Нобелевская премия по экономике — триумф инноваций и культуры роста
Нобелевская премия по экономике — триумф инноваций и культуры роста
Как только объявили лауреатов Нобелевской премии по экономике, мне начали писать в социальные сети. И не только потому, что тема премии — технологический прогресс, инновации и устойчивый экономический рост — является сквозной во многих исследованиях нашей команды.
Дело в том, что мне, как и в прошлом году, удалось не просто угадать основное тематическое направление, но и назвать двух из трех победителей еще до официального объявления. Нобелевский комитет подтвердил тезис, что будущее невозможно без культуры роста.
Джоэл Мокир — архитектор культуры роста
Согласно официальному пресс-релизу Нобелевского комитета, Джоэл Мокир (Joel Mokyr) получил свою часть премии «за то, что выявил предпосылки устойчивого роста через технологический прогресс».
Наши выводы, основанные на его трудах, сочетающих экономическую историю, философию науки и теорию инноваций, полностью коррелируют с решением Комитета:
- Технологический прогресс становится двигателем экономики только после совокупности изменений. Джоэл Мокир в работе Long-term Economic Growth and the History of Technology показывает: до Индустриальной революции инновации существовали, но не приводили к устойчивому росту. Для этого необходимы культурные и институциональные факторы.
- Культура роста (A Culture of Growth). Мокир аргументирует, что трансформация общественного отношения к знаниям, науке, инновациям — это фундаментальный, а не второстепенный фактор перехода к модерной экономике. Исторически все это строили интеллектуальная элита, транснациональные сети знаний и вера в прогресс. Культура роста в Украине нуждается не только в технологиях, но и в социальном капитале — доверии, партнерстве, открытости, инклюзивности.
- Важная интеграция науки, технологий и практики. Useful knowledge + mechanical competence + институциональная поддержка вместе порождают устойчивый рост.
- Необходимость научных объяснений. Чтобы инновации были последовательными (in a self-generating process), мало знать, что что-то работает. Комитет указывает, что Мокир доказал: нужно иметь научные объяснения, почему это работает.
- Сопротивление и инерция. Мокир исследует сопротивление технологическим изменениям (The Political Economy of Technological Change): инновации могут быть подавлены из-за политических сил, страха неудач или культурного сопротивления. Важен и эффект инерции — задержка широкого применения изобретений из-за институциональных барьеров или низкой мотивации. Это то, что мы постоянно видим в Украине.
- Интеграция. Устойчивый рост порождается сочетанием Useful knowledge (полезных знаний), mechanical competence (механических компетенций) и институциональной поддержки.
Филипп Агион, Питер Ховитт и «Творческое разрушение»
По моему мнению, идеи еще одного лауреата этого года Филиппа Агиона (Philippe Aghion) еще более важные для понимания тематики экономического развития. Агион — один из ведущих теоретиков в сфере экономики роста.
Чем лично мне близок его вклад — это тем, что в основе его взглядов лежит шумпетеровская идея «творческого разрушения». Вместе с Питером Ховиттом (Peter Howitt) он развил классическую модель эндогенного роста (Endogenous Growth Theory).
Ключевые выводы из работ Агиона
Равновесие «рента vs конкуренция». Инноваторы должны получать временные рентные сверхприбыли для инвестиций. Но если рента становится чрезмерной или барьеры входа высокие, динамика снижается. Это благо и одновременно проблема для украинских технологических гигантов, таких как Ajax, mono, «Нова пошта», Grammarly. Чрезмерная конкуренция, снижающая инвестиционную привлекательность, также вредна («эффект бегства», или escape competition).
Роль государства. Государственная экономическая политика должна адаптироваться к структуре экономики, и стимулирование должно зависеть от того, насколько компании являются инноваторами или имитаторами.
Экологический рост. В новейших трудах Агион (а именно A Theory of Endogenous Degrowth and Environmental Sustainability) рассматривает, как с ростом доходов спрос смещается к менее материалоемким товарам (услуги, качество), что прокладывает путь к экологически сбалансированному росту.
Питер Ховитт, солауреат с Агионом, дополняет модель эндогенного роста акцентом на конкуренцию как двигатель инноваций. Вместе их труды показывают, что политическая власть может стимулировать «творческое разрушение» в таких странах, как Украина, через прозрачные антимонопольные правила и инвестиции в образование и в целом в развитие человеческого капитала.
Модели Агиона (эндогенный рост) критикуют за игнорирование неравенства (в частности, приверженцы либертарианства), и, как и труды Пола Ромера, за определение существенной роли государства в развитии инноваций. Труды Мокира — исторические, но недооценивают глобальное неравенство (колониализм как фактор культуры роста в Европе).
Вместе с тем сейчас в экономической науке происходит развитие третьей волны эндогенного роста — когда инновации сочетаются с поведенческими, социальными и экологическими факторами.
О чем это для Украины
Нобелевская премия обычно это не просто награда за достижения, это интеллектуальная директива. В этом случае она четко указывает: экономическое лидерство основывается не на сырьевых ресурсах и не на исключительности индустриализации, а на знаниях, культуре и институтах.
Интеграция фундаментальной и прикладной науки, технологий, практики (по Мокиру) в сочетании с регулируемым «творческим разрушением» (по Агиону) и развитием человеческого капитала может стать дорожной картой, которая позволит Украине получить новую Национальную экономическую стратегию, выйти из олигархическо-монопольной модели и стать «житницей смыслов» — глобальной площадкой инноваций.