/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F9%2Fb7845eb7380a747bce9f4d1714f0a77c.jpg)
Дуальное образование: почему студенты профтехов не могут найти работу
Во время полномасштабной войны страна сталкивается не только с вызовами безопасности, но и острым дефицитом рабочих кадров. Министерство образования и науки признает: количество поступающих в заведения профтехобразования уменьшается, а бизнес испытывает недостаток квалифицированных работников. Одним из решений этой проблемы должно стать развитие дуальной формы обучения.
Дуальная форма получения профессионального образования сочетает теорию и практику: 30% времени учащиеся учатся в заведении с педагогом, а 70% — непосредственно на производстве. Такой формат позволяет выпускникам получить реальный опыт, понимание технологических процессов и даже первые рабочие предложения от предприятий, на которых они проходили практику.
За рубежом дуальное образование уже давно стало стандартом. К примеру, в Германии более 58% компаний с численностью более 10 работников привлечены к подготовке студентов. Результат – более 92% выпускников профтехов находят работу сразу после обучения.
В Украине ситуация совсем другая. По данным исследования KSE Institute и МОН, только 1,4% компаний вовлечены в дуальное образование. Для сравнения, средний показатель по ЕС составляет 32,4%. Доля студентов, избравших дуальное обучение, тоже низкая — всего 7,6%.
Основные барьеры:
-
возраст учащихся (большинство поступает в 14–15 лет, а законодательство ограничивает их практику);
-
риски для бизнеса (неопределенность финансовой выгоды, страх, что учащиеся после выпуска не останутся работать);
-
нехватка информации (нет четких методических рекомендаций и рейтингов заведений).
Среди компаний, участвующих в дуальном образовании, большинство частных (92,6%). Это преимущественно ФЛП (24,6%) и ООО (29%). Доля государственных и коммунальных предприятий остается минимальной – всего по 3,7%.
Опрошенные компании указывают, что готовы активнее приобщаться при финансовых стимулах. Среди желаемых инструментов:
-
компенсация затрат на обучение студентов;
-
налоговые скидки;
-
прямые гранты;
-
уменьшение налогооблагаемой базы.
Микробизнес чаще всего поддерживает идею грантов, средний бизнес – снижение налогообложения, крупные предприятия – компенсацию затрат.
В то же время льготы в госзакупках и субсидии на создание учебных центров бизнес называет наименее привлекательными.
Не менее важны и нефинансовые шаги. Бизнес ожидает:
-
создание понятной методологии дуального образования;
-
формирование рейтингов учреждений профтехобразования по направлениям подготовки;
-
информационной поддержки, которая показывала бы преимущества этого формата и для студентов, и для работодателей.
Опыт других стран показывает, что образование может стать эффективным инструментом для подготовки кадров. Для этого в Украине нужно не только расширять участие бизнеса, но и адаптировать законодательство, чтобы несовершеннолетние учащиеся могли проходить практику без лишних барьеров.
Напомним, учебников в школах больше нет: родители вынуждены покупать по 450 грн, МОН разводит руками
Раньше мы рассказывали, что школы на грани: директор рассказала об угрожающей тенденции
Также НМТ в 2026 году может сильно измениться: чем грозит новая модель тестирования для школьников