/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F9%2Fa3c8526863512805ad47d2729b308496.png)
Некачественные услуги ЖКХ: когда и как украинцы могут законно не платить полную сумму
Украинцы имеют законное право не переплачивать за некачественные или не предоставленные коммунальные услуги — и даже требовать перерасчета, если тепло, вода или другие сервисы не соответствуют установленным нормам. Об этом рассказал юрист АО "EvrikaLaw" Андрей Шелых.
Согласно пункту 1 части 1 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах", каждый потребитель имеет право получать качественные услуги в установленные сроки в соответствии с условиями договора. Это касается поставок тепла, горячей и холодной воды, водоотвода, а также содержания домов и придомовой территории.
«На практике потребители часто сталкиваются с проблемой некачественных услуг — например, во время отопительного сезона температура в квартире ниже нормативной (менее 18 градусов) или горячая вода чуть теплая. В таких случаях жители имеют полное право требовать перерасчета», — объясняет Шелых.
Чтобы доказать факт нарушения, необходимо обратиться к поставщику услуг с требованием провести проверку. Представитель компании обязан прибыть для измерения температуры, давления или других показателей в зависимости от вида услуги.
После проверки составляется акт-претензия – официальный документ, в котором фиксируются результаты проверки. Его подписывают обе стороны: потребитель и представитель поставщика или управляющего дома. Конкретно этот акт является основанием для проведения перерасчета.
«Если поставщик отказывается реагировать или не появляется, потребитель имеет право составить акт самостоятельно, пригласив двух свидетелей – соседей или других жильцов дома. Это также будет юридическим доказательством дальнейших действий», — отмечает юрист.
После составления акта компания-поставщик должна произвести перерасчет в течение одного месяца. Если факт неоказания или некачественного предоставления услуги подтвержден, потребителю уменьшают сумму оплаты или начисляют компенсацию.
В случае, если поставщик игнорирует требование или отказывается производить перерасчет, потребитель может обратиться к:
-
органов местного самоуправления (отдела ЖКХ или коммунальной инспекции);
-
Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей;
-
суда - для принудительного обязательства произвести перерасчет.
Платежки за коммунальные услуги
В суде может потребоваться не только возврат переплаты, но и компенсация за моральный ущерб или штраф за нарушение прав потребителя.
Нормативная температура в жилых помещениях во время отопительного сезона составляет не менее 18 ° C (в угловых комнатах - 20 ° C). Если фактическая температура ниже, плата за отопление должна быть уменьшена пропорционально количеству часов и градусов отклонения.
Аналогично, если горячая вода подается с температурой ниже 40°C, такая услуга считается не оказанной.
Впереди ждет украинцев новый отопительный сезон, подготовка к которому проходит в сложных условиях военного времени. По данным правительства, готовность систем теплоснабжения превышает 80%, а в отдельных общинах уже запущено тепло для больниц, школ и детских садов.
В жилые дома отопление планируют подавать ближе к ноябрю в зависимости от среднесуточной температуры. Поэтому юристы советуют украинцам уже сейчас проверить состояние сетей, подготовить акты проверки и знать свои права — за холод в квартирах или некачественную воду платить не придется.
Напомним, скидка на каждый кубометр: как меньше платить за потребленный газ
Ранее мы рассказывали о новых суммах в платежках: сколько будет стоить доставка газа в 2026 году .
Также денег на еду не останется: как может измениться тариф на газ