Финансирование бюджетных дефицитов в 2025 и 2026 годах — с дождя да под водосток
Финансирование бюджетных дефицитов в 2025 и 2026 годах — с дождя да под водосток
С начала войны сумма государственных расходов кардинально увеличилась, приводя к существенному расширению бюджетного дефицита и потребностей в его финансировании. За последний год до сентября 2025 года дефицит государственного бюджета Украины без учета зарубежных грантов составил 22,9% ВВП. Он был на 1 процентный пункт ВВП меньше дефицита 2024 года и на 3,7 п.п. меньше дефицита 2023-го (см. табл. 1). Однако плановый дефицит бюджета в 2025 году установлен на уровне 24,3% ВВП, что определит незначительное увеличение дефицита до конца года.
В 2026 году, согласно материалам к проекту бюджета, дефицит должен уменьшиться до 18,8% ВВП. Таким образом, после некоторого роста бюджетного дефицита в текущем году есть надежды на его уменьшение в следующем. Хотя, по стандартам мирных экономик, государственные финансы Украины остаются глубоко дефицитными.
Табл. 1. Дефицит государственного бюджета Украины в 2023–2026 годах, % к ВВП
Среди позитивов последнего времени — повышение степени самообеспеченности государственных финансов как результата превышения темпов роста доходов над темпами увеличения расходов. Отношение доходов бюджета без учета грантов к расходам бюджета и погашению долга достигло 59,2% за восемь месяцев 2025 года, тогда как за 2024-й такое отношение составляло 47,4%.
Но даже при наращивании собственных доходов бюджета у правительства сохранялись значительные потребности в привлечении займов. Основной причиной этого является рост расходов на оборону под влиянием сохранения высокой интенсивности боевых действий и сокращения военной помощи США. В 2025 году Украина получала только остатки от американского пакета помощи на 60 млрд долл. США, утвержденного при президенте Байдене. На 2026 год в бюджете Пентагона на помощь Украине, вероятно, будет предусмотрено всего 0,4 млрд долл.
Именно поэтому расходы бюджета по функции обороны в 2025 году заметно растут, достигнув 1,53 трлн грн за январь—июль (за аналогичный период 2024 года — 1,14 трлн грн). В составе указанных расходов на программу развития, закупки, модернизации и ремонта вооружения, военной техники и средств выделено 651 млрд грн, тогда как за семь месяцев 2024-го — 466 млрд. В проекте закона «О Государственном бюджете Украины на 2026 год» общий ресурс на национальную безопасность и оборону предусмотрен в сумме 2 805,8 млрд грн, или 27,2% ВВП.
По данным главы парламентского комитета по вопросам бюджета Роксоланы Пидласой, в 2025 году военные расходы в целом (с учетом помощи международных партнеров) составят 106 млрд долл. А в 2026 году есть намерение довести их величину до 120 млрд долл., профинансировав около половины из них за счет государственного бюджета Украины. Хорошо, если эти планы удастся реализовать, но даже в таком случае наш военный бюджет будет заметно отставать от военного бюджета агрессора — более 200 млрд долл. (оценки автора приведены здесь).
Дефицит государственного бюджета в абсолютном выражении в 2026 году будет почти равен плановому показателю 2025-го (см. табл. 2). На стабильном уровне будут находиться и валовые заимствования в бюджет. Законом о внесении изменений в бюджет-2025 от 31 июля план внутренних заимствований увеличен на 185 млрд грн. Таким образом, общий план государственных займов на 2025 год доведен до 2,51 трлн грн, из которых 0,76 трлн — внутренние займы. В 2026 году, согласно проекту бюджета, общая сумма государственных займов составит 2,54 трлн грн, из которых 0,42 трлн — внутренние займы.
Табл. 2. Дефицит государственного бюджета и источники его финансирования в 2023–2026 годах, млрд грн
Фактические государственные заимствования в общий фонд бюджета в январе—августе 2025 года составили 1,24 трлн грн. От внутренних займов поступило 345,5 млрд грн. Из внешних источников привлечено 21,4 млрд долл., из которых 13,3 млрд долл. — средства «большой семерки» согласно плану ERA. Среди внешних доноров наибольшие ресурсы предоставили Евросоюз (6,14 млрд евро — Ukraine Facility и 9,0 млрд евро — ERA Loan), США (5,7 млрд долл. — ERA), Канада (3,4 млрд долл. — ERA), МВФ (0,9 млрд долл. — EFF), Япония (0,2 млрд долл. — ERA).
Поскольку преобладающую часть финансовой помощи правительство получает в кредитной форме, то масштабное внешнее финансирование сопровождается стремительным наращиванием государственного долга. По состоянию на 31 июля 2025 года государственный и гарантированный государством долг достиг 7,77 трлн грн. Долларовый эквивалент долга относительно февраля 2022 года увеличился почти вдвое: с 95,4 млрд до 186,1 млрд долл. Сейчас на внешний долг приходится 75% в общей сумме долга, а на внутренний — 25%.
В 2025-м законом о бюджете за год предполагается направить 1,1 трлн грн на погашение и обслуживание долга. В 2026 году эта сумма должна вырасти до 1,17 трлн грн. В 2025 году процент собственных доходов сводного бюджета, использованный на долговые выплаты, составил 30,4%. Однако эти показатели характерны для периода паузы по погашению и обслуживанию части внешних обязательств, на которую кредиторы согласились в 2022-м.
Очевидно, что после окончания этой паузы, с 2027 года, платежи в счет обслуживания государственного долга Украины радикально увеличатся. И такие изменения неизбежно вызовут перераспределение бюджета, нанося ущерб финансированию оборонных, социальных расходов и программы послевоенного восстановления в целом.
Относительная величина государственного долга за время войны увеличилась с 48,9% ВВП в конце 2021 года до 91,2% ВВП в конце 2024-го. В текущем году в начале августа отношение долга к ВВП составляло 92%. Проект бюджета на 2026 год содержит информацию об ожидаемом размере государственного долга на конец следующего года — 10,93 трлн грн, или 106% ВВП.
Но необходимо учитывать, что официальная статистика государственного долга Украины оперирует неполным набором сформированных долговых обязательств правительства, поэтому фактические объемы государственного долга, вероятно, больше, чем упомянутые 7,77 трлн грн, или 92% ВВП.
Во-первых, в составе государственного долга отсутствуют 3,9 млрд долл. займа 2024 года от США. Тогда согласно Ukraine Security Supplemental Appropriations Act (USSAA) 7,85 млрд долл. бюджетной поддержки Украине было предоставлено в форме займа, половина которого впоследствии была списана президентом Джо Байденом в ноябре 2024 года. Другая половина должна либо быть списана в январе 2026-го, либо погашаться правительством Украины в течение 40 лет. Заявления и действия администрации Дональда Трампа не внушают оптимизма по поводу возможности списания остатка этого займа.
Во-вторых, ERA (Extraordinary Revenue Acceleration) Loan официально носит характер займа, но при получении средств новые обязательства обычно не отображаются в составе государственного долга Украины. Исключением являются 9 млрд евро поступлений от ЕС в форме исключительной макрофинансовой помощи, которые уже отнесены в состав долговых обязательств правительства.
Сейчас у каждого участника плана ERA (Канады, Японии, ЕС, Великобритании, США) есть свой механизм финансирования Украины с общей суммой доступных средств — 49,2 млрд долл. Основанный институтами ЕС Ukraine Loan Cooperation Mechanism (ULCM) в течение многих лет будет предоставлять Украине безвозвратную финансовую помощь на погашение займов ERA за счет доходов, полученных депозитариями ЕС от обездвиженных российских активов. Детализированный механизм определен Регламентом Европейского парламента и Совета ЕС от 24 октября 2024 года, международными договорами Украины и соглашениями с ЕС.
При этом существует опасность, что в случае недостаточности доходов депозитариев от упомянутых активов или передачи их агрессору (что уже обсуждалось как один из вариантов мирного урегулирования в начале 2025 года) займы ERA будут погашаться за счет украинского бюджета. К такому же последствию приведет и получение Украиной компенсаций за нанесенный ущерб от России. Один из документов проекта бюджета-2026 утверждает: «Условия соглашений... предусматривают ограниченное право кредиторов требовать от государства возврата кредитов... за счет средств государственного бюджета Украины в случае проведения возмещения (компенсации) в бюджет ущерба, нанесенного в результате вооруженной агрессии России против Украины».
В августе 2025 года сумма обязательств правительства по займам ERA уже достигла 25,6 млрд долл. Существенная часть этой суммы отнесена к условным обязательствам правительства, которые не считаются долговыми. По оценкам МВФ, поступления от ERA Loan составят 35,9 млрд долл. в 2025 году, 11 млрд долл. в 2026-м и 1,3 млрд долл. в 2027 году. Небольшая часть этих средств, при согласовании с донорами, может быть использована на приобретение оружия и техники для ВСУ.
МВФ при проведении анализа долговой устойчивости Украины оперирует показателем государственного и гарантированного государством долга с включением привлечений от ERA Loan. Именно поэтому прогнозные показатели государственного долга в таблицах МВФ превышают украинские. В частности, МВФ прогнозирует, что размер государственного долга Украины в конце 2025 года достигнет 108,6% ВВП согласно базовому сценарию и 122,5% ВВП согласно нисходящему. На конец 2026 года уровень долга составит 110,4% ВВП по базовому и 131,7% ВВП по нисходящему сценарию.
В 2025 году финансовые обязательства доноров полностью закрывают бюджетные потребности Украины в части невоенных расходов. План финансирования бюджета на 2025 год предусматривает привлечение в общий и специальный фонды 52,9 млрд долл. в виде иностранных займов и грантов с частичным переносом накопленных ресурсов на 2026 год. В частности, финансирование ЕС из Ukraine Facility должно составить 12,5 млрд евро, или 13,6 млрд долл., поступления от ERA Loan — 34,2 млрд долл., в том числе 10,6 млрд долл. — от США. От МВФ и МБРР суммарно должно поступить 3,1 млрд долл.
В следующем году ситуация с внешним финансированием бюджета станет более напряженной. Потребности в привлечении внешних займов и грантов для покрытия бюджетных потребностей (согласно проекту бюджета на 2026 год) составят около 45 млрд долл. При том, что существующие на сегодняшний день финансовые обязательства иностранных доноров заметно меньше, давая в сумме всего 25,8 млрд долл. (см. табл. 3).
Tабл. 3. Плановые объемы внешней финансовой помощи Украине на 2025 и 2026 годы, млрд долл. США
Таким образом, на 2026 год фиксируется дефицит внешнего финансирования в объеме около 19 млрд долл. Переходные платежи от привлечений в 2025 году немного сузят этот разрыв, но не закроют его полностью. Со стороны партнеров существующие пробелы связаны в основном с тем, что все авторитетные прогнозисты, включая МВФ, предсказывали завершение российско-украинской войны в последние месяцы 2025 года. И даже в ходе VIII пересмотра программы МВФ в июне 2025 года базовый сценарий макроэкономической программы основывался на допущении завершения войны в конце 2025 года, а нисходящий сценарий — в середине 2026-го.
Однако самые пессимистические военно-политические сценарии несколькомесячной давности сейчас уже выглядят как оптимистические. Суровые реалии вынуждают правительство закладывать в бюджет-2026 продолжение военно-оборонительных действий Украины до конца следующего года с формированием адекватных планов финансирования оборонных и социальных программ.
К сожалению, наличие критических потребностей у государства в ходе вооруженной борьбы с агрессором не гарантирует их автоматического финансирования извне. Продолжающиеся переговоры с Еврокомиссией о новом репарационном кредите для Украины и новой кредитной программе с МВФ дают шанс на покрытие части финансового разрыва в 2026 году. Но полное устранение такого разрыва вряд ли будет возможно только на основе этих инструментов. Поэтому в ближайшем будущем безусловными приоритетами украинской власти должны быть активная дипломатическая работа с потенциальными донорами и поиск новых союзников Украины по противодействию захватчику и ключевой угрозе для европейской безопасности XXI столетия.