Древнее кораблекрушение переписывает историю торговли железного века
Древнее кораблекрушение переписывает историю торговли железного века
Ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего и Хайфского университета изучили древние кораблекрушение железного века. Полученные данные могут изменить существующие представления о древней торговле в Восточном Средиземноморье, сообщает UC San Diego Today.
В своей статье ученые описали первую находку грузового корабля железного века в древнем порту в Израиле. Это стало первым прямым свидетельством морской торговли, ранее торговые пути изучали только по находкам, сделанным на суше.
Ученые обнаружили три отдельных затопленных грузовых комплекса в лагуне Дор, также известной как лагуна Тантура, на израильском побережье Кармель. Когда-то здесь находился оживленный портовый город Дор, находившийся на перекрестке египетской, финикийской, а позднее ассирийской и вавилонской торговли.
Это одни из немногих известных во всем Средиземноморье грузов железного века и первые, связанные с известным портовым городом железного века в Южном Леванте.
Все три груза принадлежат к разным эпохам железного века и отражают сдвиги в политическом экономическом ландшафте тех времен.
Дор М, самый древний груз, датируется XI веком до нашей эры. Это несколько кувшинов и якорь с кипро-минойской надписью.
«Надписи на якоре и кувшинах для хранения, найденные в Дор М, указывают на связь с Кипром и Египтом, а типология кувшинов указывает на финикийское побережье. В совокупности находка Дор М согласуется с египетским «Сообщением Венамуна» — литературным текстом, датируемым около 1000 г. до н. э., в котором описываются морские путешествия в Дор и дальше в этот период», - заявили ученые.
Дор L1 состоит из кувшинов и тонкостенных чаш в финикийском стиле, датируемых концом IX — началом VIII века до н. э. В отличие от Дор M, этот груз не содержит свидетельств торговли с Египтом и Кипром. Это согласуется с находками, сделанными на суше, которые указали на упадок связей Дора и импорта под контролем Израиля. Вместе с тем, обнаружение груза предоставляет «неоспоримые доказательства продолжения морской деятельности» в этот период.
Дор L2 – это младший и наиболее хорошо сохранившийся из трех груз. Его датировали концом VII – началом VI века до н. э. и содержит наиболее полный груз. Он включает амфоры с корзинчатыми ручками в кипрском стиле и, что примечательно, железные крицы (пористые массы металлического железа и шлака, являющиеся промежуточным продуктом плавки железной руды). «Якоря железного века с деревянными и свинцовыми компонентами встречаются редко, но засвидетельствованы в археологических данных», – заявили ученые и подчеркнули, что такие крицы «указывают на раннюю промышленную торговлю металлами» в то время.
По словам исследователей, груз относится ко временам, когда Дор был процветающим морским центром, находившимся под контролем Вавилонской или Ассирийской империй. Находка хорошо согласуется с другими затонувшими кораблями железного века, найденными вдоль побережья Анатолии, которые указывают на «расширенную зону взаимодействия» после того, как Дор «вернулся под контроль финикийцев».
Ученые отмечают, что находки являются только началом, поскольку на данный момент они исследовали только 25% песчаной отмели, на которой находились грузы, и раскопки продолжаются.
Недавно сообщалось, что после десятилетий поисков исследователи обнаружили обломки трехмачтовой шхуны FJ King на дне озера Мичиган вблизи полуострова Дор. Это грузовое судно, которое перевозило железную руду, затонуло во время шторма в сентябре 1886 года и из-за противоречивых свидетельств о месте катастрофы стало известным как «корабль-призрак».