Россия тестирует управляемые авиабомбы с реактивной тягой — новая угроза для Украины
Россия начала применять управляемые авиабомбы с реактивной тягой — и это стало серьезным сигналом для обороны Украины. Об этом в комментарии УНИАН заявил авиационный эксперт и замдиректора производителя РЭБ Анатолий Храпчинский, который объяснил, почему новый инструмент опасен и как с ним бороться.
По словам Храпчинского, враг долго работал над модернизацией универсальных модулей планирования и коррекции (УМПК), чтобы увеличить радиус действия управляемых авиабомб. «Если говорить о бомбе "Гром-1Е", это более технологичное решение с реактивной тягой. Россияне не смогли сейчас так активно его выпускать. Но при этом они смогли настроить производство модульных УМПК для обычных классических авиабомб, которых со времен Советского Союза у них осталось очень много, и дополнительно оборудовали их китайским реактивным двигателем, то есть увеличили радиус действия», — пояснил эксперт. Эти слова важно привести дословно: они объясняют техническую ниточку от советских свободнопадающих боеприпасов к сегодняшним реактивным КАБам.
Храпчинский отмечает, что зафиксированные случаи — пока что испытания технологии. Но уже видно: при минимальной себестоимости и доступности китайских реактивных двигателей противник сможет масштабировать производство таких «усиленных» бомб и забрасывать ими территории Украины. «Мы видим, что это эффективно для врага, оно долетает на большое расстояние. Возможно, с погрешностью относительно удара по цели, но в любом случае это инструмент террора, который враг может использовать в большом количестве. Потому что свободнопадающих бомб у него достаточно, китайский реактивный двигатель не является запрещенным элементом для закупки, ведь эти двигатели используются для авиамоделирования. И дополнительно модуль УМПК активно производится в том же подмосковном Королеве», — также подчеркнул эксперт, и эту цитату тоже оставляем без изменений, потому что она отражает оценку уязвимости.
Что с этим делать? По мнению Храпчинского, имеются частичные средства противодействия — РЭБ, дроны-перехватчики, точечный огонь по самим боеприпасам. Но все эти меры точечные и не решают проблему полностью: чтобы перехватить КАБ дроном, нужно точно знать траекторию и исходную позицию, а это не всегда возможно. «Мы можем противодействовать. Но надо искать действенные инструменты, которые не будут истощать наши возможности. Условно говоря, надо перехватывать самолеты, а не КАБы. Есть решения по применению, например, дронов-перехватчиков. Но все равно это точечное решение, которое не закроет проблему полностью. Потому что для того, чтобы перехватить дроном, надо знать, откуда летит, на какой высоте, точная координата цели», — сказал он.
Поэтому эксперт настаивает на главном: наращивать авиационные возможности, чтобы «перехватывать российские самолеты или уничтожать их на аэродромах базирования», которые входят в зону до 300 км вокруг границ Украины. Храпчинский приводит расчетную карту аэродромов и говорит, что таких опорных пунктов у россиян порядка девяти оперативных баз, откуда летают ударные самолеты. Ликвидация таких аэродромов или ограничение их работы значительно снизит поток КАБов.
Он также напомнил об опытах использования РЭБ против КАБов: эти системы могут сбивать прицеливание и уводить бомбу в сторону, но не гарантируют, что она не детонирует где-то рядом. «Поэтому надо искать решение по уменьшению возможности применения, что возможно при уничтожении самолетов и аэродромов. А для этого нам в первую очередь нужны дроны мидл-страйк и средства поражения вроде ракет "Атакамс", которые бы очень качественно работали по этим целям», — заключил Храпчинский, и эта позиция онкологически важна для понимания стратегических приоритетов.
Интересно и его сравнение с «Томагавками»: по мнению эксперта, «Атакамсы» дали бы больше эффекта против аэродромов и баз, чем «Томагавки», потому что последние — стратегическое оружие и решают другие задачи. «"Томагавк" — это стратегическое оружие, условно говоря, которое лишит возможностей выпускать модули УМПК в подмосковном Королеве. Но все равно у России остается инструмент (для запуска бомб), то есть самолеты в приграничных аэродромах. И плюс модули УМПК могут выпускаться на любом производстве РФ, где есть 3D-ЧПУшный станок, не нужно какое-то высокотехнологичное оборудование», — отметил он.
Выводы простые и тревожные: новая волна дешевых, легко масштабируемых КАБов с китайскими реактивными двигателями делает авиацию и портовую инфраструктуру более уязвимыми. Ответ Украины — сочетание локальных средств противодействия (РЭБ, перехватчики, ПВО для защиты ключевых объектов) и стратегического наращивания ударных возможностей по аэродромам и узлам базирования противника. Пока что это тесты со стороны РФ, но уже сегодня надо искать и внедрять комплексные решения, чтобы не допустить массового применения этой дешевой формы террора.
Ключевые слова: управляемые авиабомбы, КАБ, УМПК, реактивная тяга, китайский двигатель, РЭБ, дроны-перехватчики, аэродромы, Храпчинский, Атакамс, Томагавк, авиация, оборона, Украина.