Зачем Трамп протянул руку Лукашенко
Зачем Трамп протянул руку Лукашенко
Как и у Москвы, у Минска нынче значительно потеплели отношения с Вашингтоном.
Но самопровозглашенному президенту Беларуси Аляксандру Лукашенко удалось то, чего не смог добиться Путин, — частичной отмены санкций со стороны США. После ряда визитов в белорусскую столицу представителей американской администрации и телефонного разговора Дональда Трампа с Лукашенко, Белый дом принял решение снять ограничения с белорусской авиакомпании «Белавиа» и восстановить работу посольства США в Минске. В обмен на это Лукашенко освободил 52 политзаключенных.
Освобождение политзаключенных это всегда хорошая новость. Проблема в том, что в белорусских тюрьмах их больше тысячи, а власти не собираются прекращать репрессии против оппонентов режима. Один из последних приговоров был вынесен автору ZN.UA, политологу Игорю Ильяшу: в сентябре Минский городской суд приговорил его к четырем годам колонии строгого режима по обвинениям в «дискредитации» Беларуси и содействии «экстремистской деятельности».
Мотивы Лукашенко, развивающего отношения с администрацией Трампа, более-менее очевидны.
Во-первых, он стремится расширить поле для маневра в ситуации, когда Минск политически и экономически зависит от Москвы, а взаимодействие Беларуси с Китаем не может уравновесить влияние России. Это дает лично Лукашенко больше политических возможностей, в том числе и при обсуждении его будущего. При этом, как отметил в разговоре с ZN.UA представитель украинских спецслужб, эти контакты не связаны с планами Лукашенко в отношении младшего сына Коли.
Во-вторых, Лукашенко заинтересован в снятии напряженности в регионе, отмене санкций против Беларуси и открытии европейского рынка для белорусских товаров. Ведь хотя Минск и ведет агрессивную кампанию по проникновению на рынки стран Азии, Африки и Латинской Америки, именно Европа является основным потребителем белорусской продукции. Но этот рынок закрылся в 2022 году, а российский не в состоянии в полной мере компенсировать европейский.
Однако Евросоюз взялся за Беларусь всерьез. И пока не намерен отменять санкции.
В частности, Брюссель не собирается снимать запрет на полеты «Белавиа» в европейские страны. Равно как и введенные в 2022 году санкции против «Беларуськалия». До этого Минск зарабатывал на экспорте удобрений до 2,5 млрд долл. в год. Санкции оказали влияние и на грузовой транзит территорией Беларуси, поскольку прекратились поставки товаров из России в Европу. А они приносили значительную прибыль в бюджет. Частично эту проблему Минску удалось решить за счет наращивания китайских перевозок: по белорусской территории перевозят 90% железнодорожных грузов между ЕС и КНР.
Драйверами жесткой политики Евросоюза стали Польша и страны Балтии. Единую позицию ЕС Лукашенко не удается расшатать даже с помощью Венгрии. Но в отличие от ЕС, США демонстрируют большую гибкость по отношению к Беларуси, даже несмотря на то, что Лукашенко не собирается делать какие-либо шаги для либерализации своего режима.
Так какие же цели преследует Трамп, бросая спасательный круг Лукашенко и выводя его режим из международной полуизоляции?
Это связано прежде всего с личностью американского президента: Трамп, с его размытыми этическими нормами, изначально готов к сделкам с любыми режимами и предпринимает шаги, радикально отличающиеся от политики предыдущих администраций США. «Трамп — это набор неоправданных иллюзий и гешефт-дипломатии», — отметил в комментарии ZN.UA народный депутат Богдан Яременко, последнее десятилетие занимавшийся белорусской проблематикой.
Судя по всему, в Вашингтоне не доверяют старым каналам связи и не уверены, что до Путина доходит именно то, что хочет донести администрация Трампа. Не так давно спецпредставитель президента США Кит Келлог пояснил, что цель диалога с властями Беларуси — «обеспечить открытый канал коммуникаций, по которому наши послания могут передаваться президенту Путину». Келлог откровенно признал, что именно это, а не освобождение политзаключенных в Беларуси, изначально было главной задачей американских посланников, посещавших Минск.
Источники ZN.UA в украинских спецслужбах отмечают, что Лукашенко не раз посылал сигналы, что он открыт к посредничеству между Западом и Россией и готов консультировать западных политиков в их диалоге с Путиным, поясняя слова и действия российского президента. «Скорее всего, один из сигналов услышали в Белом доме и решили через Лукашенко передавать информацию Путину. Если Лукашенко его доверенное лицо, то почему бы и не использовать этот контакт?», — поясняет мотивы администрации Трампа представитель украинских спецслужб.
По его словам, в Москве позитивно реагируют на этот диалог между Вашингтоном и Минском, поскольку это дополнительный канал коммуникации, напрямую не связанный с Россией. «Этот канал эффективный: информация не искажается. В целом же, диалог между Лукашенко и Трампом — один из элементов процесса формирования какой-то конструкции договоренностей в регионе: белорусы представляют интересы россиян в контексте завершения войны», — полагает наш собеседник.
Новый курс Вашингтона вносит раскол в единую позицию Запада и ослабляет и без того слабую белорусскую оппозицию. Конечно, Лукашенко постарается использовать ситуацию во внутренней пропаганде, подавая это как признак ослабления международного давления. Кроме того, этот шаг Вашингтона Минск будет использовать, чтобы продемонстрировать, что способен вести отдельный диалог с различными западными игроками.
К чему приведет белорусско-американское потепление неизвестно, поскольку это зависит от многих факторов. При этом, не исключил в комментарии ZN.UA эксперт Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии Артем Шрайбман, существует вероятность, что если отношения России и США снова упадут до уровня, который был до Трампа, то «в какой-то момент Путин может сказать: Саша, ты заигрался, хватит уже тебе с нашим главным врагом налаживать отношения». И Саша будет вынужден послушаться, ведь это будет уже совсем другой уровень риска для режима Лукашенко.
В свою очередь наш собеседник из украинских спецслужб отметил, что хотя Минск — союзник Москвы, у него всегда были контакты с Западом: без них Лукашенко не будет иметь влияние в отношениях с Путиным.
В том, как далеко готов будет пойти Вашингтон, многое зависит от того, как далеко будет готов пойти Минск. Конечно, Беларусь и далее будет освобождать политзаключенных: Лукашенко хочет стабилизации ситуации в регионе, поскольку это позволит белорусской продукции вернуться на европейский рынок. И хотя с территории Беларуси в Польшу, Латвию и Литву и проникают нелегальные мигранты, Минск, как уверяют источники ZN.UA в украинских спецслужбах, старается все же не провоцировать Варшаву, Вильнюс и Ригу.
Дальнейшие действия Лукашенко определят и шаги Евросоюза. Возможно, что смягчение санкционного режима со стороны ЕС и является предметом переговоров между Минском и Вашингтоном. Маловероятно, что Брюссель авансом смягчит политику в отношении Беларуси. Равно как для европейских стран будет недостаточно, если Лукашенко будет освобождать политзаключенных лишь небольшими партиями. В свою очередь Лукашенко боится продешевить в «торге» политзаключенными.
Артем Шрайбман полагает, что нынешний курс Вашингтона на потепление отношений с Минском во многом зависит от того, как долго Трамп будет сфокусирован на попытках добиться мирного соглашения между Украиной и Россией: это во многом определяет интерес главы Белого дома к Восточной Европе в целом и Беларуси в частности. Не исключено, что на каком-то этапе у Трампа иссякнет интерес и он переключится на другие проблемы. А без его заинтересованности сложно представить, что «оттепель» будет продолжаться.
Нынешний режим «потепления» между Вашингтоном и Минском выглядит очень хрупким. В конечном счете все будет определяться развитием войны России против Украины. Пока же Лукашенко и далее под колпаком у Путина, а любые попытки выйти за орбиту российского влияния будут крайне рискованными для него и его семьи.