Из Покровска – в этнохату, а потом в неизвестность: семья пенсионеров снова ищет дом
До войны пенсионеры Людмила и Анатолий Березы из Покровска жили спокойной умиротворенной жизнью. Анатолий ходил на работу на шахту, Людмила выращивала розы… Ее розарию завидовали многие – в благоухающем цветочном саду красовались 150 сортов роз. Свой цветущий сад женщина создавала на родине отца, в 150 км от Покровска, в селе Васильевка на Днепропетровщине. Сюда в более-менее спокойное время можно было кататься хоть каждые выходные. Когда прозвучали первые выстрелы еще в 2014-м, уход за розами отошел на второй план, а сельская дача стала домом.
Дача стала домом
Окончательно спокойная жизнь и планы на такую же старость канули 24 февраля 2022 года. В этот день супруги, уже пенсионеры, помня 2014 год, когда Покровск стал одним из городов, оказавшихся в эпицентре начавшихся беспорядков, а по улицам бродили то ли сепаратисты, то ли бандиты с автоматами, начали собирать вещи. Благо ехать было куда – в ту же Васильевку, где Людмиле по наследству досталась старая хата-мазанка. Из глины, под крышей из камыша – такая же старинная украинская сельская хата, которые стоят в музеях под открытым небом. Сносить и строить новую не стали – превратили 150-летнее жилище почти что в музей. По крайней мере, более ухоженной украинской хатки с традиционными горшками на заборе, с изобилующим урожаями перцев, огурцов, помидоров, малины и клубники огородиком и самыми разными цветами в округе было не найти.
Сегодня эта хата, с любовью подрихтованная, выбеленная, с ухоженным аккуратным двором вновь всматривается вдаль, ожидая, когда хоть кто-нибудь переступит ее порог. Приближающиеся к селу боевые действия заставили супругов вновь собирать пожитки – и бежать подальше от войны.
Уезжали предпоследними
- В этот раз Березы ждать первых выстрелов не стали, уехали несколько недель назад, - отмечают Коротко про жители Васильевки, все еще остающиеся в селе. – Каждый день у нас люди уезжают. Семей с детьми уже и не осталось, только пенсионеры.
На улице, где раньше жили Анатолий и Людмила Березы, никого не осталось – последняя семья выехала сразу после них.
- Все бежали, территория считается зоной боевых действий (Межевская община официально считается зоной боевых действий с 19 сентября. – Авт.), - вздыхает в разговоре с Коротко про Людмила Береза. – Мы сейчас у детей в Обухове в Киевской области. Но нам всем вместе очень тесно – срочно ищем жилье. Смотрели небольшие домики в области, но их качество, скажем так, плохонькое. Наш домик в Васильевке давно нам достался, мы за ним присматривали, поэтому он был еще ничего. А так он 1887 года постройки. Но там родное все – даже камыш на крыше перевязан жгутами из соломы. Верхний, уже сгнивший слой, мы сами меняли. Косили и сушили камыш специально.
К традиционной украинской чудо-хате, такие ведь мало где уже остались, много раз приезжали экскурсии. Чиновники от культуры хорошо знали хозяев. Даже в Петриковке, поселке, которому принесла всеукраинскую известность местная знаменитая петриковская роспись, заметили пенсионеров из Донецкой области. Здесь, в сотне километров от Васильевки, Анатолия и Людмилу Берез отметили грамотой – за сохранение национальных традиций. Ведь могли же, действительно, не с камышом заморачиваться, а жестью или шифером крышу накрыть – как остальные селяне.
Супруги сохранили 150-летнюю хату-мазанку в первоначальном виде, сделав ее объектом экскурсий. Фото:ua.trip-impressions.com
Был "прилет" – в доме обрушились лестничные пролеты
Раньше, может быть, у Анатолия и Людмилы еще были надежды на то, что они вернутся в свою квартиру в Покровске.
- Мы были там последний раз летом прошлого года, в июле - я переоформляла пенсию, - вздыхает Людмила Береза. – В Покровске регулярно были "прилеты" – по железной дороге, по гостинице. Тогда много людей пострадало, погибло. Службы съехались – и повторный "прилет"… Посреди бела дня, рядом остановка… Больше не ездили, а этим летом увидела в интернете – наш дом выгорел. В прошлом году там уже вообще начался ужас. И по нашему дому были "прилеты", там, говорят, даже лестничные пролеты обрушились. Сейчас мы в зависшем состоянии, как между небом и землей…
Теперь пути обратно нет. Да и некуда возвращаться.
В Васильевке, куда на постоянно супруги и не думали переезжать, если б не война, Людмила и Анатолий прожили три с лишним года. Сейчас же расширяющиеся на все большие территории военные действия выгнали их и отсюда.
Васильевка – умирающее село. Таким оно было и раньше, война лишь ускорила его агонию. Люди отсюда пытались убежать еще до того, как по району начал разноситься грохот орудий. Жителей, от силы, набиралось сотня с лишним. Теперь же остаются единицы. А хата под камышовой крышей, как у Берез, пожалуй, единственная. Остальные, брошенные хозяевами, стоят, в основном, под шифером. Выбитые окна , рухнувшие заборы… Такая сегодня Васильевка. На фоне этой разрухи беленькая ухоженная хата Берез под камышом – как с картинки. Не зря экскурсии сюда водили.
Сейчас супруги ищут новый дом. В двух комнатах четверым взрослым с ребенком и вторым на подходе - тесновато. Может быть, сейчас, в преддверии зимы, в их дверь наконец постучится чудо.
Людмила до самого отъезда держала цветник и огород в идеальном порядке. Фото: suspilne.media