Тайвань на торгах: обменяет ли Трамп союзника на «большую сделку» с Китаем?
Тайвань на торгах: обменяет ли Трамп союзника на «большую сделку» с Китаем?
Через две недели политика стратегической двусмысленности США в отношении Тайваня может превратиться в однозначность, которая может понравиться не всем.
После полугода шоу одного актера в исполнении Дональда Трампа на мировой арене приближаетсявремя его личной встречи с Си Цзиньпином. Судя по осторожным заявлениям с обеих сторон,стороны возлагают несколько разные надежды на ее возможные результаты. Для президента СШАважно решить ряд торговых вопросов, что позволит ему в который раз заявить о своих выдающихсяспособностях в искусстве заключать сделки. Руководителю КНР кроме вопросов торговлинеобходимо достичь прогресса в ряде политических аспектов взаимодействия с мировым стареющим,но все-еще-гегемоном. Больше трети американских военных баз до сих пор расположены в Восточной Азии, а политика США в этом жизненно важном для КНР регионе заключается в сдерживании Китая. В условиях тарифной войны «США против всех» Пекин чувствует себя увереннее, чем когда-либо, и хотел бы воспользоваться стратегическим послаблением США для укрепления своих позиций в глазах соседей — как друзей, так и соперников.
В центре геополитического противостояния США — Китай стоит проблема Тайваня. Республика Китай является развитым демократическим государством — альтернативой коммунистическому режиму КНР. КНР никогда не владела Тайванем, где нашли приют остатки армии Гоминьдана в конце Второй мировой войны. Игнорируя историческую реальность, Пекин считает Тайвань своей территорией, а Си Цзиньпин определил «мирное» воссоединение с Тайванем целью, которую следует безусловно достичь в рамках курса «большого омоложения китайской нации». Руководитель КНР настолько часто об этом говорит, что почти все поверили — это когда-нибудь произойдет.
Долгая и драматичная история борьбы Тайваня за сохранение своего суверенитета с 1971 года, когда вместо Республики Китай в ООН и СБ ООН вернули КНР, включала все возможные формы дипломатии. Политику «одного Китая» признали США, но, о чем не очень хорошо известно, ее признают и на Тайване. Только, с точки зрения Тайбея, будущее объединение должно произойти распространением демократической модели Тайваня на материковый Китай, а не наоборот. В 1960-х годах на Тайване даже разрабатывали планы военной интервенции на материк и освобождение Китая от коммунистов.
Позиция США заключается в сохранении стратегической двусмысленности: открыто не поддерживая независимость Тайваня, в то же время сдерживать Пекин от силового захвата острова. США поставляют Тайваню оружие, но избегают официальных контактов. Война России против Украины обострила внимание мира к проблеме Тайваня, поскольку есть опасения, что КНР воспользуется фактическим демонтажом системы международной безопасности и осуществит интервенцию на Тайвань. Важно понимать, зачем это Пекину и как именно сегодня, в условиях тотальной ревизии мирового порядка, благодаря действиям США, России и самой КНР Китай может продвинуться на пути «воссоединения».
Соя в обмен на Тайвань?
Сейчас Китай ведет себя осторожно и старается двигаться маленькими, но четкими шагами. В Пекине учитывают, что на Тайване есть политические силы (тот самый Гоминьдан), которые поддерживают объединение с материковым Китаем. Правящая Демократическая прогрессивная партия (ДПП) выступает категорически против. Но недавний арест четырех высокопоставленных функционеров в правительстве ДПП, которые оказались шпионами в пользу КНР, стал дополнительным подтверждением, что на самом острове нет единства.
В Пекине хорошо усвоили «доктрину Герасимова» о гибридном характере современной войны, поэтому стараются в первую очередь демотивировать население в поддержке независимости, сеятьраздор в обществе, проводить масштабные кампании дезинформации и военные учения вблизиТайваня, которые носят откровенно угрожающий характер. Частью усилий «мирного» плана КНРявляется давление на США, особенно в условиях новой реальности — администрации Трампа 2.0, которая постепенно «убирает» США из мира.
Тайвань не избежал судьбы других стран Восточной Азии и получил 20%-ную пошлину на торговлю с главным стратегическим партнером — США — на уровне с Вьетнамом, Индонезией и Филиппинами. И это после того, как в течение последних лет тайванская корпорация TSMC приложила чрезвычайные усилия, чтобы перенести в США и Японию производство самых современных чипов — нового «золотого» эквивалента мировой экономики. Сейчас правительство Тайваня ведет интенсивные переговоры с администрацией Трампа о дополнительных инвестициях в производства на территории США, цель которых заключается не столько в экономической целесообразности, сколько в попытке не потерять поддержку Вашингтона. В сентябре Дональд Трамп не позволил продавать оружие Тайваню на сумму 400 млн долл., и причина, по мнению аналитиков, в надежде Белого дома на «большую прекрасную» торговую договоренность с КНР.
Президент США Дональд Трамп заявил, что встретится с лидером КНР Си Цзиньпином в конце октября на саммите АТЕС в Южной Корее на фоне продолжающихся переговоров о достижении торгового соглашения между странами. По его словам, в повестке дня будут поставки американской сои в Китай. «Фермеры, которые выращивают сою в нашей стране, страдают, потому что Китай, исключительно по переговорным причинам, не покупает ее… Джо Байден не обеспечил выполнения нашего договора с Китаем, по которому они собирались закупить нашу сельскохозяйственную продукцию на миллиарды долларов... Через четыре недели я встречусь с главой КНР Си Цзиньпином, и соя станет главной темой обсуждения», — написал он недавно в социальной сети Truth Social. До этого Трамп, скорее всего, посетит Японию, а потом и Малайзию, где состоится саммит АСЕАН. Но, что бы сейчас по этому поводу ни говорил Трамп, будут обсуждать они не только сою.
В обмен на согласие Китая продать TikTok Соединенным Штатам Си Цзиньпин ожидает от Трампа заявления, что США против независимости Тайваня. Дональд Трамп открыто признал, что пользователи TikTok сыграли важную роль в его победе на выборах. Он возлагает на эту социальную сеть большие надежды, и потому руководитель КНР вправе надеяться на его уступчивость. По сообщениям СМИ, Пекин уже обратился к США с соответствующим требованием.
Для неосведомленных наблюдателей изменение американской риторики с «США не поддерживают независимость Тайваня» на «США выступают против такой независимости» не выглядит весомой разницей. Но для Китая подобное заявление будет означать зеленый свет в отношении «мирной» или не очень интеграции Тайваня с материковым Китаем. Пока что Государственный департамент отмечает неизменность позиции США о соблюдения политики «одного Китая» и оппозиции односторонним изменениям имеющегося статуса. Ситуация выглядит таким образом, что Белый дом ведет торговые переговоры одновременно с Тайбеем и Пекином, стараясь не нанести ущерб тесным связям с Тайванем, но и не испортить диалог с Си.
По мнению азиатских аналитиков, ситуация вокруг Тайваня в условиях новейшей политики администрации США ухудшается. Уже практически никто не сомневается, что США не будут вмешиваться в драку между сторонами, если она все же произойдет, хотя и будут продолжать политику сдерживания КНР.
Для стран Восточной Азии это плохие новости, поскольку переход Тайваня под контроль КНР будет означать установление контроля над Южно-Китайским морем, подводными кабелями связи, резкое ухудшение стратегической позиции Японии в связи с возможностью морской блокады японских островов и окончательное разочарование азиатских государств в способности США проводить сильную политику в регионе.
В то же время специалисты отмечают, что армия Тайваня очень хорошо оснащена наиболее современным оружием и натренирована защищать остров с любой стороны, поэтому легкой прогулкой для армии КНР, которая не воевала 50 лет, возможная агрессия не будет. Пока что остается без ответа вопрос о действиях Японии в этой ситуации, поскольку Силы самообороны этой страны не владеют достаточной мощностью самостоятельно вмешиваться в конфликт. Стоит ожидать, что и по этому поводу Трамп будет иметь серьезный разговор с новой главой правительства Японии.
Тайвань в рамках возможного поддерживает Украину и очень внимательно следит за событиями на фронтах нашего сопротивления российской агрессии. Многие эксперты проводят аналогию между параноидальным стремлением Путина подчинить Украину и особым упором Си Цзиньпина на проблеме воссоединения.
Сегодня значительная часть синологов говорит о невозможности применить силу со стороны КНР, принимая во внимание исторические аспекты возникновения РК и КНР и фактическую принадлежность народов с обеих сторон Тайванского пролива к синской культуре. Однако и о возможной агрессии России против Украины до 2014 года говорили лишь единицы, а того, что происходит сейчас, не предполагал никто. Как трудно было предвидеть появление именно в критический момент подготовки к саммиту США—КНР публикации в The Guardian о том, что Тайвань стал крупнейшим в мире покупателем некого продукта нефтепереработки происхождением из России (так называемой naphtha). Сам факт, скорее всего, соответствует действительности, но важно принять во внимание, что именно из этого продукта на Тайване производят необходимые химические элементы для чипов.
Без поддержки экономики в динамичном состоянии Тайвань не сможет противостоять давлению КНР. Кроме того, Тайвань, как и Япония, практически на сто процентов зависит от импорта энергоресурсов, и потому обе страны вынуждены покупать их часть в России, несмотря на введенные против нее двусторонние и международные санкции. Стоит отметить, что в обеих странах ищут пути к прекращению сотрудничества с агрессором, но сейчас сделать такой шаг чрезвычайно сложно.
Празднование 3 сентября в Пекине окончания Второй мировой войны высветило еще один аспект тайванской проблемы, который нельзя игнорировать. Си Цзиньпин, как и Путин, старается переписать историю. В его версии именно коммунистический Китай победил в войне против Японской империи, а не войска Гоминьдана. Новейшая история КНР, по версии Си, должна выглядеть как непобедимое движение от обнищания до процветания, от бедности до зажиточности. Именно поэтому ему нужен Тайвань внутри КНР, а не извне. Поглощение Тайваня должно завершить процесс формирования славного прошлого КПК, тем самым оправдывая ее стремление контролировать будущее.