Опубликовали сценарий незавершенного последнего фильма Чарли Чаплина "Чудак"
Опубликовали сценарий незавершенного последнего фильма Чарли Чаплина "Чудак"
Неизвестный широкой общественности сценарий незавершенного последнего фильма Чарли Чаплина под названием "Чудак" (The Freak) впервые опубликовало издательство Sticking Place Books, сообщает The Guardian. Сюжет, над которым Чаплин работал в течение почти десяти лет и до своей смерти в 1977 году, сочетает элементы фантастики и философии.
"Чудак" рассказывает историю прекрасного существа с крыльями — получеловека, полуптицы, по имени Сарафа, которая обладает сверхъестественной силой исцелять и приносить мир. В заметках Чаплина указано, что он планировал появиться в фильме в коротком эпизоде испуганного пьяницы, который наблюдает за полетом Сарафы над зданиями британского парламента.
Рабочие материалы фильма — черновики, раскадровки, финансовые прогнозы, технические протоколы и графики производства — свидетельствуют, что режиссер был близок к началу съемок. По объему документов "Чудак" превосходит любой другой проект Чаплина. Биограф художника Дэвид Робинсон, который подготовил книгу на основе этих материалов, отметил: "Жаль, что его не завершили, потому что это мог бы быть замечательный фильм".
""Чудак" — это гораздо больше, чем просто потерянный киносценарий, это глубокая медитация о невинности и коррупции, изгнании и принадлежности, вере и эксплуатации", — говорится в описании издания.
На роль Сарафы режиссер выбрал свою дочь Викторию Чаплин, которая тогда еще была подростком. Она вспоминала, что ее отец "неделями и месяцами наблюдал за движениями птиц, пытаясь воспроизвести на экране настоящее ощущение полета". По ее словам, Чаплин стремился найти собственный, оригинальный способ передать полет, но смерть прервала его поиски.
"Я уверена, что он бы нашел этот путь. Но время подрезало ему крылья", — делится Виктория.
Издатель Пол Кронин отметил, что главная героиня "Чудака" по своему образу подобна Маленькому Бродяге. Это вневременная, одинокая, отчужденная фигура, через которую Чаплин исследует тему человеческой инаковости.
Новое издание станет первой полной публикацией на английском языке. До этого момента сценарий существовал только на итальянском в ограниченном тираже, опубликованном в 2020 году Cineteca di Bologna, которая каталогизирует архив режиссера.
Редактор Сесилия Ченчиарелли из Cineteca di Bologna рассказала, что даже исследователи Чаплина были удивлены масштабом найденных материалов: "Мы получили сотни страниц, о которых раньше не знали даже эксперты, и обнаружили, что "Чудак" почти не упоминается даже в биографиях режиссера".
В найденных записях фигурируют данные о кастинге с пометкой "конфиденциально". Среди кандидатов на главную мужскую роль — Роберт Вон, Джеймс Фокс и Ричард Чемберлен, которые могли сыграть профессора английского языка, находящего Сарафу раненой на крыше своего дома. В одном из диалогов с ним героиня признается: "Я ненавижу свои крылья. Они пугают людей. Я боюсь всех, и все боятся меня". В другом отрывке Чаплин писал, что Сарафа "любила его, хотя он был без крыльев".
В 1969 году Чаплин приезжал в Лондон, чтобы исследовать технологические возможности для создания сцен полета. Он проводил встречи с компаниями, специализирующимися на трюковых эффектах, и с экспертами студии Shepperton Studios.
Один из художников, Джеральд Ларн, который создал более 150 рисунков к проекту, вспоминал: "Чарли очень точно описывал, что он хочет видеть. Мы понимали, что это сложная работа, но не невозможная. И он всегда находил время, чтобы дать нам отклик".
Руководитель поместья Чаплина Арнольд Лозано назвал будущее издание "первой полной презентацией последнего незавершенного кинопроекта художника". По его словам, книга содержит более 3000 страниц текстов, эскизов, фотографий, заметок и музыкальных композиций, созданных самим Чаплином.
""Чудак" — это, вероятно, последнее большое наследие режиссера, уникальное в его наследии. Эта публикация предлагает редкий взгляд на один из самых выдающихся проектов его 63-летней творческой жизни в кино", — подытожил Лозано.
В то же время в США вышла книга, которая более века считалась утраченной — "Жизнь Вайолет" (The Life of Violet) британской писательницы Вирджинии Вулф, пока ее рукопись не нашла профессор Урмила Сешагири. Сборник из трех юмористических рассказов, написанный в 1907 году, содержит истории о великанше и демонстрирует неизвестную юмористическую сторону творчества автора.