«Казус недоверия: кого на самом деле боится Кличко — Банковую или ЕС?
«Казус недоверия: кого на самом деле боится Кличко — Банковую или ЕС?
Во вторник позиционная война между мэром столицы и офисом президента получила новый виток. На прорыв пошел глава фракции «Слуга народа» Андрей Витренко, отчаянно зарегистрировавший проект решения Киеврады о недоверии мэру Виталию Кличко и отстранении его от должности. В тот же день Кличко отменил заседание Киеврады, назначенное на сегодня — 25 сентября — и поехал на встречу к лидеру ЕС Петру Порошенко. Разговор был долгий. И, как утверждают наши источники, небезрезультатный.
Но давайте по порядку.
Поворозник и ненастоящий импичмент
Пожалуй, мы больше не будем задаваться вопросом, какой выбор сделал Виталий Кличко после операции НАБУ «Чисте місто». Очевидный. И, кстати, не только сторонним наблюдателям, но и непосредственным участникам столичного действа. На согласительном совете фракций Киеврады Кличко в очередной раз отказался уволить своего первого зама Николая Поворозника. (О влиянии этой группы на политику мэра писано-переписано, как, впрочем, и том, что Кличко сохранил все остатки команды Комарницкого на должностях в администрации и коммунальных предприятиях. И это точно уже не зависание и даже не решение, а прямой ответ на вопрос, знал ли Кличко, что происходит у него под носом в течение 11 лет своего мэрства. Знал. И.В.).
Так вот, поясняя отказ уволить Поворозника, мэр заявил депутатам, что не имеет права это сделать, ссылаясь на судебное решение. Те ему напомнили: решение суда касается решения Киеврады, а не его распоряжений. «Я говорил с ним, но он отказался увольняться, потому что не знает, что скажет жене и детям», — выдал последний аргумент мэр, после которого представители пяти фракций молча встали и ушли. А Витренко, согласовав позицию с ОПЗЖ, «Голосом», «Батьківщиной», «Єдністю» и «Слугой народа», подал инициативу о недоверии.
По нашей информации, Поворозник вообще не понимает, за что его хотят уволить, и требует, что бы все фракции пришли к нему лично и объяснили, в чем у них претензия. Еще раз напомним и мы: Вышгородская тусовка в трауре, тотальное влияние и контроль над финансами города, заигрывание и лоббизм с подрядами. В районах никто даже пикнуть не может без согласования с первым замом. Ни одна платежка от департамента финансов не отпускается без личного согласия Поворозника (и это касается не только медицины и образования, но и всех сфер жизнедеятельности города). Первый зам фактически отстранил киевского мэра от влияния на город в сфере финансов и подменил его собой, хотя не находится на выборной позиции.
Но мы же с вами понимаем, что все претензии, что мы сейчас описываем, не про очищение города от коррупции, а про битву за власть и ресурсы столицы. А также о попытках заинтересованных сторон разблокировать Киевраду, которая сейчас не работает ни на город, ни на карман. Персона засидевшегося во власти Поворозника стала маркерной для ослабевших позиций мэра, как и голосование Киеврады 10 июня за отставку первого зама, где ключевые голоса дала фракция ЕС — основной и многолетний союзник Кличко.
22 сентября Банковая подала очередной красный сигнал Кличко о том, что он реально может потерять власть в столице. И не важно, что на данный момент «документ» Витренко не обеспечен голосами и окончательный сценарий лишения Кличко власти еще не утвержден в главном кабинете Банковой. Важно, что над ним снова активно работают. Особенно после того, как глава ОПУ Андрей Ермак не смог договориться с Кличко о совместных действиях по эксплуатации Киева.
Как сообщают наши источники, не так давно состоялась встреча непримиримых врагов — назначенного президентом главы КГВА Тимура Ткаченко и Виталия Кличко. Рефери работал «сосед» Комарницкого по бизнес-центру IQ Артур Палатный. Обсуждался вопрос возможного захода нынешнего главы военной администрации столицы Тимура Ткаченко в Киевраду. Для того чтобы стать ее секретарем. (Только не смейтесь, но такой вариант реален: Ткаченко в списке УДАРа как раз первый в очереди). Теперь самое интересное — по нашей информации, после того как Кличко посетил «картонный протест» в защиту НАБУ и САП ему в первый раз за последние несколько лет позвонил Андрей Ермак. Попросил не «раскачивать тему». (То, что инородный на протесте Кличко априори не мог ее раскачать, — не тема этого разговора). Тем не менее между Кличко и Банковой был продолжен диалог, в ходе которого и прозвучала в первый раз мысль о Ткаченко-секретаре. Что произошло потом и почему Банковой пришлось блефовать, кинув на амбразуру Витренко с бумажкой, мы можем лишь предполагать.
С одной стороны, на Банковой не могли не понимать, что Кличко никогда не пойдет на авантюру с секретарем-«слугой». Который в любой момент по решению суда (как в Чернигове) или после успешного голосования и отстранения Кличко от должности может занять кресло мэра. И это, с учетом последних событий в стране, совсем не сказочный, а вполне реальный сценарий. Именно на него в свое время работала парламентская ТСК по Киеву, сейчас работает ОГПУ, и в каком-то смысле даже НАБУ, реализовавшее Комарницкого. Если бы Кличко реально дистанцировался от коррупции, сделал ставку на новых людей, то его позиции только усилились: вряд ли кто-либо из депутатов решился бы публично не поддерживать мэра в борьбе с коррупцией. А так Виталий Владимирович снова оказался успешно втянут в чужую игру. (Взять хотя бы желание Кличко назначить начальником департамента транспортной инфраструктуры КГГА члена Партии регионов Сергея Пидгайного — человека из команды мэра Одессы Геннадия Труханова. Что выглядит, мягкого говоря, странно, учитывая майдановское прошлое. Рассказывают, что накреативил «сосед», но не будем утверждать). Если Кличко так нравится, ничего не поделаешь…
С другой стороны — персона самого Ткаченко вызывает много вопросов в офисе президента, как в части компетентности («та Ткаченко больше одного года нигде не работал», — говорят люди не понаслышке знакомые с его менеджерскими «способностями»), так и в части «опасных» родственных связей с директором НАБУ Семеном Кривоносом. Хотя знающие люди настаивают, что более крепкие (идеологические) связи у Ткаченко все-таки с вице-премьером Алексеем Кулебой. По нашей информации, план с Ткаченко-депутатом Киеврады все еще живой. Как для самого Ткаченко, который боится остаться без портфеля после того как его снимут (а его снимут), так и для Банковой, которая в его лице будет иметь запасного игрока в Киевраде на случай радикального сценария по отношению к Кличко.
Однако ни Банковая, ни Кличко не смогут реализовать никакие из своих намерений, если им не поможет… кто? Правильно — «Европейская солидарность». Точнее, ее 30 штыков в Киевраде.
«Золотой ключик» Петра Порошенко
Разговор между недавними союзниками длился больше трех часов. Параллельно представители ЕС активно писали в соцсетях о недопустимости наступления власти на местное самоуправление и клялись продолжать защищать права мэров. Их лидер в это же время вел торг с мэром столицы, предлагая Кличко не самые лучшие варианты будущего. С одной стороны, отстранение от должности, а с другой — поглощение УДАРа (читай — Кличко) «Европейской солидарностью» на будущих выборах.
Есть версия, что для ЕС второй вариант репутационно более выигрышный, так как хорошо просевшей ЕС и ее лидеру образ политика-объединителя только на руку. Хотя, большой вопрос, сколько может добавить к рейтингу токсичного Порошенко теперь уже не менее токсичный Кличко. Разве только что на переговорах с более крупными игроками у проглотившей УДАР «Евросолидарности» будет больший вес. Впрочем, не нам судить, зачем старым союзникам второй раз входить в одну и ту же реку. Да и не факт, что они все-таки туда пойдут. У Банковой, с которой Порошенко также поддерживает коммуникацию, есть более весомые аргументы для Петра Алексеевича: санкции, введенные президентом, и угольное дело, которое ГБР уже передало в суд.
Измотанный судами пятый президент Украины, безусловно, не прочь освободиться от такого груза. Но цена — велика. И именно она откусит большой процент на выборах, потому как очень трудно будет пояснить людям, почему Порошенко в Киеве пошел на союз со «слугами». Почему наступил на децентрализацию, которую сам же и запустил. Хотя здесь сразу вспоминается голосование фракции ЕС в парламенте против обрезания независимости НАБУ и САП, которые расследуют так называемое «Дело трубы». (Дело связано с тем, что стратегический нефтепродуктопровод «Самара—Западное направление» оказался под контролем структур Медведчука. Порошенко обвиняют в том, что он, будучи президентом, содействовал этой передаче и лоббировал чужие интересы взамен на выгоду. В 2021 году Верховный суд вернул трубу в собственность государства). Порошенко не посмел поднять руку на антикоррупционные органы, и это признанный всеми «плюс в карму» Петра Алексеевича. Решится ли «децентрализатор» Порошенко на публичное «убийство» мэра Киева как институции? Вопрос.
По нашей информации, один из возможных результатов встречи Кличко с Порошенко: поддержка Кличко кандидатуры секретаря от ЕС. Однако тут же встает оппозиция фракций в отношении Поворозника: никто не поддержит Кличко, пока не уйдет первый зам. Как утверждают люди из окружения мэра, на сегодня он все еще надеется убедить Поворозника уйти по собственному желанию. Те же знающие люди убеждены, что для этого у Кличко слишком мало аргументов и теперь уже влияния. Поворозник подменил Кличко собой. А от кормушки никто просто так не уходит.
…Для Виталия Кличко сегодня — основное удержаться у власти и сохранить союзников. Для новых и старых союзников — получить больший кусок пирога. Для Банковой — отобрать весь. А для города? А для страны? Сегодня на сессии должен был рассматриваться вопрос перераспределения бюджета, в том числе выделения средств армии. То есть заложниками ситуации в столице стали украинские военные: из-за отмены заседания они не могут получить 4 млрд грн запланированной субвенции. Это, пожалуй, ключевая новость этой истории.