Украина сейчас является сильнейшим союзником, на которого может положиться Европа — Bloomberg
Украина сейчас является сильнейшим союзником, на которого может положиться Европа — Bloomberg
США дистанцируются — это, пожалуй, самый простой способ понять резкое изменение риторики американского президента Дональда Трампа в отношении Украины на этой неделе, когда он вдруг заявил, что Киев, при поддержке Европы, может отвоевать все территории, оккупированные Россией. Такое заявление Трампа — не повод для радости. Это означает конец любой надежды на то, что нынешнего американского президента можно убедить снова привлечь Штаты к обороне Украины. Однако это ничего не меняет на практике и, если все правильно использовать, то может появиться здоровая ясность, пишет обозреватель Марк Чемпион в статье для Bloomberg.
Решение Трампа следует расценивать лишь как попытку обеспечить то, что любые последствия его "дистанцирования" от Украины не отразятся на нем самом. Ведь если, как говорит Трамп, Украина и Европа достаточно сильны, чтобы самостоятельно победить Россию, то как это может быть виной американского президента, если они потерпят неудачу?
Трамп давно отказался от финансирования Вашингтоном помощи Украине, превратив США в наблюдателя и торговца оружием в крупнейшей войне в Европе с 1945 года. Это плохо, но то, что предшествовало его решению, было еще хуже, ведь российский диктатор Владимир Путин относился к 47-му президенту США как к мишени.
Трамп поддерживал лживую версию Путина о войне, о том, кто виноват и почему она продолжается. Президент США без переговоров согласился с тем, что Украине никогда не будет позволено присоединиться к НАТО. Он сократил финансирование и военную помощь Киеву, а также приостанавливал доступ к разведданным. Трамп даже устроил Путину, который находится в международном розыске за военные преступления, саммит с красной дорожкой на Аляске.
Риск для Путина заключался в том, что, "отбросив" Трампа после всего этого, не уступив даже деловой сделке, он мог спровоцировать месть. Но российскому диктатору не нужно было волноваться. Сейчас кажется очевидным то, что Кремль не заплатит никакой цены, кроме нескольких словесных оскорблений.
Эта чрезвычайная уступчивость США может только подбодрить Путина, о чем свидетельствует все большее количество вторжений России в воздушное пространство стран НАТО. Поощрение Трампом других членов Альянса сбивать любые дальнейшие вражеские цели в случае вторжения может быть дельным советом для предотвращения эскалации, если бы он четко дал понять, что США решительно поддержат союзников в случае любых последствий. Но он этого не сделал.
И все же, есть кое-что положительное, что Киев может взять из выступления Трампа в ООН, потому что заигрывание президента США с Путиным, которое было катастрофическим как для Европы, так и для Украины, теперь, похоже, закончилось. Обе стороны могут по крайней мере надеяться, что больше не будет "предательств", и могут начать строить стратегию, которая опирается только на их собственные ресурсы. Остается возможность, хоть и отдаленная на сегодня, что европейские лидеры, республиканцы в Конгрессе США или и те, и другие смогут заставить Трампа наказать Путина, но не стоит рассчитывать на это при разработке планов на будущее.
Можно сделать несколько выводов или удвоить ставки. Во-первых, Европа обязательно должна найти способ использовать всю сумму замороженных активов России. Иначе будет политически невозможно заполнить финансовый пробел, который оставил после себя Трамп. Как сообщалось ранее, есть реалистичный план по активам, и сейчас, кажется, набирает обороты импульс для его реализации.
Еще важнее то, что решение Трампа дистанцироваться должно продемонстрировать, что США больше не являются сильнейшим военным союзником, на которого Европа может положиться в вопросе защиты от путинской России.
Таким партнером сейчас является Украина, которую защищают около 700 тысяч воинов и которая имеет самую большую и самую инновационную индустрию беспилотников в мире, способную в режиме реального времени адаптироваться к российским контрмерам, поскольку обе стороны сталкиваются с формой войны, которая изменилась до неузнаваемости.
Украина имеет экономически эффективные мощности по производству вооружения, которых не хватает Европе. У страны есть готовность воевать, которой также не хватает большей части Европы после десятилетий убеждения, что споры между странами должны решаться с помощью законов, а не оружия, пишет обозреватель. То, как НАТО пытается дешево и эффективно бороться с вторжениями российских беспилотников в воздушное пространство Польши, Румынии и Дании, четко показало: Альянс еще не готов противостоять угрозе, которую представляет Россия.
"Я не уверен, что Украина сможет победить без США, не говоря уже о возвращении всей своей территории. Никто не может быть уверенным в этом. Но перспективы не такие безнадежные, как некоторые считают. Цена, которую Россия платит кровью и деньгами за каждый квадратный километр захваченной украинской территории, не может держаться вечно и объясняется лишь значительно более широкими целями, которые она имеет для перекройки карты безопасности Европы в целом", — пишет Чемпион.
Интеграция обороны не требует отправки европейских войск на передовую в Украину. Украина и Европа все равно будут нуждаться в американских системах Patriot, разведке и другом оборонном оборудовании, которое могут поставлять только США, не говоря уже о ядерном зонтике. Полное дистанцирование — "неподъемное", и необходимость вознаграждать Трампа за его "предательства" лестью будет продолжаться без изменений.
Что должно измениться, так это отношение Европы к Киеву, которая должна воспринимать Украину как поставщика оборонной продукции, а не только как потребителя. Европейская оборонная промышленность должна интегрироваться с украинской, прежде всего в сфере беспилотников и оперативной обратной связи, которую украинские производители получают с фронта, чтобы иметь возможность постоянно совершенствовать свою продукцию. Дрон, разработанный во Франции или Германии, к моменту его производства и внедрения уже будет устаревшим.
Это уже происходит: Великобритания, Дания и некоторые другие страны развивают партнерские отношения с Украиной в сфере производства дронов, но такие процессы нужно ускорить, углубить и донести до широкой общественности.
Выступление Трампа в ООН кристаллизовало две истины: первая заключается в том, что Путин не собирается прекращать эту войну на любых условиях, кроме капитуляции Украины и Европы. Вторая заключается в том, что Европа не может рассчитывать на то, что нынешний президент США будет об этом беспокоиться, резюмирует обозреватель.
Politico писало, что европейские союзники с надеждой и скептицизмом восприняли резкую смену риторики Трампа по Украине, указывая на то, что нынешний американский президент часто меняет свою позицию — и вполне может сделать это снова.
По данным источников WSJ, Трампа проинформировали о текущем положении дел на поле боя, а также о запланированном украинском контрнаступлении, которое потребует разведывательной поддержки США. Впрочем, глава Белого дома изменил лишь риторику, но не политику, подчеркнуло издание.