной дороги работают очень хорошо и за сутки могут восстановить все быстро.
У россиян с этим есть реально проблема.
Если выводится из строя какой-то ключевой железнодорожный узел, они его восстанавливают почти до месяца, и для них это логистическое плечо, которое в этот момент вырастает - почти в 2-3 раза дистанция и соответственно время, за которое должны доставляться грузы", - сказал Крамаров.
Таким образом, по его словам, Украина наносит именно логистические удары, выводя из строя не просто пути в РФ, а поражая ключевые железнодорожные узлы - места, где сходится много путей и дальше перераспределяются маршруты.
Особенно эффективно это, говорит он, если в момент атаки на узле накопился железнодорожный состав, везущий боеприпасы или технику.
Галина Гирак.