Ведущие армии мира инвестируют миллиарды долларов в разведывательные аппараты по технологии 18 века — The Economist
Ведущие армии мира инвестируют миллиарды долларов в разведывательные аппараты по технологии 18 века — The Economist
Технологически самые развитые армии мира внезапно начали вкладывать миллиарды долларов США в разведывательные аппараты, сделанные по технологии 18 века — воздушные шары и аэростаты. Так вооруженные силы США заключили соглашение на $4,2 млрд для модернизации своего флота привязных аэростатов, которые используются для разведки и связи на более коротком до земли расстоянии, пишет The Economist.
Другие страны следуют этому примеру. Польша покупает четыре аэростата у Америки для создания сети радаров раннего предупреждения, чтобы обнаруживать российские ракеты и самолеты. Израиль развернул аэростаты вдоль границы с Ливаном для обнаружения ракетных обстрелов. Украина использует их как ретрансляторы сигнала, чтобы позволить своим БпЛА летать на большие расстояния.
Решающим катализатором вспышки энтузиазма к воздухоплаванию стал Китай. В феврале 2023 года огромный китайский воздушный шар, несущий оборудование для наблюдения размером с автобус, дрейфовал над Америкой несколько дней, пока его не сбил американский истребитель. Китай также запустил более сотни шпионских шаров над Тайваньским проливом за последние годы.
Легче воздуха военные аппараты бывают двух основных типов: аэростаты и высотные воздушные шары. Аэростаты — это привязные дирижабли, которые работают на высоте от трех до пяти километров. Кроме функции ретрансляторов сигнала, они полезны для подъема сенсоров (а не людей), предназначенных для обнаружения низколетящих угроз, таких как ракеты и БПЛА, которые могут просачиваться через обычное наземное радарное покрытие. Их цена — маленькая часть стоимости самолетов предупреждения и управления (AWACs), которые обычно используются для дальнего воздушного радиолокационного наблюдения. И они могут находиться на дежурстве неделями.
В отличие от аэростатов, высотные шары такого типа являются непривязанными. Они плавают в стратосфере, обычно на высоте 24-37 км. Это значительно выше высоты коммерческих самолетов, но гораздо ближе к земле, чем спутники на низкой околоземной орбите, которые находятся на высоте 160-2000 км.
Поскольку коротковолновые сигналы связи чувствительны к атмосферному поглощению, их легче отслеживать с шара, чем из космоса. Более низкая высота шаров также позволяет получать более качественные снимки земли, чем у большинства спутников. И в отличие от спутников, шары не проносятся мимо объекта съемки, а могут задерживаться над ним. Некоторые современные шары используют искусственный интеллект для прогнозирования и использования соответствующих воздушных течений.
По этим причинам некоторые эксперты утверждают, что высотные шары могут собирать более качественную разведывательную информацию, чем спутники. И делают это по значительно более низкой стоимости, будучи дешевыми в запуске и простыми в возвращении. По сравнению с аэростатами, которые гораздо больше и прочнее, высотные шары ограничены малыми грузами (редко превышают 30 или 40 кг). Но прогресс в миниатюризации сенсоров восстановил их полезность, отмечает Брайан Кларк из аналитического центра Hudson Institute.
Небольшие электронные устройства военного назначения, подвешенные под такой пулей, могут собирать данные с расстояния сотен километров. Пули также излучают мало тепла или звука и используют пассивное оборудование для наблюдения, что делает их чрезвычайно трудными для обнаружения. Если вы не ищете их специально, отмечает господин Кларк, пуля, вероятно, пролетит совершенно незамеченной.
Вооруженные силы Америки все больше экспериментируют с высотными пулями. Одна из идей — запускать рои таких пуль, оснащенных соответствующими сенсорами, над полем боя как часть сети, которая идентифицирует цели и наводит на них боеприпасы. Некоторые чиновники Пентагона считают, что громоздкие AWACs, которые обычно выполняют эту работу, будут уязвимыми в высокотехнологичном противостоянии с Китаем. Армия также рассматривает использование пуль для транспортировки и сброса вооруженных БпЛА глубоко за вражескими линиями.
Но есть и очевидные ограничения в использовании этих технологий. Точное управление пулями на большой высоте, где скорость ветра обычно высокая, остается крайне сложным. Еще одна проблема — энергоснабжения. Электроника шара обычно зависит от небольших солнечных панелей, что ограничивает ее сложность. Средства электронной борьбы могут заглушить связь с аппаратом. А шпионские шары, сбитые над чужими странами, имеют тенденцию вызывать дипломатические скандалы, как могут засвидетельствовать США и Китай.