Жители Донецка: На поиски бензина по космическим ценам можно потратить целый день
Дефицит топлива на оккупированных территориях Украины - не случайность, а прямое следствие того, что приносит с собой «русский мир» и его желание «освобождать». Страна-бензоколонка (видимо, уже бывшая) отпускает бензин на АЗС по талонам, очереди из страдающих автовладельцев растягиваются на километры, а ценник на то, что есть в цистернах, ползет вверх. Из хорошего – только обещания «властей» вот-вот решить вопрос. Коротко про – о том, как растет и ширится топливный коллапс.
Дело плохо у всех
Причины этого явления просты и понятны – удары Украины по НПЗ в России, откуда бензин шел на оккупированные территории. Бить зеркально по жилым домам и пассажирским поездам, как это делает РФ в Украине, наша страна считает неприемлемым, сосредоточившись исключительно на законных военных целях. В числе которых и все топливные точки, будь то нефтеперегонный завод или нефтебаза.
В августе с донецких заправок начал активно исчезать популярный 95-й бензин, за ним подтянулся не менее расходный 92-й – топливо для изделий российского автопрома, коих на оккупированной территории становится все больше. Дизтопливо и газ не пострадали, но на них и спрос не так чтобы велик.
Заправки вывешивали «б/н» на своих стелах-ценниках, а там, где светились хоть какие-то цифры, появлялись очереди. Затем началась другая катавасия: разбег цен на одну марку бензина в пределах одного городского района мог достигать 10-12 рублей.
- Заправлялись возле торгового института, на бульваре Шевченко, по 72 рубля (36,25 грн) за литр неделю назад. На проспекте Дзержинского, в километре от этой заправки, наш 95-й стоил уже 84 рубля (42,28 грн). На «Маяке», в другом районе Донецка, цена была уже 90 рублей (45 грн). Не знаем, с чем это связано. Кто-то говорит, что есть государственные заправки и на них дешевле, а если дорого – то это частники, - рассказал житель Донецка Станислав. – На Смолянке очереди были по 20-30 машин. Кто-то прямо дежурит возле АЗС, ждет, когда привезут бензин. Но дело тухлое… К тому же, как я заметил, на заправках начали покупать бензин в канистры "камуфляжники" – значит, у них тоже дело плохо с топливом. А вообще на поиски топлива можно потратить целый день.
Люди удивляются, что хоть какое топливо до сих пор можно купить. Фото: ТГ-канал "ЧП Донецк"
Зато не думают о воде
По 30 литров на одну машину в сутки, затем по 20… Дончане ждут, когда будут выдавать по 15 литров на семью и по талонам. В Краснодарском кране бензин заливают только спецтранспорту, в Крыму часть заправок просто закрылись. В Ростовской области ценники разных АЗС также поражают воображение разбросом цен: литр 95-го доходит до 84 рублей.
- Когда летом в РФ запретили экспорт топлива, уже тогда возникли подозрения, что ситуация качается, но списали это на посевную и уборочную кампании. Но когда недавно мы узнали, что Россия будет закупать бензин у Китая, не знали – плакать или смеяться. Плакать от того, во что превратили нас и нашу жизнь. Смеяться – от того, что есть дебилы, которые все еще всерьез говорят, что надо немножко потерпеть, а потом будет лучше. Что китайский бензин будет качественным, не то что российский… В общем, и истеричность нарастает, и «зетники» уже не знают, как красиво объяснить людям, что «все так и надо», - продолжает рассказ дончанин.
Зато нет худа без добра – хоть немного народ отвлекся от вопроса воды. Если с бензином коллапс и касается он все-таки не всех жителей в оккупации, то отсутствие воды – это уже катастрофа. Нытье в соцсетях о срывах даже графика «один раз в три дня по три часа», перемежаемое сокрушениями «правительства» о том, как Украина «устроила водную блокаду региону», теперь разбавляется воплями «Дайте бензин!».
- По ночам начали сливать бензин из припаркованных машин – уже есть факты. Ждем, когда опять начнут продавать «с бордюра» канистры с неизвестной науке жидкостью, которую будут называть бензином. Когда на АЗС ценник перевалит за 100 рублей за литр. Ну и когда начнет останавливаться общественный транспорт: трамваи в Донецке практически не ходят - так, раз в час, троллейбусы еще как-то спасают положение, но тоже негусто, а вот автобусы и маршрутки могут встать намертво – и как добираться до окраин? Впрочем, мы же ничего другого и не ожидали от оккупантов – они могут принести с собой только грязь и нищету, - отмечает дончанин.
Такая же ситуация в оккупированном Крыму. Фото: x.com/VNemoj
Реакция – эмодзи «клоун»
Никто не верит, что бензиновая проблема будет решена как минимум в ближайшее время – удары украинских дронов по НПЗ и базам удивительно точны, и их уже слышат и видят на Урале и Алтае. Заявления российских чиновников о том, что бензин исчез из-за «всплеска покупательской активности» благодаря «высоким доходам населения», в соцсетях вызывают один-единственный комментарий – картинку-эмодзи «клоун», и как обещания «закрыть вопрос» до конца недели (к слову, уже прошедшей).
- Уже никто не верит никаким обещаниям, все живут в ожидании еще большего худа. Например, есть очень обоснованные подозрения, что проблемы с водой и топливом сорвут отопительный сезон. А сил выживать у людей практически не осталось, – резюмирует дончанин Станислав.
Напомним, что удары по российским НПЗ Украина начала наносить еще в начале 2024 года. За полтора года было выведено из строя до 38% мощностей (по неофициальным данным, официально признаются скромные 17-18%), дефицит бензина составляет не менее 20%. Импорт бензина из Китая худо-бедно покрывает самые критически важные отрасли, однако попытки России хоть как-то зафиксировать цены на топливо терпят крах – заправки просто закрываются, не желая торговать в убыток. Субсидии из дырявого российского бюджета вытащить невозможно. Поставки бензина из Беларуси и Казахстана убыточны, да и логистика не позволяет гонять цистерны сотнями – все-таки фронт где-то неподалеку.
Поэтому остается вздыхать да вспоминать, как и бензин был, и транспорт ходил, и вода из кранов текла – пока оккупанты не «освободили» Донбасс от всего этого. Осталось дождаться коллапса в других сферах жизни, хотя разве можно это жизнью назвать…
Кстати
Украинские дроны вывели из строя почти 100 НПЗ
Официальные российские источники (Минэнерго РФ, Роснефть, Лукойл, Кремль) не публикуют детализированную статистику об ущербе от ударов украинских дронов по НПЗ, ссылаясь на «информационную безопасность». Но уже известно и так, что атаки украинских дронов на инфраструктуру, обеспечивающую топливом российскую армию, привели к дефициту топлива и росту цен. Всего с сентября 2023 года по октябрь 2025-го количество ударов по НПЗ и нефтебазам приблизилось к 100, из которых больше 60 пришлись именно по заводам, на которых в 40 случаях вспыхнули пожары или случились серьезные повреждения.
Из 38 крупных НПЗ в РФ с начала этого года существенно пострадал 21. Многократные атаки шли на Московский НПЗ в Капотне (2 удара), Рязанский НПЗ (3 + удар и взрыв), Калужский НПЗ, он же «Первый завод» (2 удара), Ярославский НПЗ (повреждения без остановки производства), Нижегородский НПЗ (приостановка, ремонт), Славянский НПЗ в Краснодаре (пожар), Ильский НПЗ в Краснодаре (3 удара, пожары), Новошахтинский НПЗ (3 удара).
Не менее 10-13 НПЗ пострадали с полным или частичным отключением производства, если считать с августа этого года: Волгоградский, Самарский, Новокуйбышевский, Рязанский, Саратовский, Киршский, Орский, Афипский НПЗ. Ремонт этих заводов занимает от 4 месяцев из-за санкций и дефицита оборудования.
Кроме того, на 25% снизился экспорт бензина, при этом цены на него выросли на 40-50%.
На сегодня в России около 38 крупных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые перерабатывают более 90% нефти, а также примерно 80–100 более мелких установок (мини-НПЗ), включая частные и специализированные.