Владимир Фесенко. Почему Путин начал войну и кто действительно ответственен
Бывшая федеральный канцлер Германии Ангела Меркель в последние дни вызвала новую волну критики в Европе, сделав ряд резонансных заявлений о причинах полномасштабного вторжения России в Украину. В интервью венгерскому проекту Partizan, выдержки из которого приводит немецкая пресса, политик пожаловалась, что ее попытка в 2021 году начать новый формат диалога с Владимиром Путиным на уровне ЕС была заблокирована. Меркель прямо намекнула, что именно сопротивление Польши и стран Балтии, которые "боялись, что у нас не будет общей политики в отношении России", помешало переговорам и, косвенно, привело к эскалации и войне. Дополнительной причиной она назвала пандемию COVID-19, которая якобы сделала невозможными личные встречи с Путиным, что способствовало его политической радикализации. Эти заявления, совпавшие с выходом ее мемуаров, немедленно вызвали возмущение и резкую критику со стороны восточноевропейских лидеров, которые напомнили, что предупреждали об угрозе российской агрессии задолго до 2022 года.
Интернет-издание From-UA попросило прокомментировать эти скандальные тезисы, а также попытку экс-канцлера Германии переложить часть ответственности за агрессию РФ на восточноевропейских партнеров, известного украинского политолога, председателя правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко:
— Это банальное оправдание Меркель. Она уже не первый год находится под критикой. Почему сейчас она делает такие заявления? Потому что появилась книга ее мемуаров, где она оправдывает свои действия, утверждая, что все делала правильно и что она не виновата в том, что Путин развязал эту войну. Но после публикации мемуаров в ее адрес появилось много критики, и, насколько я понимаю, она продолжается до сих пор. Все же ее не простили даже в Германии. Не простили то, что она слишком пошла на уступки Путину. И хотя это, пусть и не прямо, не было причиной войны, безусловно, это способствовало тому, что Путин почувствовал, что Запад не будет реагировать, и пошел войной против Украины.
Насколько я понимаю, Меркель решила оправдаться и переложить ответственность на других, утверждая, что виноваты Польша и страны Балтии, которые якобы выступали против контактов и переговоров с Путиным. Я считаю, что такая точка зрения — большая ошибка Меркель, поскольку для абсолютного большинства политиков и экспертов совершенно очевидно, что война началась не по этой причине. Не из-за Польши или стран Балтии. На самом деле переговоры с Путиным проводились. Здесь точно не проблема Польши или стран Балтии.
Причина войны заключается в ненависти Путина к Украине, в его убеждении, что Запад слаб и не будет ему противодействовать, и что Украина слаба и ситуация у нас ухудшается. Это была ошибочная оценка как в отношении нас, так и в отношении Запада. Путин ошибся, но он считал, что сейчас удобное время и стечение обстоятельств позволит ему быстро победить Украину. Вот в чем суть войны: ненависть Путина к Украине и его намерение уничтожить независимость и вернуть контроль над нашей страной. Польша и страны Балтии здесь абсолютно ни при чем. Точка зрения Меркель не только ошибочна с фактической точки зрения, но и с моральной неприемлема. Она не отражает реальность ситуации.
Даже без дипломатии можно сказать прямо — госпожа Меркель просто лжет. И страны Балтии, и Польша уже ее раскритиковали. Переговоры с Путиным проводились, никто их не запрещал и не мог запретить. Любой, кто знаком с европейской политикой, знает, что ни поляки, ни страны Балтии не имеют права вето на переговоры, они не могут запретить канцлеру ФРГ вести переговоры. Кто бы ни был канцлером. Например, в конце прошлого года, когда уже было известно, что состоятся выборы в бундестаг, Шольц звонил Путину — и кто-то ему запретил? Нет такой возможности.
Почему я говорю, что Меркель лжет? Потому что это легко проверить. Она встречалась с Путиным в 2021 году до своего ухода с поста и вела переговоры. Более того, американцы тоже пытались вести переговоры. В июне 2021 года новоизбранный тогда президент США Байден встречался с Путиным в Швейцарии. На некоторое время это сработало, но осенью 2021 года Путин решил начать войну и приступил к подготовке, о чем американцы знали. Кроме того, буквально перед российским вторжением в Украину в Москву приезжал директор ЦРУ Бернс, который ранее был послом США в России. Он пытался убедить Путина не начинать войну, но не удалось.
Еще один пример — длинный стол, с одной стороны Путин, с другой Макрон. Президент Франции пытался убедить Путина. Позже, когда Шольц сменил Меркель на посту, он тоже пытался убедить Путина. Эти конкретные примеры показывают, что Меркель вводит в заблуждение. Переговоры с Путиным проводились со многими западными лидерами, включая ее. Пыталась ли она убедить Путина не нападать на Украину — мы не знаем. Она, кстати, перед отставкой посетила Россию и встречалась с Путиным, а также посетила Украину, где ее наградили.
— А все ли европейские лидеры понимали, что Минские соглашения, о которых говорит Меркель, были лишь оттягиванием времени со стороны Путина?
— Это тоже попытка Меркель оправдать себя, потому что в адрес Минских соглашений было много критики. Советую всем прочитать мемуары французского президента Олланда, который участвовал в переговорах в Минске. Он подтверждает, что ключевую роль играла сама Меркель — то есть основными были Меркель и Путин. К сожалению, Порошенко решающей роли не играл. Он, безусловно, активно участвовал в переговорах, поскольку Путин давил военным путем и шантажировал, что влияло на позицию нашей переговорной группы.
Однако ключевую роль со стороны Запада сыграла именно Меркель. В 2022 году она заявила, что действовала, чтобы дать Украине время на восстановление и подготовку, что российская пропаганда использовала в своих интересах. На самом деле, как пишет Олланд в мемуарах, тогда никто, включая Меркель, не думал о большой войне или о том, чтобы дать Украине время для подготовки. Они искренне верили, что уступки Путину смогут прекратить конфликт.
Кроме Минских соглашений, стратегическое значение имела политика в отношении «Северного потока» и «Северного потока-2». Первый был еще до 2014 года и не сдержал Путина, а второй Меркель сознательно поддержала после 2014 года. Логика была такова: лучше торговать, чем воевать — чисто немецкий подход. Считалось, что если Путин будет зависеть от торговли с Европой, у него исчезнет мотивация к войне. Меркель искренне в это верила, но логика не сработала.
Вместо того чтобы признать собственные ошибки и покаяться, она придумывает версии, которые не соответствуют действительности и выглядят аморально. Если бы не было войны России против Украины, Меркель осталась бы в немецкой истории как положительный персонаж, а эта война стала огромным ударом по ее репутации.