В Раде зарегистрировали новый законопроект о контроле над местным самоуправлением. Но два момента снова вне компромисса
В Раде зарегистрировали новый законопроект о контроле над местным самоуправлением. Но два момента снова вне компромисса
В Верховной Раде Украины зарегистрировали новый законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения законности и прозрачности в деятельности органов местного самоуправления под №14048. Как заявил на своей странице в Facebook член Комитета по вопросам организации государственной власти и местного самоуправления, председатель подкомитета по вопросам административно-территориального устройства Виталий Безгин, этот законопроект является на 99% компромиссным решением со всеми всеукраинскими ассоциациями местного самоуправления и будет еще одной попыткой выполнить евроинтеграционное обязательство Украины послепровала предыдущего законопроекта.
Безгин отметил, что в законопроекте предусмотрена "самая либеральная форма надзора" с четкими рамками, где решение принимает только суд "за исключением, когда решение останавливает самостоятельно МГА, угроза нарушения территориальной целостности Украины".
Осуществление надзора предусмотрено:
- за областным уровнем самоуправления - центральный орган исполнительной власти, определенный Кабинетом министров;
- за районным уровнем самоуправления и первый год за базовым уровнем самоуправления - областная госадминистрация;
- по базовому уровню самоуправления через год после запуска надзорных процедур - районная госадминистрация.
"Сейчас в этом вопросе взята формула с #13150, но это тот случай, когда дискуссия продолжается", - отметил депутат.
Согласно законопроекту, главы местных государственных администраций координируют и обеспечивают законность в деятельности территориальных органов министерств и других центральных органов исполнительной власти, способствуют им в выполнении возложенных на эти органы задач.
Что же касается кадровой базы для РГА, то сначала 1/3, а затем 2/3 претендентов на должности председателей РГА должны пройти подготовку в кадровом резерве. Правда процедура назначения пока остается действующей.
В комментарии дляZN.UA Виталий Безгин еще раз подчеркнул, что законопроект №14048 - это компромисс с местным самоуправлением.
"Мы имели плодотворную коммуникацию и вместе искали точки соприкосновения. Это то, что получилось. Идеально — вряд ли. Может быть засчитано, как выполнение индикатора Европейской Комиссией? Официально вряд ли узнаем раньше следующей недели, но я считаю, что шанс на зачисление высокий. Потому что здесь есть и надзор, и координация, даже ростки кадрового резерва есть, как того хочет немалое количество парламентариев, хотя европейские партнеры это оставляют на наше усмотрение", — сказал он.
Депутат добавил, что упрощенно новый законопроект - это кусочки из базового законопроекта №4298 и законопроекта №13150, но с усовершенствованными формулировками, которые минимизируют риски и больше способствуют доверию между центральной и местной властью.
"Есть только два вопроса, в которых мы не достигли компромисса с партнерами во время консультаций: кто осуществляет надзор за громадами ОГА или РГА? Поэтому была взята модель с №13150, где РГА через год перебирают на себя полномочия по надзору. Но мы договорились здесь опираться на позицию Еврокомиссии и именно ее зафиксировать перед окончательным рассмотрением. Моя коммуникация подсказывает, что Брюссель не изменит позиции и будет советовать сосредоточить надзор на уровне ОГА. Второй вопрос где мы договорились продолжить поиск компромисса — это надзор за актами индивидуального действия. Но мы найдем решение", — отметил Безгин.
Напомним, в начале сентября парламент завалил голосование за очередной компромиссный законопроект №13150 о местных государственных администрациях, который является обязанностью по программе Ukraine Facility. Как отмечало ZN.UA, ни парламент, ни правительство с центром в ОПУ, ни профильные ассоциации местного самоуправления не смогли договориться, как продолжить и закрепить реформу децентрализации, руководствуясь не собственными интересами, а интересами государства.
Несмотря на то, что реформа децентрализации была самой успешной в Украине, она оказалась на паузе. И если деньги и полномочия громады получили, пусть даже война и центральная власть внесли свои коррективы, однако с надзором так и не сложилось. О необходимости этой реформы и ее проблемах редактору отдела внутренней политики Инне Ведерниковой объяснял эксперт, соавтор первой версии законопроекта №4298, глава Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко.
К сожалению базовый законопроект неоднократно переписывался не в сторону интересов местного самоуправления, а впоследствии под давлением Ассоциации городов Украины вообще был отвергнут комитетом, хотя эксперты поддерживали продолжение работы именно над этим документом, который ждал второго чтения. Впоследствии в парламенте зарегистрировали еще один законопроект о надзоре за местным самоуправлением №13150, который стал уже четвертой альтернативой законопроекта №4298. Анализ этого варианта изменений читайте в материале "Надзор за ОМС. Системная реформа или формальность под деньги ЕС?".